Проект "Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы путем активизации энергетического потенциала организма ребенка через сенсомоторное развитие"
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Харитонова Светлана Викторовна

В свете современных требований повышение эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями развития является актуальной проблемой. В проекте представлено использование приемов сенсомотрного развития для повышения резервных возможностей нервной системы организма ребенка младшего дошкольного возраста, что способствует успешной коррекционной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sensomotoronoe_razvitie.docx114.4 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Урайский специализированный Дом ребенка»

Проект «Повышение эффективности коррекционно-развивающей работы путем активизации энергетического потенциала организма ребенка через сенсомоторное развитие»

                                                                                                  Разработала:

                                                                                           учитель-дефектолог  

                                                                    Харитонова Светлана Викторовна

г. Урай, 2021 год

Краткая аннотация проекта

    В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с нарушениями развития, поэтому актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Большую помощь в этом оказывают специально организованные занятия по сенсомоторному развитию. Воздействие разнообразного мультисенсорного оборудования на органы чувств способствует активизации энергетического потенциала организма ребенка, что благотворно влияет на развитие познавательных процессов, а значит, на качество и темп коррекционно-развивающей работы. В проекте представлены разработанные автором диагностические критерии  уровня развития познавательных процессов детей младшего дошкольного возраста, создание и использование мультисенсорной развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями и способностями детей, разнообразные методы и приемы активизации энергетического потенциала в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Проект знакомит с новыми формами организации совместной деятельности педагогов и детей согласно принципу личностно-ориентированного воспитания при проведении занятий. В приложении к проекту представлена эффективность и результативность работы в виде сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов до внедрения проекта и после его внедрения (Приложение 1), а также картотека игр для осуществления сенсомоторного развития (Приложение 2).

  1. Актуальность проекта.

    В последние годы значительно возросло количество детей со сложными дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности – высокую чувствительность, слабость нервной системы, эмоциональную лабильность, низкий уровень внимания и памяти. Поэтому важнейшей актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с этими детьми. Согласно федеральному закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» одним из направлений образовательной политики является создание условий для коррекции нарушений развития детей на основе специальных педагогических подходов. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что для достижения наибольшей результативности в работе с детьми с нарушениями развития необходима активизация энергетического потенциала организма ребёнка. Поэтому большое внимание в практике современной педагогики уделяется поиску средств и методов избирательного использования средовых воздействий, мобилизующих резервные возможности нервной системы.

    Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему ребенка оказывает сенсомоторное развитие, которое представляет развитие восприятия и знаний  о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Создавая необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), сенсомоторное развитие влияет на успешное обучение ребенка  в детском дошкольном учреждении, в школе и на освоение многих видов трудовой деятельности. В связи с важностью развития сенсорных функций для всего последующего развития ребенка в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сенсорное развитие выделено отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание». Поэтому перед каждым педагогом возникает необходимость разработки системы методов, приемов, направленных на сенсорное воспитание детей. Одновременно с активизацией энергетического потенциала методы сенсомоторного воздействия оказывают влияние на оздоровление организма ребенка, что является одной из стратегических задач развития нашей страны. Это регламентируется и обеспечивается нормативно-правовыми документами: Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка».

    В Доме ребенка у детей, как правило, наблюдается повышенная соматическая ослабленность. Кроме этого, они постоянно находятся в микросоциальной среде учреждения.  Снижение яркости и разнообразия впечатлений, недостаточность внешних развивающих стимулов приводят к возникновению у них сенсорной депривации. Поэтому особо остро стоит задача создания сенсорно насыщенной среды. Разрешить эту проблему поможет регулярное проведение занятий по сенсомоторному развитию детей как в условиях группы, так и в условиях сенсорной комнаты, которая является необходимой инновационной моделью для активизации и максимально эффективного использования заложенного природой энергетического потенциала ребенка через сенсорную (зрительную, слуховую, тактильную), эмоциональную и двигательную сферы, и для оздоровления детей.

    Разнообразные методы и приемы, направленные на сенсомоторное развитие детей, повысят их энергетический потенциал. Это будет способствовать повышению эффективности коррекционно-развивающей работы. Этим обуславливается актуальность проекта.

  1.  Концепция проекта.

Теоретическая основа проекта опирается на научно-теоретические взгляды исследователей-педагогов. И.М.Сеченов отмечал: «Корни мысли ребенка лежат в чувствовании». По словам К.Д.Ушинского, «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ». Л.С.Выготский указывал: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь». Наблюдения за детьми и взрослыми позволили великому педагогу современности М.А. Карпинской сделать вывод: «Улучшение чувствительности позволяет делать такой выбор в повседневной жизни, который будет благоприятно влиять на тело. Регуляция психики, стабилизация нервной деятельности оказывает безусловное положительное влияние на организм». И это понятно. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств (глаз, ушей, кожных покровов, вкусовых рецепторов). Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему. Благодаря этому происходит созревание и активизация мозга ребенка, а также саморегулирование процессов возбуждения и торможения, что увеличивает его познавательную активность, развивает познавательные процессы, нормализует эмоциональную сферу и поведение и, в конечном итоге, ведет к повышению эффективности коррекционно-развивающей работы. Поэтому поиски эффективных методов и приемов активизации энергетического потенциала детей, имеющих особые образовательные потребности, через сенсомоторное развитие приобретают в настоящее время особую актуальность. Это подтолкнуло меня к идее создания проекта.

    Необходимость создания проекта обусловлена также противоречиями существующей практики, суть которых состоит в следующем:

1. Быстрым развитием современных образовательных технологий и недостаточным отражением методов воздействия на сенсорную сферу детей для активизации их энергетического потенциала.

2. Необходимостью использования новых педагогических технологий  для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы и недостаточной изученностью особенностей соответствующей деятельности.

    Установленные противоречия позволили сформулировать проблему педагогического проекта – при каких педагогических условиях возможен новый продуктивный опыт повышения эффективности коррекционно-развивающей работы?

    Гипотеза проекта основана на том, что если использовать разнообразные методы и приемы сенсомоторного развития, активизирующие энергетический потенциал детей, то можно создать условия для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы.

    Объект исследования – повышение эффективности коррекционно-развивающей работы путем активизации энергетического потенциала организма ребенка.

   Предмет исследования – активизация энергетического потенциала детей через сенсомоторное развитие.

    Содержание проекта соответствует современным целям, задачам, логике развития образования, суть которых состоит в следующем:

 - Дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Он является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности.  

  - Использование всех форм развития детей, включая обучение на занятиях, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную деятельность самих детей; интеграция разных видов детской деятельности и обеспечение условий для их свободного выбора детьми.

- Учет индивидуальных особенностей детей  при осуществлении коррекционно-развивающего процесса.

     Теоретическая значимость педагогического проекта заключается:

- в подборе диагностических критериев определения отклонений в развитии сенсорной сферы;

- в обосновании необходимости применения методов сенсомоторного развития для преодоления нарушений в развитии детей.

    Практическая значимость проекта заключается:

- в создании мультисенсорной развивающей среды для осуществления эффективной, целенаправленной, дифференцированной коррекционно-развивающей работы;

- в отборе и апробации к имеющимся реалиям педагогической практики комплекса игровых упражнений, направленных на повышение мотивации и интереса детей к коррекционно-развивающей деятельности;

- в возможности реализации  разработанного диагностического материала, предложенных педагогических условий, методов и средств работы в коррекционно-развивающем процессе как в условиях Дома ребенка, так и  других дошкольных учреждений.

    Новизна проекта: возможность выстраивания современного грамотного индивидуального маршрута ребенка с нарушениями сенсомоторного развития и снижение риска его социальной дезадаптации в дальнейшем.

    Цель проекта – создание условий  для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы путем активизации энергетического потенциала организма ребенка         младшего дошкольного возраста через внедрение инновационных методов сенсомоторного развития детей.

    Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать теоретическую, психолого-педагогическую, методическую литературу об активизации энергетического потенциала детей через сенсомоторное развитие.
  2. Создать мультисенсорную развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей, способствующую активизации энергетического потенциала организма ребенка.
  3. Внедрить наиболее эффективные методы, приёмы и средства сенсомоторного развития детей, направленные на активизацию энергетического потенциала ребенка.
  4. Использовать современные образовательные технологии, способствующие активизации энергетического потенциала организма ребенка через сенсомоторное развитие.
  5. Определить комплексную систему коррекционно-развивающих занятий по активизации энергетического потенциала детей через сенсомоторное развитие с учетом их индивидуальных особенностей.
  6. Провести сравнительный анализ уровня развития познавательных процессов до внедрения проекта и после апробации проекта, определить  результативность и эффективность проведенной работы.

Исходя из приобретенного опыта, я определила следующие принципы работы с детьми:

- Сенсорный аспект активности и посильности – использование задач, с которыми ребенок может справиться.

- Мотивация и заинтересованность – повышение шанса, что ребенок сможет противостоять трудностям.

- Игровая форма – необходимая составляющая успешного развития ребенка дошкольного возраста.

- Использование игровых упражнений с учетом интересов и предпочтений ребенка (ребенок направляет свои действия сам, а педагог лишь ненавязчиво меняет обстановку).

- Принцип развития - необходимость следования за ребенком в его развитии для повышения уверенности, создания ситуации успеха и улучшения конечного результата.

- Принцип систематичности и последовательности – постепенное усложнение задач, направленных на сенсомоторное развитие ребенка.

- Принцип целенаправленности – обучение восприятию ощущений и их различению по определенным свойствам.

- Принцип результативности и эффективности – способность решать и реагировать на задачи, которые прежде вызывали трудности.

3. Содержание деятельности проекта.

3.1. Медицинские и психолого-педагогические теории активизации энергетического потенциала детей через сенсомоторное развитие.

    Великим нейропсихологом А.Р.Лурия было установлено, что для обеспечения оптимального уровня тонуса нервной системы необходимо полноценное функционирование энергетического блока мозга. Нарушения в его работе проявляются в снижении уровня психической активности, быстрой истощаемости ребенка, колебаниях внимания. В этом случае необходима стимуляция активности через сенсорную (зрительную, слуховую, тактильную), эмоциональную и двигательную сферы. Исследователем в области психологии и психотерапии А.В.Семенович был выдвинут метод «замещающего онтогенеза»: воздействие на сенсомоторный уровень ребенка вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций.

    Выдающийся итальянский ученый, педагог и психолог М. Монтессори уделяла большое внимание развитию сенсорного восприятия и моторики ребенка. Ею была выдвинута идея космического воспитания. Согласно этой идее, человек, прежде всего ребёнок, должен получать представление сразу обо «всём мире», а не о частностях из научной системы мира. На сегодняшний день, эта идея наиболее созвучна с современными представлениями о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное пространство, создающее условие для взаимодействия с окружающим миром, поддержки и развития внутренних резервов человека.

    Таким образом, во всех работах авторов из области медицины, коррекционной педагогики и психологии указано, что мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. У детей с нарушениями развития сенсорный поток обычно депривирован. В этом случае необходима дополнительная сенсорная стимуляция.

3.2. Создание мультисенсорной развивающей среды.

    Мультисенсорная развивающая среда предусматривает создание в условиях группы и сенсорной комнаты соответствующего оборудования, накопительного материала, способствующего активизации энергетического потенциала организма ребенка. В оборудование сенсорной комнаты входят:

- Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать. 

- Зрительная среда: зеркальный шар; «пузырьковая колонна»; проектор направленного света; проектор светоэффектов; прибор динамической заливки цвета; панно «звездное небо», интерактивная светящаяся панель «фонтан»; светящиеся нити; зеркало; светильники: «пламя», «переливающиеся цветы», кристаллическая лампа; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта. Освещение  состоит из разноцветных галогеновых лампочек,  может регулироваться с помощью термостата, создавая различную степень затенённости.

- Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система «мелодичный звон»; музыкальные инструменты: мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки, музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.

- Тактильная среда: сухой душ из лент; сухой бассейн; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны с наполнителями —  пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, различные крупы; световая панель «Рисунки на песке».

- Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения.

    Степень эффективности сенсорного воздействия можно значительно усилить, применяя дополнительные авторские материалы. Автором в специальных сенсорных банках собрана разнообразная коллекция визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов, изготовлены разнообразные тактильные панно, массажные коврики, куб для развития дыхания, зрительной и тактильной стимуляции.

3.3. Методы, приемы, средства сенсомоторного развития детей.

Методы сенсомоторного развития:

- наглядные методы - метод демонстраций, метод наблюдений;

- словесные методы - рассказ, беседа, метод показа образца и способов действия;

- практические методы – упражнения: подражательные (дыхательные, релаксационные), упражнения с дидактическими игрушками, свето-, цвето-, музыко- и ароматерапия, Су-Джок терапия, сказкотерапия, игры, игровые упражнения.

Приемы сенсомоторного развития:

- приемы показа игрушек или натуральных предметов, показа образца задания и способов действия, демонстрации явлений окружающей обстановки, прослушивания аудиозаписей;

  - приемы пояснения, объяснения, вопросы, игровые приемы, отгадывание и загадывание загадок, педагогическая оценка;

 - приемы повтора, имитации, показа практического действия, поисковых действий детей, выполнения формообразующих действий рукой;

-приемы демонстрации, инструкции, использования сюрпризных моментов, выполнения педагогом игровых действий, создания игровой обучающей ситуации, воображаемой ситуации, игровой мотивации;

 - приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения (алгоритмизация, демонстрация);

-  приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности детей (проблемный вопрос, проблемная ситуация, конструирование, моделирование).                                      

Средства сенсомоторного развития: 

- различные виды деятельности детей: игровая, учебная, коммуникативная, различные виды коррекционно-развивающей деятельности (развитие дыхания, артикуляции, общей и мелкой моторики, психогимнастика);

- продуктивная деятельность – рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд;

- совокупность предметов для организации и проведения коррекционно-развивающей работы в условиях группы и сенсорной комнаты (мультисенсорное оборудование, игрушки, наглядные пособия, технические информационные средства, игровой, природный материалы).

Механизм реализации проекта: 

  • разработка и применение наиболее эффективных методов и приемов сенсомоторного развития;
  • проведение работы по сенсомоторному развитию в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в свободной деятельности дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей при подборе сенсорного материала;
  • распространение информации о проекте на педсовете Дома ребенка и принятие его педагогическим коллективом;
  • взаимосвязь специалистов в проведении последовательной, систематической коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • определение практической значимости проекта путем диагностического обследования детей на начальном и контрольном этапах работы;
  • подготовка на основе полученных материалов методических рекомендаций для педагогов дошкольных учреждений и распространение их на муниципальном и федеральном уровнях.

3.4. Обоснование использования современных  образовательных технологий.

    Педагог обязан приложить немало усилий, чтобы жизнь детей в Доме ребенка была интересной, наполненной активной деятельностью и направленной на развитие каждого ребенка. В то же  время технологии, используемые педагогом, не  должны навредить здоровью ребенка. Этим  условиям соответствуют современные образовательные технологии: игровая; личностно-ориентированная; здоровьесберегающая; развивающая; информационно-коммуникативная; коррекционная технологии. Использование данных технологий способствует раскрытию индивидуальных способностей, активизации внутренних резервов и энергетического потенциала ребенка-дошкольника. В процессе сенсомоторного развития работа педагога должна быть направлена на развитие познавательного интереса, речи и психических процессов детей. Реализации этих целей способствуют активные формы: беседы, игры на развитие навыков общения, игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия, индивидуальные и подгрупповые занятия. 

3.5. Комплексная система коррекционно-развивающих занятий по активизации энергетического потенциала

через сенсомоторное развитие.

    Осуществление коррекционно-развивающей работы предусматривает этапность работы, что отражает один из основных принципов обучения и развития – от простого к сложному. Основные этапы:

1 этап. Определение зоны кожной чувствительности тела ребенка, затем проведение игр на приучение детей к положительному реагированию на определенные раздражители. Приемы: 

- игры в сухом бассейне;

- прикосновение к телу лентами;

- поглаживание различных частей тела;

- пожатие рук;

- прикосновение теплой грелкой к различным частям тела;

- ритмичное похлопывание.

