Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Изетова Елена Дмитриевна

 ИОМ позволяет организовать воспитание, обучение и социализацию ребенка с учётом его психофизиологических особенностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ на 2020 – 2021 учебный год

Евпатория, 2020 г

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. Психолого-педагогическая характеристика

Фамилия, имя, отчество ребенка: Иванов  Иван Иванович

Дата рождения «22» мая 2015г.

Образовательное учреждение: МБОУ «СШ №1 им. М. Губанова» дошкольное подразделение «Чудо-остров» г. Евпатория

Старшая группа

Домашний адрес, телефон: город Евпатория, улица Загородная 19

Тел.: + 7 97999999999

Статус семьи (неполная, благополучная, состав семьи): Иван воспитывается в полной семье. Родители не в полной мере уделяют внимание воспитанию и развитию ребенка, на контакт с воспитателем идут. Воспитанник обеспечен все необходимым, проживает в удовлетворительных жилищных условиях.

Ф.И.О. родителей:

Мама: Иванова Юлия Ивановна, образование среднее специальное, продавец

Отец: Иванов Иван Иванович, образование среднее, водитель

2. Психолого–педагогическая характеристика ребенка

Иванов Иван посещает МБОУ «СШ №1 им. М. Губанова» с 05.07 2018 года. Образовательный процесс ДОУ построен на программе дошкольного образования «От рождения до школы», обучается по адаптированной образовательной программе дошкольного образования.

У Ивана мимика лица малоподвижная, плохо понимает юмор, различает эмоциональные состояния других (грустный, веселый и др.). Общий эмоциональный фон нестабилен. Не всегда следует речевой инструкции педагога в выполнении заданий, требуется уточнение и многократное повторение. Работоспособность средняя, интерес нестойкий, преобладает игровой мотив.

Уровень развития игровой деятельности ниже возрастной нормы. Вариативность игры небольшая, сюжеты мало развернуты, есть склонность к воспроизведению знакомых игровых «маршрутов».

Мотивация учебной деятельности снижена. Иван слабо ориентируется в основных временных понятиях, затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности. Недостаточный объем знаний и представлений об окружающем мире. Память механическая. Внимание нарушено, часто отвлекается. Путается в ответах на некоторые вопросы о себе и своей семье и т.п. У мальчика Снижен уровень развития восприятия, объем произвольного запоминания. Также не соответствует возрастной норме уровень развития наглядно-образного мышления. Учебная активность на занятиях отсутствует. Иван не умеет логически мыслить, анализировать. Образовательную программу не усваивает. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы.

3. Рекомендации специалистов

Выписка из заключения ПМПК: Рекомендуется обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, разработанной с соблюдением требований к комплексному психолого-медико-педагогическому сопровождению.

Рекомендованы занятия: с учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным работником.

В 2020 – 2021 учебном году Иван проходит обучение в старшей группе для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) по АОП для обучающихся с легкой умственной отсталостью.

Мальчику требуются индивидуальные занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Из-за недостаточного интеллектуального развития Иван нуждается в повышенном внимании, индивидуальном подходе к обучению со стороны воспитателя.

4. Целеполагание на 2021-2022 учебный год

Цель: создание системы комплексной помощи обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальным нарушением) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.

Задачи:

- выявить особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- осуществлять индивидуальную ориентированную педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей развития и индивидуальных возможностей;

- повышать уровень общего интеллектуального развития;

- способствовать формированию у учащегося положительной оценки себя и своих способностей;

Этап

Содержание

Сроки

Ответственные

1этап

Диагностический

1. Психолого-педагогическое обследование с целью точного выявления причин, структуры и степени выраженности отклонений в развитии, с целью выявления особенностей психического развития;

2.Психолого-педагогический мониторинг: выявление особенностей динамики

Сентябрь

Январь

Май

Воспитатель

логопед,

дефектолог, педагог – психолог.

2 этап

Реализации программы

1.Составление индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности на учебный год;

2.Проведение индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей деятельности согласно задачам и содержанию работы, отраженных в планах индивидуального сопровождения детей;

3. Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение);

4. Консультации для специалистов-участников коррекционно-образовательного процесса.

Октябрь

В течение года

Воспитатель,

логопед,

дефектолог, педагог – психолог,

музыкальный работник

3 этап

Анализа и коррекции

1. Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы;

2. Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

3. Мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, педагоги).

май .

Воспитатель

логопед,

дефектолог, педагог – психолог.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Перспективное планирование коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога

Сроки

Коли-чество

занятий

Содержание

деятельности

Направления работы.

Примеры используемых методик и упражнений.

1.

Сентябрь

3

Входная диагностика

- уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

- уровня сформированности  математических представлений.

«5 слов», «5 картинок»

«4-й лишний»,

матрицы Равена;

доски Сегена

2.

