Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с ТНР.
статья по коррекционной педагогике

Тинт Наталия Викторовна

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПБ ГКУЗ ЦВЛ ««Детская психиатрия» имени С.С. Мнухина

Психоневрологический детский дневной стационар

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с ТНР.

Составила логопед Тинт Наталия Викторовна

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.

Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико–грамматического и фонетико–фонематического недоразвития.

Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. (5)

У значительного большинства детей с ТНР пальцы малоподвижны, движения их не точны, не согласованны. У детей наблюдается общая моторная неловкость, дискоординация движений, неуклюжесть, замедленность и расторможенность движений. Особенно затруднена мелкая моторика пальцев рук.

Мелкая моторика представляет собой – совокупность двигательных возможностей выполнения дифференцированных пальцевых движений, определяющих успешность формирования навыков самообслуживания, различных учебных, трудовых и других операций. (4)

Развитие мелкой моторики, т.е. согласованные движения пальцев рук, у детей важно для общего развития ребёнка, т.к. ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Развитие (мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работоспособность ребёнка, его внимание и активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность, тренирует руки до овладения письмом.

Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) тесно связаны между собой. Речевая активность ребёнка зависит не только от хорошего артикуляционного аппарата, но и от движений рук, их точности и согласованности.

Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью, и как следствие, с письмом. Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей. Учёные, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи.

Двигательная недостаточность является невербальным симптомом речевых нарушений, приводящим к затруднениям в овладении ребенком предметным миром с раннего возраста. У многих дошкольников, страдающих нарушениями речи, при обследовании выявляется недоразвитие моторных функций. При изучении анамнеза таких детей выясняется, что особенности двигательного развития присутствовали у них с раннего возраста. При отсутствии неврологической двигательной симптоматики (парезы, гиперкинезы и др.) эти дети позже возрастных нормативных сроков начинают держать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием развиваются локомоторные функции, такие как ползанье, ходьба, прыжки. У таких детей наблюдается задержка манипулятивных действий с игрушками, проблемы в овладении навыками самообслуживания.        

В основном, это относится к детям с временной задержкой речевого развития, фонетико–фонематическим недоразвитием и некоторыми другими речевыми нарушениями. У детей с речевой патологией двигательная недостаточность становится менее выраженной к концу дошкольного возраста, становясь почти незаметной в моторике.

Но в большинстве случаев, особенно у детей с общим недоразвитием речи с моторным компонентом, с другими сложными нарушениями речи, недоразвитость двигательных функций прослеживается на протяжении всех лет обучения в школе, а без проведения коррекционных занятии закрепляется и остается на всю жизнь.

У большинства детей с тяжёлыми речевыми нарушениями двигательная недостаточность присутствует во всех компонентах моторики: в общей, в лицевой, артикуляционной. А также, в тонких движениях кистей и пальцев рук, – на разных уровнях организации двигательных актов. Наблюдаются трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

Недоразвитие крупной (общей) моторики выражается в плохой координации частей тела при выполнении комплексных двигательных действий, их недостаточной точности и аккуратности, в явных затруднениях при выполнении физических упражнений и бытовых операций, как по демонстрации способа действия, так и по словесной инструкции. Несовершенство мелкой моторики рук, недостаточная координация кистей и пальцев проявляются в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например, когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, крючки, застежки, зашнуровывают и расшнуровывают обувь, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами и т.д. Более выражено недоразвитие моторики пальцев проявляется при выполнении детьми специальных упражнений. Недоразвитие лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении. В общей смазанности и невнятности речи.

Зависимость речевой патологии и особенностей психомоторики говорит о близком функциональном единстве речевой и двигательной систем в процессе развития ребенка.

Своевременное психическое развитие, развитие речи напрямую связаны с двигательной активностью. Формирование движений пальцев рук имеет стимулирующее влияние на созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого является развитие речи.