2 этап. Воздействие предметами различной фактуры к различным частям тела ребенка. Приемы: 

- поглаживание ваткой или мягкой игрушкой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног);

- поглаживание поролоном, щеткой, плотной тканью;

- прокатывание по рукам, ногам, предплечьям войлочных, резиновых и пластмассовых мячей (шариков);

- обдувание обнаженных частей тела, обмахивание веером;

- массирование тела мехом, шерстяным лоскутком, щеткой, звучащей игрушкой.

3 этап. Совместные действия по обследованию различных предметов. Приемы:

- проведение руками ребенка по поверхности обследуемого предмета;

- сжимание поролоновых игрушек, резиновых мячей и резиновых игрушек;

- использование вязаной перчатки с нашитыми пуговицами различной величины и формы и побуждение ребенка ощупывать пальцы с пуговицами (ребенок ощупывает каждый палец, здоровается с ним);

- упражнения в удерживании небольшой игрушки одной рукой, манипулирование ею, упражнения в удерживании игрушки двумя руками.

4 этап. Самостоятельные действия с предметами. Приемы:

- упражнения в ощупывание предметов одной, потом двумя руками;

- формирование умения в манипулировании предметами: трясти, толкать, отбрасывать, перекладывать из руки в руку;

- побуждение к играм с бумагой: мять, листать, сгибать, комкать; с лоскутками ткани; с предметами различной фактуры.

Сенсорный компонент старались включать в структуру комплексной деятельности детей в течение дня при проведении режимных моментов, что видно из приведенной таблицы.

Режимные моменты

Использование приемов сенсорной интеграции

Утреннее время (первая половина дня)

Упражнения с рельефными мячиками, музыкальные книжки, напольные сенсорные дорожки, дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек.

НОД

Использование материалов с различной структурой (бархатная бумага, вата), игры с мячом, ходьба, бег при проведении физкультминуток, подвижных игр. Прыжки с маракасами в руках.

Прыжки на палочке «лошадка» в ритме музыки.

Имитация движений животных. Движения под музыку, пение песен с движениями.

 Подражание позам и очерёдности движений.

Дневной сон.

Ночной сон

Прослушивание колыбельных песен, звуков природы в сочетании с  инструментальной музыкой

Вечернее время (игры, совместная

деятельность детей и

взрослых)

Исследовательские игры с водой, с  песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами. Игры с шуршащими баночками, аромабаночками, с чудесным мешочком.

Футбол бумажным пакетом.

Броски в цель бумажных снежков.

Игры с мыльными пузырями. Перекатывание со спины на живот. Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий.

Пролезание в туннель.

Рассматривание книжек, картинок и фотоальбомов в кресле-мешке.

    Автор проекта предлагает стиль руководства деятельностью детей: требовательная доброжелательность и новые формы организации совместной деятельности: не дать детям готовые знания, а создать условия для того, чтобы малыш активно и самостоятельно приобретал опыт взаимодействия с окружающей средой. Педагог ориентируется на сигналы, идущие от ребенка, показывает заинтересованное отношение к его делам, поддержка и похвала доминируют над указаниями и замечаниями.

    В соответствии с используемым мультисенсорным развивающим оборудованием автором определены три основных задачи коррекционно-развивающих занятий: релаксация; активизация; развитие.  

    Осуществлению задачи релаксации способствует релаксационный блок. В коррекционной работе с гиперактивными детьми релаксационный блок является важным элементом. Основной акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Оборудование и накопительный материал релаксационного блока включают:

  • мягкие покрытия, пуфики и подушечки: дают возможность принять удобное положение тела, снять излишнюю напряженность и максимально расслабиться;
  • сухой бассейн с шариками: создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Автор советует использование сухого бассейна в сочетании с легкой гармоничной успокаивающей музыкой;
  •  приборы, создающие рассеянный свет («пузырьковая колонна»,  светильники: зеркальный шар, панно «звездное небо», интерактивная светящаяся панель «фонтан», кристаллическая лампа, фотообои с изображением природного ландшафта): способствуют расслаблению, успокоению ребенка, нормализации его мышечного тонуса, снятию эмоционального и физического напряжения, снижению проблем эмоционально-волевой сферы;
  • успокаивающие ароматы: лаванды, розмарина, валерьяны, ромашки, мелиссы, тимьяна,  вербены, эфирное масло чабреца;
  • спокойная классическая музыка: влияет на выработку гормонов удовольствия, ведет к уменьшению амплитуды электромагнитных волн головного мозга, вызывая успокаивающее действие. Автор проекта использует специально подобранный музыкальный материал: классическую музыку Баха («Органная месса», «Ария из сюиты №3 ре мажор», «Хоральная прелюдия ля минор», «Токката и фуга ре-минор»), Бетховена («Лунная соната», «К Элизе»), прелюдии Шопена, симфонии Чайковского, Моцарта и др. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому автором используются специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, дождя, ветра, пением птиц и т.п.

    Для решения задачи активизации детей используется  активационный блок. Основной акцент делается на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности. Оборудование и накопительный материал активационного блока включают:

  • светооптические и звуковые эффекты, сенсорные панели для рук и ног, массажные мячики, тактильные панно, пальчиковые бассейны:

         способствует активизации двигательной сферы ребенка, что      

         оказывает благоприятное влияние на физиологические процессы,  

         происходящие в нервной системе;

  • сухой бассейн с шариками: для проведения активных подвижных игр;
  • различные подвижные конструкции — мобайлы: стимулируют у ребенка совершение различных действий — приближения, прикосновения, раскачивания, исследования;
  • светящийся душ, зеркальный шар, звучащие коробочки, сенсорные панно, сенсорная тропа для ног, ребристый мостик, массажный коврик, световая панель «Рисунки на песке»: помогают в тонизировании и растормаживании детей, в стимуляции всех сенсорных процессов, повышают мотивацию к деятельности, создают положительный эмоциональный фон;
  • активизирующие ароматы: лимона и эвкалипта, эфирные масла базилика, кориандра, майорана, петрушки, эвкалипта;
  • активизирующая классическая музыка: повышает энергетический заряд, настраивая на позитивное и радостное отношение к окружающему. Автор использует музыкальные произведения Моцарта — первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, из «Маленькой ночной серенады», отрывки из оперы «Волшебная флейта»; Чайковского — вальсы из балетов, отрывок из финала 4-й симфонии; Шопена – концерты для фортепиано с оркестром; Глинки «Романсы»; Вивальди «Весна» и др.

    Наличие мультисенсорного оборудования способствует решению комплекса  задач развития:

  • сенсорно-тактильной сферы, тактильно-визуальных ощущений, зрительно-моторной координации;
  • восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы;
  • пространственных представлений и ориентировок;
  • опорно-двигательного аппарата и координации движений;
  • самостоятельности, навыков общения и взаимодействия.

    Тематика занятий по сенсомоторному развитию тесно связана с изучаемой лексической темой, например, при изучении лексической темы «Свойства воды» проводятся дидактические игры по сенсомоторному развитию: «Разложи пойманных рыбок», «Путешествие в воде»; при изучении темы «Дикие животные» - игры: «Катится колючий ежик» (с шариком СУ-Джок), «Кто мы», игры с пальчиковым тренажером. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития ребенка. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации детей, их эмоциональных реакций. При работе с возбудимыми детьми нагрузка на сенсорику должна быть минимальной. Тревожным детям на занятиях следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.  При составлении индивидуального плана занятий учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма (индивидуальная или групповая). В течение всей реабилитации оценивается динамика усвоения того или иного навыка и в зависимости от этого варьируется степень сенсорной нагрузки (сложность заданий).

  1. Эффективность применения методов активизации энергетического потенциала через сенсомоторное развитие.