Сентябрь

5

- Развитие математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Ориентировка в числовом ряду до 10.

«Подбери узор», игры –вкладыши на величины.

« Что пропало», «Угадай Сказку»,

 «Что сначала, что потом».

3.

Октябрь

12

- Развитие математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Развитие моторики и графомоторных навыков.

Графические диктанты, палочки Кюизенера. Счет в пределах 10.

Игра «Узнай на ощупь»;

«Быстро найди и собери»;

Упражнение «Фруктовый сад».

«Обведи и вырежи»;

4.

Ноябрь

12

- Развитие математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Развитие моторики и графомоторных навыков.

- Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).

Игры «Что может быть потом», «Дорисуй вторую половину», «Шнуровка», «Запомни, сосчитай, нарисуй»;

Игровое упражнение «Пальчики-узнавальчики»;

Заштрихуй правую, левую туфельку (рукавичку);

Игра «Зоопарк».

5.

Декабрь

12

- Развитие математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Составление сериационных рядов из 4 – 5 предметов по заданному признаку величины. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора;

Игра «Что будет потом» (наелся снега - заболел, получил подарок и т.д.);

Игра «Для чего нужен предмет»;

Рисование: «Моя семья»;

Психотехнические игры «Подарок», «Секрет»;

Игра: «Украсим ёлку к празднику»,

Динамика развитие за 1 полугодие:

6.

Январь

9

- Развитие математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей);

Игра «Потерялся»

Игры «Что изменилось в комнате?»; «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Чего не бывает», «Дорисуй детали»;

7.

Февраль

8

- Развитие математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Развитие зрительного восприятия.

Работа с картинками на основе тренажеров для развития зрительного восприятия и памяти;

Тренинг конструктивного поведения (ситуации в которых ребенок разбирает самого себя);

Игры «Дотронься до…»,«Ветер дует на…»;

Игры: «Звуки группы», «Гладкий, твердый, колючий, мокрый, мягкий».

8.

Март

10

- Развитие математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Восприятие пространства.

Формирование умения решать логические задачи.

Ориентировка в помещении, на листе бумаги.

Психорисование «Весенние цветы»

Этюды: «Так будет справедливо», «Мама обиделась»;

«Дорисуй детали»;

Песочная терапия.

9.

Апрель

12

Развитие математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Восприятие пространства и времени.

Игры- вкладыши;

Времена года, их закономерная схема. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год);

Упражнение «Волшебный сундук»;

Упражнение «Цветочный магазин», «Игры в воде»;

Игры: «Путешествие в страну звуков, «Гусеница», «Рыба, насекомое, птица».

10.

Май

4

Развитие математических представлений.

- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

- Восприятие времени.

Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Определение времени по часам.

Рассказывание стихотворений с помощью жестов

«Закончи предложение» (развитие мышления, внимания, памяти)

Упражнения: «Солнечный луч», «Психологическая лепка», «Цветочная поляна», «Надоедливая муха», «Дискотека кузнечиков»

11.

Май

4

Итоговая диагностика

- уровня сформированности психических процессов (памяти, внимания, мышления)

- уровня сформированности  математических представлений.

«5 слов», «5 картинок»

«4-й лишний»,

«Последовательные

картинки»,

матрицы Равена;

доски Сегена

Динамика развития обучающегося за 2 полугодие:

2. Организационно-педагогические условия реализации  индивидуального образовательного маршрута:

- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений.

- Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии.

- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь 2021 г.), итоговая диагностика (май 2022г.), заседание ПМПк (итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия: мебель для занятий (стол, стул), канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы, предметно-развивающая среда.

Кадровое обеспечение:

Заведующий, воспитатель, педагог-дефектолог, педагог-логопед, педагог-психолог, музыкальный работник.

Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута. Основной механизм реализации индивидуального образовательного маршрута - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Режим занятий: Коррекционно-развивающие занятия педагога-логопеда, педагога-дефектолога и педагога-психолога проходят в утренние и вечерние часы.

Периодичность занятий: педагог-дефектолог – 2 раза в неделю, педагог-логопед – 2 раза в неделю. Педагог-психолог – 2 раза в неделю. Длительность занятий - 20 – 25минут.

Критерии оценки эффективности:

- усвоение учебной программы для обучающихся с умственной отсталостью;

- положительная динамика в развитии устной и письменной речи;

- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

- овладение пространственно-ориентировочными навыками;

- удовлетворенность родителей психолого-педагогическим сопровождением ребенка;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Ожидаемый  результат:

1) положительная динамика сенсомоторного развития и познавательных процессов;

2) положительная динамика в эмоционально-волевой сфере;

3) положительная динамика в развитии устной и письменной речи;

4) сформированность педагогической грамотности родителей;

5) повышение уровня социализации обучающегося в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Психолого- педагогическое обследование...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...