М.М. Кольцова доказала, что у детей состояние речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук –если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и развитие речи будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова считает, что кисть руки можно рассматривать как «орган речи» – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Уровень развития двигательной активности пальцев рук можно рассматривать как показатель готовности ребенка к словесной речи. Присутствие характерных особенностей моторного развития у детей с дефектами речи, приоритет моторной системы в нервно–психическом развитии ребенка, подтверждают необходимость специальной коррекционно–педагогической работы по развитию у детей всех видов двигательной сферы (грубая моторика, мелкая моторика рук, артикуляционная и лицевая моторика). Эта работа, органично встроенная в ежедневные занятия с детьми, во все установочные процессы специального детского учреждения, должна стать частью системы коррекционно–педагогического воздействия, направленного на социальную адаптацию и личностное развитие ребенка с речевой патологией.

Работу по развитию моторики надо проводить не только в случае явных особенностей развития, но и при слабо выраженных нарушениях, она необходима для профилактики отклонений в развитии моторики, речи и психики в целом у детей группы риска и часто болеющих, особенно в раннем возрасте. Особое внимание нужно, уделять развитию движений кисти и пальцев. Такие упражнения будут оказывать общее стимулирующее действие, а также способствовать коррекции и профилактике дефектов речи у детей.

В процессе игры ребёнок выполняет специальную гимнастику, направленную на развитие мелкой моторики рук, что способствует:

1. возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2.созданию благоприятного эмоционального фона, развитию умения подражать взрослому, умения вслушиваться и понимать смысл речи, повышает речевую активность ребёнка.

3.концентрации внимание и правильному его распределению.

4.становлению более чёткой, ритмичной, яркой речи, и усилению контроля за выполняемыми движениями.

5.развитию памяти ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6.приобретению кистями рук и пальцами силы, хорошей подвижности и гибкости, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Существует множество способов и средств для формирования и развития мелкой моторики. Средства развития мелкой моторики:

  • Тренажёры (застёжки, плетения)
  • Пальчиковая гимнастика
  • Игры с пластилином или глиной
  • Песочная терапия
  • Игры с конструктором, мозаикой
  • Игры с крупами, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
  • Нанизывание бус и бисера
  • Игры с бумагой
  • Игры с разрезными картинками
  • Игры со счётными палочками, спичками
  • Игры с мелкими предметами, прищепками
  • Шнуровки
  • Рисование, раскраски, штриховки
  • Массаж кистей рук и пальцев, массажёры.

В современной практике коррекции речевых нарушений широко используются упражнения по формированию и совершенствованию общих движений и мелкой моторики рук. В наши дни практикующие логопеды в обязательном порядке включают в свои занятия упражнения, направленные на развитие двигательной активности рук.

Вот примеры основных типов упражнений, применяемых в развитии двигательной активности рук:

  • статические: удержание приданной пальцам определенной позы;
  • динамические: развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую;
  • расслабляющие: нормализующие мышечный тонус.

Но необходимо отметить, что при использовании логопедом упражнений по развитию мелкой моторики должен сохраняться принцип системности, т.к. непродуманное использование этих упражнений, как и любых других типов упражнений, не дает должного эффекта. Очень важно удержать внимание ребенка. Здесь может помочь совмещение пальчиковой гимнастики с работой над речевым материалом, инсценировки и изображения с помощью движений рук. Когда пальчиковые упражнения, иллюстрирующие сюжеты повествования умело включены в упражнения и режимные моменты, они способствуют развитию двигательного поведения в играх и в быту.

Для того, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, существуют некоторые правила:

1.        Главное – превратить обучение в увлекательную игру. Совсем не обязательно усаживать ребенка за стол, можно играть с ним где угодно.

2.        Период максимальной активности ребенка – утренние часы и время после дневного сна.

3.        Наибольшая концентрация внимания в зависимости от возраста ребёнка 15–35 минут. Если ребёнок устал, лучше сделать перерыв и вернуться к занятиям чуть позже.

4.        Не отступать, если задания покажутся чересчур сложными для ребенка. Необходимо предположить свою активную помощь через рассказ, объяснение.