    Среди методов сенсомоторного развития для активизации энергетического потенциала автор проекта широко использует свето – и цветотерапию, так как зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Световые сигналы воспринимается также сосудами, биологически активными точками и зонами, расположенными на теле человека. Они мгновенно передаются в регуляторные центры мозга и вызывают благотворное влияние на организм на клеточном, тканевом, психоэмоциональном и духовном уровнях. Таким образом, свето- и цветотерапия является своеобразным целителем и прекрасным методом восстановления деятельности организма, особенно важным в условиях нашего региона в осеннее-зимний период, когда организму не хватает солнца, для борьбы с осенней депрессией.

    Не утомлять глаза и расслабиться позволяют пастельные цвета (оттенки зеленого, розового, бледно-голубые, оранжевые оттенки). Присутствие в пастельных тонах значительной доли белого цвета позволяет компенсировать энергетические потери, ослаблять напряжение, успокаивать, восстанавливать силы.  Учитывая различное воздействие цвета, автор применяет его в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Красный, оранжевый, желтый цвета больше используются в работе с пассивными, заторможенными, неуверенными в себе детьми. Эти цвета пробуждают энергию, повышают работоспособность, устраняют неуверенность, повышают концентрацию внимания, улучшают настроение и память, возбуждают любознательность, способствуют ясному и точному мышлению. Зеленый, синий, голубой, цвета больше используются в работе с гиперактивными детьми, так как обладают функцией успокоения, расслабления, снижения эмоциональной напряженности, устранения негативных психических состояний.

    Для активного межполушарного взаимодействия и стимулирования речевых зон коры головного мозга, повышения энергетического уровня автором применяется Су-Джок терапия – метод лечения с использованием кистей и стоп путем воздействия на определенные точки. Это имеет большое значение для интеллектуального и речевого развития ребенка. Хороший эффект дает использование автором проекта массажных мячей, тактильных панно, пальчикового бассейна, сенсорной тропы для ног, ребристого мостика, массажного коврика. Одновременной стимуляции тактильного, зрительного, слухового анализаторов способствуют изготовленные автором различные пособия: тактильные панно «Рыбка», «Дом», «Цветы в вазе»; зрительного и тактильного стимуляторов – массажные коврики. Для развития дыхания, зрительной, тактильной стимуляции изготовлен куб «Волшебная прогулка».

    Автором широко используется метод музыкотерапии, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом. И одновременно происходит синхронизация работы левого и правого полушария, что резко активизирует энергетический потенциал, повышая способность к интеллектуальной деятельности. Музыка влияет на дыхание, пульс, снимает стресс, повышает или понижает тонус мускулатуры, оказывает обезболивающее воздействие, усиливает иммунные реакции, активизирует внимание. Автор использует сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений. Это способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности. 

    Песочная терапия обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, в результате чего происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Для проведения песочной терапии автор использует световую панель «Рисунки на песке». По форме это обычный деревянный короб с безопасным стеклом сверху. На стеклянную поверхность насыпан песок. Если на песке что-нибудь нарисовать или написать, снизу рисунок подсвечивается от светильника. Автор рекомендует проводить занятия по рисованию на песке при выключенной панели, а в конце работы включать панель и гасить свет в сенсорной комнате, чтобы предоставить детям возможность провести корректировку  рисунка и насладиться своим творчеством в более эффектной обстановке. Игры с песком автор сопровождает специально подобранной мотивационно-образной или фоновой музыкой, которая усиливает эффективность использования  данного оборудования. 

    Волшебная обстановка сенсорной комнаты, где все светится, звучит, журчит, переливается, позволяет использовать в работе с детьми сказкотерапию – «лечение сказкой» с целью снятия стресса, нормализации психоэмоционального состояния детей. Сказкотерапия активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка, речевую и коммуникативные функции.

    В основе метода ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека ароматов и натуральных эфирных масел. При вдыхании ароматов они попадают в кровь и разносятся системой кровообращения по всему организму, оказывая целебное воздействие на внутренние органы и активизируя энергетические центры. Ароматерапия нормализует психическое состояние, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, и тем самым повышает его сопротивляемость вредным внешним воздействиям. Для стимуляции всех анализаторов, осуществления антистрессового воздействия, стабилизации психического состояния автор использует одновременное воздействие ароматерапии, звуков природы, цвета.

    Продуманное автором проекта применение активной стимуляции всех анализаторных систем приводит к повышению активности восприятия, ускорению образования межанализаторных связей, активизирует энергетический потенциал и тем самым повышает эффективность коррекционных занятий.

  1. Ресурсное обеспечение проекта

Временные ресурсы: реализация проекта рассчитана на один год.

Информационные ресурсы: подготовка и выпуск методических рекомендаций для специалистов, принимающих участие в реализации специальных (коррекционных) образовательных услуг, а также для родителей. Использование современных информационных коммуникационных технологий (наглядные пособия, аудио и видеоматериалы; книги, включающие игры и упражнения по теме проекта; ресурсы Интернет).

Экспертные ресурсы: диагностический материал для выявления уровня развития психических процессов у детей младшего дошкольного возраста.

Интеллектуальные (кадровые) ресурсы: специалисты с соответствующим специализированным образованием: учитель-дефектолог (автор проекта), педагог-психолог, инструктор по физической культуре, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Организационные ресурсы: педагогический совет Дома ребенка,  медико-психолого-педагогическая комиссия Дома ребенка,  консультации и обмен мнениями между педагогами о проблемах сенсомоторного развития у конкретных детей, координация деятельности сотрудников в создании единого информационного пространства по вопросам реализации проекта, создание условий для сенсомоторного развития (приобретение оборудования или изготовление материалов, методическое и дидактическое сопровождение процесса сенсомоторного развития).

Материально-технические ресурсы: помещения для групповых и индивидуальных занятий, комната Монтессори, сенсорная комната, спортивный зал, музыкальный зал, имеющееся специализированное оборудование и материалы для развития сенсорной интеграции: природный, игровой, художественный, материал для развития различных сенсорных систем, планирование и приобретение нового учебно-дидактического оборудования в соответствии со сметой расходов.

Финансовые ресурсы: средства для приобретения многофункционального и интерактивного оборудования  (настольные игры, игрушки и предметы для сенсомоторного развития).

Партнеры. В процесс реализации проекта  привлечены следующие учреждения и организации: детская, центральная  библиотека г.Урай в качестве информационного источника, культурно-досуговый центр «Нефтяник», спортивный комплекс «Олимп», администрация Дома ребенка. 

Участники проекта: в реализации проекта принимали участие воспитанники младшего дошкольного возраста группы №3 КУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Урайский специализированный Дом ребенка», учитель-дефектолог, педагоги группы, педагог-психолог, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.  

Этапы и сроки реализации проекта.

План реализации проекта рассчитан на 1 учебный год.

1 этап – подготовительный (сентябрь,  2019 год).

Цель: подготовить условия для осуществления коррекционно-развивающей работы по активизации энергетического потенциала детей через сенсомоторное развитие.

2 этап – практический (октябрь 2019 г. – май 2020 г).

Цель: апробация системы работы, направленной         на активизацию энергетического потенциала детей через сенсомоторное развитие.

3 этап – заключительный (май – сентябрь 2020 г. ).

Цель: анализ опыта работы по реализации проекта, обобщение и распространение опыта.

  1. План мероприятий по выполнению проекта.

1 этап. Сентябрь 2018 год  - подготовительный

  1. Анализ нормативно-правовых, программно-методических, кадровых, материально-технических условий реализации проекта.
  2. Составление плана самообразования по проблеме:

- изучение литературы по проблеме (методическая литература, журналы, статьи);

- составление картотеки статей периодических изданий.

3. Подготовка оборудования, оформление интерьера.

4. Подбор диагностического материала для выявления у детей уровня развития познавательных процессов.

5. Подбор игр и упражнений, направленных на активизацию энергетического потенциала детей через сенсомоторное развитие.

2 этап. Октябрь 2018 – май 2019 год– практический

 

  1. Диагностика уровня развития высших психических процессов детей младшего дошкольного возраста.
  2. Разработка методических рекомендаций по активизации энергетического потенциала детей в процессе сенсомоторного развития.
  3. Выстраивание системы работы, которая позволит не только активизировать энергетический потенциал детей, но и повысит эффективность проводимых коррекционно-развивающих мероприятий.
  4. Отбор и использование технологий, методов и приемов, способствующих активизации энергетического потенциала, в то же время направленных на сохранение здоровья.
  5. Повышение квалификации педагога.

