Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном учреждении
статья по коррекционной педагогике

Титаренко Наталия Николаевна

В статье раскрываются неторые вопросы проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualizatsiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном учреждении

Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип ФГОС дошкольного образования, в фундамент которого были заложены идеи педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Эти идеи нашли свое отражение в формулировке задач, принципов дошкольного образования, способах организации и координации детской деятельности, отборе форм и методов педагогической работы, в том числе коррекции выявленных проблем.

Как известно, на уровне дошкольного образования нет требований к результатам освоения программы, есть только целевые ориентиры. На практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, на норму, но не каждый воспитанник при таком подходе может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из путей решения такой проблемы является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута ребенка.

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» (далее – ИОМ) трактуется по-разному. Данный термин рассматривается и как определенная последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ребенка (т.е. «дорожная карта» в образовательном пути ребенка), и как документ, фиксирующий проводимые педагогами развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.

Универсальной методики проектирования и структуры ИОМа в настоящее время также не существует.

В общем виде можно выделить основные особенности ИОМа:

связан с конкретной целью и условиями её достижения;

обусловлен уже имеющимися у ребенка знаниями и опытом;

оформлен как индивидуальная образовательная программа на определенный период.

Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута можно представить следующим образом:

целевой (постановка целей развития, обучения и воспитания ребенка, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, потребностей и возможностей ребенка);

содержательный (обоснование структуры и отбор содержания  работы воспитателей и специалистов, их систематизация и группировка, т. е. разработка содержания ИОМ);

технологический (определение используемых образовательных и коррекционно-развиваюших технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);

диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

организационный (условия и пути достижения коррекционных, педагогических целей).

При этом  педагог выполняет определенные действия по организации данного процесса:

- структурирование педагогического процесса (согласование индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);

- сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации ИОМ);

- регулирование (обеспечение реализации ИОМ через использование адекватных форм деятельности);

6) результативный (обсуждение результатов и корректировка, формулировка ожидаемого результата).

Как уже отмечено выше, форма составления ИОМ различна. В то же время можно проследить общее в его структуре:

  1. Пояснительная записка, в которой отражаются цели, задачи, основные подходы к работе с воспитанником.
  2. Общие сведения о ребёнке, результаты и рекомендации ПМПК.
  3. Мониторинг развития интегративных качеств ребенка.
  4. Характеристика основных направлений развития по разделам программы
  5. Индивидуальный учебный план.
  6. Тематическое планирование.
  7. Работа с родителями.

Разнообразие форм составления и написания маршрута объясняется возможностями каждого образовательного учреждения, сроками реализации ИОМ. Несмотря на это, цель создания ИОМа одна: в условиях оптимизации образовательной работы обеспечить максимальную реализацию образовательных и социальных потребностей детей.                                                                                  

Литература

  1. Фоминых Н. Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС: цели, задачи, способы реализации — URL: https://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/individualnyiy-obrazovatelnyiy-marshrut-doshkolnika-po-fgos.html
  2. Тришанина, А. С. Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное условие психолого-педагогического сопровождения развития ребенка // Образование и воспитание. — 2015. — № 2 (2). — С. 19-21.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном возрасте

Выступление на педагогическом совете с презентацией на тему : "Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном возрасте" Сопроводительное слово к презентации....

Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно - оздоровительной работы Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации детей.

Согласно СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. постановлением Главного государственного санита...

Направление «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Наименование проекта: «Кладовая времени»

Актуальность.Согласно ФГОС ДО образовательная область Программы «Познавательное развитие» направлена на «формирование представлений … числе… пространстве, времени...

Направление «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Наименование проекта: «Кладовая времени».

Актуальность.Согласно ФГОС ДО образовательная область Программы «Познавательное развитие» направлена на «формирование представлений … числе… пространстве, времени...