5.        Обязательно хвалить малыша. Если у него что–то не получается, не заострять на этом внимание. Терпеливо объяснить ему ошибку, исправить ее и вернуться к этому же заданию на следующий день.

В зависимости от возраста ребенка необходимо правильно дозировать игровую составляющую каждого упражнения.

Естественному развитию мелкой моторики способствуют игры с конструкторами, рисование, лепка и многие другие детские занятия и игры. Все они могут быть использованы для работы по коррекции и развитию тонкой двигательной активности детей с речевой патологией. Если у ребенка возникли сложности в овладении тонкими действиями рук ему необходимо провести дополнительные обследования и на их основании строить дальнейшую индивидуальную коррекционную деятельность. В этом случае каждое занятие должно иметь целью дополнительное корректирующее воздействие индивидуального порядка. Коррекционная и развивающая деятельность в таком виде позволяет успешно совершенствовать двигательную сферу детей, развивать зрительно–пространственные координации, активизировать познавательную и речемыслительную деятельность.

Для развития мелкой моторики одним из главнейших средств являются занятия с мелкими предметами, т.к. предметно – манипулятивная деятельность является базисом развития моторной функции рук.

Дети проявляют больший интерес к упражнениям с предметами, чем к манипуляциям без "реквизита". Такие упражнения приводят к повышению осмысленности и целенаправленности при выполнении манипуляций, что позволяет достичь значительных результатов в развитии мелкой моторики рук, ручной ловкости. Выработка этих полезных навыков в обстановке игры является хорошей подготовкой к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка. Это развивает воображение ребенка: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами – основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, видения "сути" предмета.

Моторные навыки, которые дети получают в ходе упражнений с мелкими предметами во время игр, направленных на развитие движений кисти и пальцев, в дальнейшем проявляются в обычных играх, бытовых моментах и становятся важной частью их двигательной деятельности.

Развитие мелкой моторики– не единственный фактор, который способствует развитию речи. Развитием мелкой моторики необходимо заниматься со всеми детьми, не зависимо от их речевого статуса. Если у ребёнка будет хорошо развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь у ребёнка будет развита недостаточно. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с речевыми упражнениями. Для этого необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: общаясь в быту, вызывая на разговор, побуждая отвечать на вопросы, стимулировать вопросами и просьбами, читать, показывать картинки, моделировать ситуации, побуждающие ребёнка отвечать на вопросы и рассказывать.

Список литературы:

  1. Аксeнoвa М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. – 2010. – №8. – С. 62–65.
  2. Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д.», 2005. –40с.
  3. Гaлянт И. Пальчиковые игры // Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – С. 50–53.
  4. Дудьев, В. П. Психомоторика: слов.–справ. / В.П. Дудьев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 – 366 с. – (Коррекционная педагогика).
  5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3–е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО–ПРЕСС", 2018. – 240 с
  6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1973. – 228 с.
  7. Крaсильникoвa Н.A. Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М.: Владос, 2011. – 237 с.
  8. Крупeнчук O.И. Система работы пo развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией. – М.: Литера, 2008. – 218 с.
  9. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Союз, 2009. – 264 с.
  10. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2011. – № 1. – С.60–61.
  11. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: Родничок, 2012. – 185 с.
  12. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. – М.: Детство–пресс, 2012. – 71 с.
  13. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: Детство–Пресс, 2013. – 144 с.
  14. Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. – М.: АСТ, 2011. – 165 с.
  15. Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – М.: ЭКСМО, 2010. – 234 с.
  16. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: Астрель, 2005. – 183 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей третьего года жизни"

Данный материал содержит описание некоторых игр с песком и водой, пальчиковой гимнастики, массажа рук с помощью подручных предметов, которые можно применять в работе с младшими дошкольниками для разви...

Семинар-практикум для родителей: «Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Семинар -практикум для родителей 6"Подвижные игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"...

Развивающие игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

В этой работе представлены дидактические игры, которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильным ощущениям, развитию речи и многому другому....

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Данный материал представляет собой консультацию для родителей по теме "Упражнения и игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста". Будет интересен воспитателям детского сада....