3 этап. Май – сентябрь 2019        год- заключительный.

  1. Анализ итогов реализации проекта.
  2. Обобщение результатов работы.
  3. Определение перспектив развития проекта.
  4. Распространение информации о проекте на муниципальном и федеральном уровне.

 

     Для успешной и плодотворной работы по реализации проекта необходима интегрированная деятельность воспитателей и специалистов. Учитель –дефектолог помогает в выборе адекватных методов и приемов работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Педагог-психолог руководит работой по сенсомоторному развитию: организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска, повышает психологическую компетентность педагогов детского сада. Воспитатель проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование), воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику. Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей, учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий, использует на занятиях элементы музыкотерапии, коррекционной ритмики, развивает общую и мелкую моторику. Инструктор по физической культуре осуществляет укрепление здоровья детей, совершенствует психомоторные способности.

7. Ожидаемые результаты:

- наличие мультисенсорной развивающей среды;

- совершенствование форм и методов работы, направленной на повышение эффективности коррекционно-развивающей работы посредством активизации энергетического потенциала через сенсомоторное развитие;

- разработка методических рекомендаций по активизации энергетического потенциала детей через сенсомоторное развитие;

- положительные результаты диагностики и высокий уровень эффективности проведенной работы.

8. Эффективность и результативность проекта.

Эффективность проекта:

- своевременное диагностическое обследование  уровня развития познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления)   на основе разработанных  критериев;

- повышение эффективности коррекционно-развивающей работы за счет оптимального сочетания методов и приемов активизации энергетического потенциала детей;

- модернизация коррекционно-развивающего процесса путем внедрения новых форм и методов работы;

- накопление творческого инновационного материала для осуществления работы по сенсомоторному развитию, направленной на активизацию энергетического потенциала детей;

- значительное повышение уровня профессиональной компетентности, творческой инициативы педагогов;

- повышение статуса муниципального дошкольного образовательного учреждения и возможность использования эффективного опыта в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего дошкольного возраста других учреждений.

Результативность проекта:

    Формирование у детей предметных результатов:

- развитие общей и мелкой моторики: улучшение точности и координации движений, развитие двигательной активности, овладение разнообразными пальчиковыми упражнениями, увеличение подвижности пальцев, развитие тактильных ощущений;

- сенсорное развитие: формирование представлений о цвете, размере, величине предметов, их различение; улучшение зрительных, слуховых, обонятельных ощущений.  

    Формирование у детей метапредметных результатов:

- улучшение качества речи; развитие познавательных процессов; успешное овладение продуктивными видами деятельности; укрепление здоровья и повышение устойчивости организма детей к заболеваниям; расширение связи детей с окружающим миром.

    Формирование у детей личностных результатов:

- формирование положительных черт личности: самостоятельности, активности, ответственности; объединение детей в группы, развитие чувства доверия друг к другу, сотрудничества и взаимодействия; освоение различных способов деятельности, успешное овладение навыками самообслуживания; развитие интереса к познанию нового.

9. Перспективы дальнейшего развития проекта:

- расширение содержания проекта путем поиска новых эффективных методов и приемов работы;

- увеличение пособий и оборудования для сенсомоторного развития детей с привлечением материально-технических и финансовых ресурсов;

- расширение территории применения проекта и контингента участников путем распространения информации на муниципальном и федеральном уровне.

Список литературы

1.Амет-Уста З.Р. Проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / З.Р. Амет-Уста, Е.А. Агибалова // Форум молодых ученых. – 2018. – № 10 (26). – С. 46-49.

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред.  Н.Е. Вераксы Т.С., Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.

3. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие /Под ред. В. Л. Женеврова, Л. Б. Баряевой, Ю. С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007.

4. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. –М. : АРКТИ, 2006.

5. Лурия А.Р. «Основы нейропсихологии». Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,
2003. - 384 с.

6. Нищева Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. – Санкт-Петербург : Детство-пресс. – 2011. – 123 с.

7. Орлова Д. Большая книга Монтессори. Серия: Главная книга родителя. - АСТ, 2008 - 185 стр.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.

9.  Тарасова С. Л. Организация предметно-пространственной среды как условие успешного сенсорного развития младших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2018. – № 12. – С. 64-71.

10. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате. –М., 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                                             

                                                                                                        Приложение 1

Диагностическое обследование уровня развития

познавательных процессов у детей

младшего дошкольного возраста.

Для определения степени достижения поставленных целей и задач в начале и конце учебного года было проведено обследование психических процессов детей.

Восприятие. «Разложи по цвету и форме». Ребенку предлагается спрятать зайчика от лисы, т.е. закрыть окошко в домике квадратом такого же цвета, как и сам домик.

Низкий уровень. Ребенок не справляется с заданием, закрывая окошко случайно попавшей в его поле зрения фигурой. Вследствие замедления процесса переработки поступающей через органы чувств информации многие детали остаются для него невидимыми.

Средний уровень. Ребенок частично справляется с заданием, ориентируясь при выполнении задания на один признак – или величину или форму. Наблюдается отсутствие методичности поиска.

Высокий уровень. Ребенок правильно выполняет задание, действуя осмысленно и целенаправленно. Наблюдается быстрая переработка поступающей через органы чувств информации.

Внимание. «Найди отличия в картинках». Ребенку предлагается пара картинок, он должен найти отличия в них.

Низкий уровень. Ребенок находит 1 отличие. Слабо концентрирует внимание, недостаточно заинтересован, наблюдаются повышенная отвлекаемость, недостаточно целенаправленная деятельность.

Средний уровень. Ребенок находит 2 отличия. Может сконцентрировать внимание, но недостаточно активен и наблюдателен.

Высокий уровень. Ребенок находит 3 отличия. Внимание устойчивое и целенаправленное, ребенок сосредоточен и заинтересован работой.

Память. «Запоминание 5 картинок». Ребенку последовательно предлагаются картинки с изображением различных предметов (5 картинок), которые он должен внимательно рассмотреть. При этом задачу запомнить не ставят. После демонстрации картинки убирают и просят ребенка назвать картинки, которые он запомнил.

Низкий уровень. Ребенок запоминает меньше 3 картинок.

Средний уровень. Ребенок запоминает 3 картинки.

Высокий уровень. Ребенок запоминает 4-5 картинок.

Мышление. «Четвертый лишний». Ребенку предлагается карточка с нарисованными 4 предметами, один из которых лишний. Он должен найти лишний предмет и объяснить, почему он лишний.

Низкий уровень. Ребенок не выполняет задание даже после обучающего эксперимента, делая обобщения на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации. Мышление инертное, наглядно-действенное.

Средний уровень. Для выполнения задания требуется помощь взрослого. Мышление наглядно-действенное. При выполнении задания действует импульсивно.

Высокий уровень. Ребенок правильно выполняет задание, обобщая предметы  по понятийному признаку. Начинает формироваться наглядно-образное мышление. 

Уровень развития познавательных процессов

до внедрения проекта

Уровень развития

Познавательные процессы

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Итого

Высокий

32%

24%

14%

12%

20,5%

Средний

58%

45%

46%

35%

46%

Низкий

10%

31%

40%

53%

33,5%

Уровень развития познавательных процессов

после внедрения проекта

Уровень развития

Познавательные процессы

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Итого

Высокий

47%

36%

26%

23%

33%

Средний

47%

45%

41%

40%

43,3%

Низкий

6%

19%

33%

37%

23,7%

    Результаты диагностического обследования показали, что после внедрения проекта уровень развития познавательных способностей воспитанников стал выше, чем до его внедрения,  что говорит об эффективной работе по реализации проекта.

                                                                                                        Приложение 2

Картотека дидактических игр для сенсомоторного развития

Название игры

Задачи

Игровой материал

Содержание игры

«Катится колючий ежик»

Задачи: формировать обследовательские, сенсорно-перцептивные действия, развивать тактильные ощущения, координацию движений руки.

Игровой материал: массажные мячики, шарики Су-Джок.

Педагог предлагает ребенку выполнить с помощью мячика или шарика массаж ладоней: «Я буду проговаривать стихотворение и показывать движения, а ты повторяй за мной (выполняются движения шариком вдоль ладони и круговые движения по ладони): «Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек. По ладошке все бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. Ай, какой колючий еж, до чего же он хорош!»

«Покатай (шишку, орех, камушки)»

Задачи те же.

Игровой материал: природный материал (шишка, орех, камушки).

Педагог кладет сосновую или еловую шишку между ладоней ребенка. Далее просит ребенка покатать шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2-3 минуты. Также выполняются игровые действия с орехом, камушками.

«Рисование на крупе»

Задачи: развивать тактильные ощущения, координацию движений руки.

Игровой материал: поднос, любая крупа (манка, пшено, гречка) или мука.

Педагог насыпает на поднос ровным слоем крупу или муку, показывает малышу, как пальчиками можно рисовать на муке или крупе. Затем ребенок рисует самостоятельно.

«Тактильные дорожки»

Задачи: формировать обследовательские, сенсорно-перцептивные действия, развивать тактильные ощущения, координацию движений руки.

Игровой материал: ткань различной фактуры.

Педагог предлагает ребенку погладить, походить пальчиками по «дорожкам», определить на ощупь их фактуру, выразить словами качество: «мягкая, твердая, шершавая, колючая, гладкая».

Авторские тактильные панно «Цветы в вазе», «Рыбка в  аквариуме»

Задачи те же.

Игровой материал: авторские тактильные панно: «Цветы в вазе», выполненное из пластмассовых шариков и бубенчиков; «Рыбка в аквариуме», выполненное из пуговиц, бубенчика и колокольчика. 

Ребенку предлагается для обследования тактильное панно. Затем педагог дает задания: обвести пальчиками цветочки, вазу, рыбку; найти все звенящее; найти все круглое; найти пуговицы (шарики) определенного цвета.

Игра «Угадай»

Задачи: формировать умение узнавать предметы по характерным признакам, развивать кинестетические ощущения.

Игровой материал: «чудесный мешочек», гладкие и шершавые пуговицы.

Ребенку предлагается «чудесный» мешочек, в котором находятся гладкие и шершавые пуговицы. Он должен на ощупь найти в мешочке только шершавые пуговицы и достать их из мешочка.

Вариант игры: найти на ощупь в мешочке только маленькие или только большие пуговицы и достать их.

Авторская игра «Веселые мешочки (с пуговицами)»

Задачи: совершенствовать навыки счета в пределах 3, закреплять понятия: «одинаково, неодинаково, поровну»; развивать тактильные ощущения..

Игровой материал: разноцветные мешочки из ситцевой ткани с разным количеством пуговиц большого размера (от 1 до 3), с пришитыми к ним липучками.

Педагог создает игровую ситуацию: «У куклы Маши живет озорной котенок Пушок. Однажды он играл с мешочками и перепутал их. Давай поможем кукле Маше навести порядок». Ребенок должен найти два мешочка с одинаковым количеством пуговиц и соединить их при помощи липучки.

Авторская игра «Веселые мешочки (с крупами)»

Задачи те же.

Игровой материал: разноцветные мешочки из ситцевой ткани с разным содержимым (фасоль, горох, пшено, гречка, вермишель, рожки) с пришитыми к ним липучками.  

Игра проводится аналогично предыдущей, но здесь ребенок должен распознать на ощупь мешочки с крупами, найти два мешочка с одинаковым содержимым и соединить их при помощи липучки.

Игра «Клад»

Задачи: развитие подвижности пальцев и кистей рук, тактильных ощущений, закрепление названий размера и цвета предметов.

Игровой материал: «пальчиковый» бассейн (горох, фасоль) или песок, пуговицы разного размера и цвета.

Ребенок опускает кисти рук в емкость, заполненную каким-либо однородным наполнителем (песок, горох, фасоль, крупы), и ищет пуговицы, выполняя движения как правой, так и левой рукой. Достав пуговицу, ребенок называет ее размер и цвет. «Пальчиковый» бассейн можно сделать из самих пуговиц, из пробок от пластиковых бутылок.

Игра «Путешествие в воде»

Задачи те же.

Игровой материал: ванна с водой комфортной для ребенка температуры, пуговицы разных размеров, скорлупки от грецких орехов, камушки, ракушки, кусочки ткани.

Создавая игровую ситуацию: «Твои пальчики – осьминоги (человечки, рыбки), они путешествуют в воде и ищут таинственные клады», педагог предлагает ребенку выловить предметы (гладкие, шершавые, тяжелые, легкие).

Авторская игра с тренажером «Наши пальчики играют»

Задачи: уточнять и активизировать словарный запас, развивать подвижность пальцев и координацию движений руки.

Игровой материал: коробка от акварельных красок с ячейками, куда помещаются маленькие предметные картинки, для выполнения пальчиковых игр, разнообразные крупы (горох, пшено, гречка), любая монетка.

Педагог предлагает ребенку выполнить пальчиковые игры, изображающие предметы на картинках («Рыбка», «Птичка», «Коза», «Стол», «Колечко» и т.д.) Для выполнения самомассажа и развития тактильных ощущений ребенок «идет» пальчиками по ячейкам с крупами. В конце пути он находит клад – монетку и вынимает ее, развивая указательный тип хватания.

Авторская игра «Укрась елку»

Задачи: учить детей анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения; уточнять и закреплять знания о цвете, форме, величине предметов; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, координацию движений руки.

Игровой материал: изображение елочки большого и маленького размера, украшения для елки (вырезанные из цветной бумаги круги, фонарики, флажки), круги разных цветов и размеров с наклеенными предметными картинками.

Педагог предлагает ребенку выполнить игровые задания: украсить маленькую елочку только шарами, только флажками, только фонариками; украсить елку игрушками только одного цвета; украсить большую елку шарами с предметными картинками только одного цвета, только большими шарами с предметными картинками.

Игра  «Спрячь грибок»

Задачи: развивать умение соотносить предметы по цвету, зрительное внимание, мышление, мелкую моторику.

Игровой материал: полоса плотной бумаги, разделенная на 4 квадрата основных цветов, грибы основных цветов, вырезанные по контуру.

«Давай поиграем в «прятки» с грибками. Для этого найдем для каждого грибка такой домик, чтобы его не было видно».

Игра «Кто мы?»

Задачи: формировать умение соотносить черно-белые изображения с соответствующими цветными изображениями, развивать словарный запас, зрительное восприятие, внимание, наглядно-образное мышление.

Игровой материал: большие карты с черно-белыми изображениями персонажей из русских народных сказок: волка, зайчика, колобка и т.д., маленькие карточки с цветными изображениями.

«Художник рисовал картинки героев из разных сказок, но злой волшебник помешал ему раскрасить их. Посмотри, какие они получились некрасивыми, черно-белыми. Давай раскрасим их: закроем черно-белую картинку соответствующей цветной картинкой». Ребенок закрывает черно-белые картинки и называет сказку, где встречается этот персонаж.

Игра «Сравни и подбери»

Задачи: формировать умение соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, словарный запас.

Игровой материал: большие карты с изображением предмета и пустыми прямоугольниками, маленькие карточки с изображением этого же предмета разных размеров.

У ребенка – большая карта. Дефектолог показывает маленькую карточку. Ребенок определяет место на карте, ориентируясь на размер изображенного предмета или фигурки.

Игра  «Вкладыши»

Задачи: формировать умение соотносить предметы по признакам внешнего сходства, развивать словарный запас, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику.

Игровой материал: рамки с соответствующими им вкладышами.

«Посмотри, все машинки (листики с дерева), перепутались, и надо навести порядок: убрать машинки в гараж (листики в свои «домики»)». Ребенок подбирает вкладыши методом проб или по признаку внешнего сходства, в зависимости от уровня развития.

Игра  «Наведем порядок»

Задачи: развивать умение соотносить предметы по цвету и размеру, захватывать мелкие предметы указательным типом хватания, координацию движений пальцев и кисти.

Игровой материал: пуговицы разного цвета и размера.

Педагог предлагает ребенку помочь кукле Маше навести порядок: отобрать пуговицы определенного цвета или размера из кучки пуговиц. При этом ребенок действует попеременно двумя пальчиками то одной, то другой руки.

Авторская игра «Подбери палочки друг к другу»

Задачи: развивать умение соотносить предметы по цвету, зрительное внимание, мышление, координацию движений пальцев и кисти.

Игровой материал: деревянные шпатели, окрашенные гуашью 4 основных цветов.

«Собачка играла с палочками разного цвета и перемешала их между собой. Давай наведем порядок: разложим палочки по цветам: желтые – к желтым, красные – к красным и т.д.»

Авторская игра «Подбери резинки к палочкам»

Задачи: развивать умение соотносить предметы по цвету, зрительное внимание, мышление, координацию движений пальцев и кисти.

Игровой материал: деревянные шпатели, окрашенные гуашью 4 основных цветов, резинки для волос 4 основных цветов.

«Поможем кукле Маше навести порядок: наденем резинки на палочки такого же цвета».

Авторская игра «Подбери коробочки по цвету»

Задачи: развивать умение соотносить предметы по цвету, словарный запас, мелкую моторику.

Игровой материал: небольшие коробки из-под спичек, обклеенные самоклеющейся бумагой основных цветов, внутри и на крышке каждого коробка – предметная картинка.

«Посмотри, какие красивые коробки. Кукла Маша играла с ними и все перепутала. Давай поможем ей правильно подобрать крышку к каждому коробку так, чтобы цвет крышки совпадал с цветом коробки».  

Игра «Подбери по цвету»

Задачи: учить детей анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения; уточнять и закреплять знания о цвете предметов; уточнять и обогащать активный словарь прилагательными, обозначающими цвет предметов; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, координацию движений руки.

Игровой материал: геометрические фигуры разного цвета и формы.

Педагог сообщает ребенку, что Незнайка играл с геометрическими фигурами, а теперь надо навести порядок – разложить их по цвету в разные группы. Он не знает, как это сделать и просит помочь ему.

Игра «Подбери по форме»

Задачи: учить детей анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее практического решения; уточнять и закреплять знания о форме предметов; уточнять и обогащать активный словарь прилагательными, обозначающими форму предметов; развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, координацию движений руки.

 Игровой материал: геометрические фигуры разного цвета и формы.

Ход игры аналогичен предыдущей, только теперь ребенок раскладывает фигуры в отдельные группы по форме.

Игра «Поиграй-ка»

Задачи:  обогащать и активизировать словарный запас, уточнять представления о форме, цвете, величине предметов, обучать сравнению предметов путем наложения, развивать умение соотносить предметы по цвету, форме, величине, зрительное восприятие, мышление.

Игровой материал: большие карты с изображениями предметных и сюжетных картинок, цветные квадраты, геометрические фигуры, прямоугольники, листы с изображениями кроваток для медведей.

Игра включает несколько вариантов.

Игра «Спрячь зайку»

Ребенку раздаются карточки с изображением зайчат в «домиках». «Ты знаешь, кого боится зайка, кто может его обидеть? Давай спрячем зайчиков в их домиках. Для этого подберем к домикам окошки такого же цвета, как и домик, и закроем окошки так, чтобы зайчиков не было видно».

Игра «Кто где живет?»

Вначале ребенок рассматривает геометрические фигуры. Проводится обследование формы – обведение пальцем фигуры. Ребенку раздаются карточки с изображениями птиц в «гнездышках». «Давай уложим птичек спать в их гнездышки. Для этого разложим геометрические фигуры так, чтобы они совпали с гнездышками».

Игра «Закрой двери в домиках»

Ребенку даются три карточки с изображением домиков для трех поросят, у которых разные по ширине, но одинаковые по высоте двери; три прямоугольника одинаковой высоты, но разной ширины – «двери». «В домиках живут поросята, а двери открыты. Надо помочь поросятам надежно спрятаться от волка в домиках, закрыв двери». Ребенок подбирает каждому из домиков соответствующую дверь.

Игра «Кто где спит»

Ребенку даются три картинки с изображениями трех медведей и три карточки с кроватками разной величины для каждого медведя. «Медведи пришли домой с прогулки, покушали и захотели спать. Но забыли, где чья кроватка. Помоги им, поставь перед каждым медведем его кроватку». Ребенок рассматривает изображения медведей, определяя их величину: самый большой, поменьше, самый маленький. Далее соотносит величину зверей с величиной их кроваток: самому большому – большую кроватку, медведю поменьше – кроватку поменьше, маленькому – маленькую кроватку

Игра «Почтовый ящик»

Игра «Разложи по группам»

Задачи: развивать у ребенка зрительную ориентировку на форму предметов, формировать практические способы ориентировки (метод проб).

Игровой материал: коробка с прорезями разных форм, соответствующие прорезям геометрические формы.

Задачи: обучать приемам классификации, дифференциации предметов по сходным и отличительным признакам, развивать умение группировать  предметы по признаку цвета, размера.

Игровой материал: картинки с изображениями одинаковых предметов разного цвета и размера.

Педагог предлагает  ребенку представить, что он – почтальон, и будет бросать в почтовый ящик с разными прорезями письма – соответствующие прорезям геометрические формы. Вначале дефектолог вместе с ребенком опускает формы в прорези, пользуясь методом проб и комментируя свои действия. В дальнейшем предлагает ребенку самостоятельно опускать кубики и шарики.

Педагог раскладывает картинки перед ребенком и просит помочь навести порядок: разложить картинки по группам в зависимости от их цвета, размера.

Игра «Прятки»

Задачи: закреплять умение соотносить предметы по цвету, названия  цветов, понятия «такой же, одинаковый»; развитие хватательных движений, координации движений пальцев и кистей рук, связной речи, зрительного внимания.

Игровой материал: бумага четырех основных цветов, пуговицы четырех основных цветов.

Педагог предлагает ребенку поиграть с пуговицами в «прятки»: спрятать пуговицу так, чтобы ее не было видно. Для этого каждую пуговицу положить на лист бумаги такого же цвета, как пуговица. После выполнения задания ребенок называет цвет пуговиц и объясняет, почему он положил пуговицы именно на этот лист бумаги.

Игра «Домики для пуговиц»

Задачи: те же, что и в предыдущей         игре.

Игровой материал: пластиковые прозрачные бутылочки с приклеенными кружками и пробками четырех основных цветов, пуговицы четырех основных цветов.

«Наши пуговички живут в домиках. Но однажды забыли закрыть домики для пуговичек пробками, а забияка котенок Пушок решил поиграть с домиками и все пуговички высыпал. Посмотри, как они перемешались. А пуговичкам так уютно в своих домиках. Давай найдем для каждой пуговички ее домик. Для этого пуговичку поместим в бутылочку с кружками такого же цвета, как пуговичка. А чтобы пуговки снова не высыпались, закроем домики-бутылочки пробками такого же цвета». После выполнения задания ребенок рассказывает, пуговицы какого цвета в каком домике живут.

Игра «Времена года»

Задачи: закреплять названия времен года, цвета пуговиц, уточнять признаки каждого времени года, развивать координацию движений пальцев и кистей рук, хватательные движения, память, связную речь, внимательность, целеустремленность.

Игровой материал: пуговицы четырех цветов (белого, красного, зеленого, желтого), любая игрушка.

К ребенку в гости приходит игрушка, например, зайка.  Игровая ситуация: «Зайка хочет узнать, как называются времена года, чем они отличаются. Чтобы зайке было легче запомнить, обозначим каждое время года пуговкой. Сейчас какое время года? Правильно, зима. Обозначим зиму пуговкой белого цвета. А как ты думаешь, почему мы зиму именно так обозначили?» В случае неправильного ответа взрослый дает наводящий вопрос. Также в соответствии с главными признаками обозначаются другие времена года: красная пуговка – весна, зеленая пуговка – лето, желтая пуговка – осень. Ребенок объясняет, почему этими пуговками обозначили времена года. Далее взрослый называет время года, а ребенок выкладывает соответствующую пуговку.

Вариант игры с усложнением: выложить пуговки в порядке очередности времен года. 

Игра «Четвертый лишний»

Задачи: развивать умение находить четвертый лишний предмет,  зрительное восприятие, логическое мышление, связную речь, тактильные ощущения, закреплять названия цвета, размера, фактуры (гладкая, шершавая).

Игровой материал: наборы из 4 пуговиц, одна из которых отличается каким-то признаком (цветом, размером, фактурой).

К ребенку приходит какой-либо игровой персонаж (Незнайка, Карлсон, Петрушка и т.д.) и просит помочь навести порядок в пуговицах. Пуговицы перемешались, и одна из них оказалась лишняя, потому что не подходит к другим. Ребенок находит «неподходящую» пуговицу и объясняет, почему она не подходит к остальным пуговицам.

Авторская игра «Домино»

Игра  «Части суток»

Задачи: закреплять названия основных цветов, умение соотносить предметы по цвету, развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

Игровой материал: пробки, каждая из которых обклеена бумагой двух разных цветов.

Задачи: формировать в активном словаре названия частей суток, закреплять названия цветов, умение различать их, зрительное внимание, мышление, память, мелкую моторику.

Игровой материал: пробки 4 цветов (желтого, красного, синего, черного).

Ребенок выкладывает пробки от пластиковых бутылокосновных цветов по принципу «домино»: поворачивает их так, чтобы цвет следующей пробки совпадал с цветом предыдущей пробки.

Игра проводится аналогично игре «Времена года», только в этой игре ребенок уточняет и закрепляет названия частей суток. Каждой части суток соответствует определенный цвет пробки: утро – желтый цвет, день – красный, вечер – синий, ночь – черный. Ребенок, ориентируясь на цвет пробки, выкладывает их поочередно и называет соответствующую цвету часть суток.

Игра «Подбери крышки по цвету»

Задачи: закреплять названия основных цветов, умение соотносить предметы по цвету, развивать зрительное внимание, мелкую моторику.

Игровой материал: небольшие баночки из-под кофе, обклеенные самоклеющейся бумагой четырех основных цветов, пробки от пластиковых бутылок этих же цветов.

Педагог предлагает ребенку бросать каждую пробку в прорезь именно той банки, цвет которой соответствует цвету пробки.

Игра «Выложи рамку для картинки»

Задачи: уточнение знаний о геометрических фигурах (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал), цвете и размере предметов; развитие связной речи, зрительного восприятия, мышления, воображения, координации движений пальцев и кисти, хватательных движений.

Игровой материал: изображения геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал), узоров, предметов, пуговицы разного цвета и размера.

«Сегодня к нам в гости пришла кукла Оля. Она хочет научиться у тебя выкладывать из пуговиц разные фигуры (предметы, узоры)». Ребенок выкладывает по контуру какую-либо геометрическую фигуру, узор или предмет. Затем рассказывает Оле, какую фигуру или предмет он выложил, какого цвета и размера пуговицы он взял для этого. Можно предложить ребенку выложить по его желанию любой узор.

Варианты игры: 

- выложить изображение пуговицами определенного цвета или размера;

- выложить по контуру маленькое изображение маленькими пуговицами, а большое изображение – большими;

- выложить изображение, чередуя маленькие и большие пуговицы;

- выложить изображение, чередуя цвет пуговиц (красный – синий, синий – желтый, черный – белый и т.д.).

Игра «Где игрушка?»

Задачи: закреплять и уточнять названия цветов и их оттенков, развивать слуховое внимание, мышление, зрительно-пространственную ориентировку.

Игровой материал: пластмассовые стаканчики разных цветов, любая мелкая игрушка.

Педагог расставляет 4 стаканчика вверх дном на поверхности стола, спрашивает ребенка, где находится стаканчик определенного цвета. Затем просит посадить мелкую игрушку (например, собачку) на стаканчик заданного цвета. Далее  прячет игрушку под одним из стаканчиков. Ребенок по инструкции должен определить, где находится игрушка. Примеры инструкций: «Мышка находится справа от зеленого стаканчика», «Слева от голубого стаканчика», «Между оранжевым и розовым стаканчиком».

Авторская игра «В гости к зайке».

Задачи: уточнять и закреплять в активном словаре названия цвета, размера, развивать пространственную ориентировку, тактильные ощущения, подвижность пальцев, улучшать координацию движений пальцев и кисти.        

Игровой материал: лист картона с пришитыми пуговицами «на ножке» разного размера, цвета, фактуры, игрушки (зайка, мишка, петушок и т.д.)

Педагог создает игровую ситуацию: «Ты хочешь сходить в гости к зайке (мишке, петушку)? Но попасть к нему непросто. На твоем пути большая речка. Надо пальчиками пройти только по пенечкам (пуговкам), чтобы не упасть в речку». После выполнения задания ребенок рассказывает, к кому он пришел в гости, и какие пуговицы помогли ему перейти речку (называет их цвет и размер).

Варианты игры с усложнением:

- пройти по пуговкам по очереди всеми пальчиками: большим и указательным, указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем;

- «идти» пальчиками по пуговкам вверх, вправо или влево в соответствии с инструкцией взрослого.

Игра  «Где пуговка?»

Задачи:  закреплять умение пользоваться в речи предлогами: «на, в, под, около, за», названия цветов, развивать зрительное внимание.

Игровой материал: коробка, салфетка, книга, пуговицы разного цвета.

Игровая ситуация: «К нам в гости пришел Мишка-шалунишка. Он хочет поиграть с тобой. Мишка разложил пуговки в разных местах».  Ребенок находит пуговицы (в коробке, за книгой, около коробки, под салфеткой и т.д.) и рассказывает, где лежала пуговица и какого она цвета.

Игра «Разложи по порядку пуговицы»

Задачи; развивать зрительно-пространственную ориентировку, закреплять названия цветов, умение различать предметы по цвету, размеру, фактуре, развивать зрительное внимание, мышление, мелкую моторику, координацию движений руки, тактильные ощущения.

Игровой материал: коробка из-под конфет с множеством ячеек, пуговицы разного цвета, размера, фактуры.

Педагог предлагает навести порядок в пуговицах: разложить их в ячейки коробки, чередуя по размеру и цвету.

Вариант игры. Разложить пуговицы в ячейки, чередуя по фактуре: гладкая –шершавая.

Авторская игра «Салют»

Задачи: развивать зрительно-пространственную ориентировку, закреплять названия цветов, развивать зрительное внимание, мышление, фантазию и воображение, мелкую моторику, координацию движений руки.

Игровой материал: подставка для узора, полоски, вырезанные из цветной фольги.

«Ты видел на празднике салют? Он состоит из красивых шаров. Давай создадим праздник: соберем шар из цветных полосок, чередуя по очереди цвета». Педагог предлагает ребенку выложить последовательно полоски разного цвета в углубления на подставке. Затем сложить любое изображение из оставшихся полосок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Условия организации эффективной коррекционно - развивающей работы в тифло саду

Презентация раскрывает условия организации эффективной коррекционно - развивающей работы в тифло саду. Слабовидящий ребенок испытывает  избыточные эмоциональные и умственные нагрузки при комплекс...

Опыт работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие воспитателя, логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и кор...

Проект "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"

Актуальной проблемой современности является повышение эффективности коррекционно-развивающей работы. Разнообразные игровые технологии, представленные в проекте, в увлекательной форме конкретизируют и ...

Приложения к проекту "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"

В приложениях к проекту представлено содержание игр в сопровождении авторских фотографий, перспективное планирование используемых на занятиях дидактических игр, сравнительные показатели уровня развити...

"Актуальные вопросы эффективности коррекционно-развивающего воздействия совместной работы логопеда и музыкального руководителя с детьми, страдающими дизартрией".

На базе ГБОУ ШМК Бибирево апробирована методика коррекционно-развивающего воздействия музыкально-логопедических занятий для дошкольников с дизартрией. Занятия объединяют логопедию, музыку...

Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»

laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...

"Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий через использование ИКТ в условиях реализации ФГОС"

Цель внедрения ИКТ: оптимизация коррекционного процесса дошкольников, создание у детей более высокой мотивационной готовности к обучению.Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деяте...