Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном возрасте
презентация

Бобкова Татьяна Сергеевна

Выступление на педагогическом совете с презентацией на тему : "Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном возрасте" 

Сопроводительное слово к презентации.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ « Смольковский детский сад» «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном возрасте» Подготовила воспитатель : Бобкова Татьяна Сергеевна 2022-2023 учебный го д

Слайд 2

Индивидуализация дошкольного образования Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

Слайд 3

Работа с детьми эффективна только при индивидуальном подходе. Строится она по следующим направлениям:

Слайд 4

Индивидуальная работа с детьми является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых Федеральным государственным образовательным стандартом — индивидуализацию, то есть построение процесса образования с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей.

Слайд 5

Индивидуальные занятия с воспитателем и профильными специалистами детского сада сделают проживание каждого дня ребенка в ДОО ярким и полноценным в соответствии с самыми современными требованиями дошкольного образования. Индивидуальную работу с воспитанниками педагоги детских садов проводят систематически с первых дней поступления ребёнка в детский сад. Индивидуальную работу с дошкольниками проводит воспитатель (во время групповых занятий или в свободное время). Индивидуальную работу вносят как в перспективный, так и в календарный (ежедневный) план.

Слайд 6

Развитие индивидуальных способностей детей. Первое направление индивидуализации заключается в раскрытии неповторимости детской личности. В детском саду у детей есть возможность развивать свои творческие способности. Дети на занятиях знакомятся как с традиционной техникой рисования, так и с нетрадиционными техниками (пальчиком, цветным песком, пальчиковыми красками, ладошкой, тампоном, ватной палочкой и т.д.).

Слайд 7

Театрализованная деятельность В детском саду хорошо развивать направление театрализованной деятельности, она помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Слайд 8

Индивидуальный подход к детям с нарушениями – следующее направление Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, проявления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности

Слайд 9

Развивающая предметно-пространственная среда Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития

Слайд 10

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна соответствовать принципам, прописанным в ФГОС ДО! Насыщенность, трансформируемость , полифункциональность , вариативность, доступность и безопасность .

Слайд 11

В группах детского сада созданы уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей Центр сюжетно-ролевой игры Центр физической культуры Центр изобразительного искусства Центр музыкального искусства Центр театрального искусства Центр развития сенсорики Книжный Центр Центр природы Учебный уголок Уголок уединения

Слайд 12

В детском саду создаются условия для нормального психосоциального развития детей : спокойная и доброжелательная обстановка; внимание к эмоциональным потребностям детей; организация игр и бесед с детьми; предоставление самостоятельности и независимости каждому ребенку; предоставление возможности каждому ребенку самому выбирать себе партнеров для общения; созданы условия для развития и обучения.

Слайд 13

Работа с родителями Очень большую значимость имеет совместная деятельность родителя и ребенка, а воспитатель это грамотно организует . Проводя эту работу, воспитатель должен опираться на поддержку родителей: порекомендовать им прочитать или разучить с ребёнком стихотворение, изготовить поделку, рисунок, поиграть в обучающую игру .

Слайд 14

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Слайд 15

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Л.Н. Толстой).

Слайд 16

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Сопровождение к презентации

«Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном возрасте»

выполнила: Бобкова Т.С.

1 слайд

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном возрасте»

 

2 слайд

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте,  является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

3 слайд

С вступлением в силу нового закона «Об образовании в РФ» детский сад стал первой обязательной ступенью общего образования. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Работа с детьми эффективна только при индивидуальном подходе. И строится она  по следующим направлениям:

- развитие индивидуальных особенностей детей;

- индивидуальный подход к детям с нарушениями;

- создание и обогащение предметно-пространственной среды;

- сотрудничество с семьей

4 слайд

Индивидуальная работа с детьми является обязательной частью профессиональной деятельности воспитателя детского сада.

Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашённых Федеральным государственным образовательным стандартом — индивидуализацию, то есть построение процесса образования с учётом возрастных, физиологических и психологических особенностей детей.

Психофизическое развитие любого ребёнка, становление его личности происходит индивидуально.

Особенности характера оказывают большое влияние на развитие умений и навыков, усвоение новых знаний.

Не все дети могут полноценно работать в группе, некоторые нуждаются в индивидуальных занятиях.

Задача педагога при проведении таких занятий — помочь каждому воспитаннику развить свои способности, получить необходимую сумму знаний и навыков, научить ребёнка бороться с излишней застенчивостью или скромностью, поверить в собственные силы.

 5 слайд

Индивидуальные занятия с воспитателем и профильными специалистами детского сада сделают проживание каждого дня ребенка в ДОО ярким и полноценным в соответствии с самыми современными требованиями дошкольного образования.

Индивидуальную работу с воспитанниками педагоги нашего  детского сада проводят систематически с первых дней поступления ребёнка в детский сад. Для этого создаются: дневник индивидуального развития, карты здоровья, социальный паспорт семьи ребенка, что позволяет лучше узнать ребенка и его семью .

Индивидуальную работу с дошкольниками планово  проводит воспитатель в всех видах деятельности (организованная, самостоятельная в группе и во время прогулок).

Так же её  вносят как в перспективный, так и в календарный (ежедневный) план.

6 слайд

Развитие индивидуальных способностей детей.

Развитие дошкольника может осуществляться по

нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить обучающему спектр возможностей и помочь ему сделать выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута.

Выбор того или иного маршрута определяется комплексом факторов:

- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его

родителей в достижении необходимого образовательного результата;

-возможностями детского учреждения удовлетворить образовательные

потребности воспитанника.

При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности.

7 слайд

Первое направление индивидуализации заключается в раскрытии неповторимости детской личности.

В детском саду у детей есть возможность развивать свои творческие способности. Как кроме традиционной техники рисования знакомятся с нетрадиционными техниками (пальчиком, цветным песком, пальчиковыми красками, ладошкой, тампоном, ватной палочкой и т. д.). Для того, чтобы детям было интересно и нравилась изобразительная деятельность, требуется смена обстановки, поэтому непосредственно образовательная деятельность может проходит в самых разнообразных уголках детского сада и на его территории (для этого используются мобильные переносные мольберты). Приходя в группу, музыкальный зал, дети превращаются в фантазёров и юных художников – экспериментаторов.

8 слайд

Театрализованная деятельность

В детском саду хорошо развивать направление театрализованной деятельности, она помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Участвуя в театральных постановках, ребенок учится видеть прекрасное в жизни и в людях, у него зарождается стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне, сохраняя уникальность и самоценность детства как важного этапа в общем развитии личности ребенка.

9 сайд

 Большое внимание уделяем танцевальному направлению. Для детей – замечательный способ развития музыкального слуха, координации, гибкости, ребенок сможет сформировать хорошую осанку, стать более уверенным в себе, веселым и открытым.

Всем детям нравятся движения под музыку. Однако представляете ли вы себе, что означает для ребенка танец? Нет, это не ловкость, творчество или осанка. В танце ребенок самоутверждается. В танце актуализируется внутреннее «Я» ребенка. И чем лучше мы работаем над телом ребенка, тем гармоничнее психику он имеет!

10 слайд

Образование дошкольников с проблемами в развитии одно из наиболее актуальных направлений современной педагогики.  Уже сейчас многие дошкольные учреждения посещают дети с ограниченными возможностями здоровья: это нарушение слуха, зрения, осанки, плоскостопия и т.д.

Воспитанники нуждаются в индивидуальном подходе с самого начала обучения и воспитания, так как только учет индивидуальных особенностей детей с различными отклонениями в развитии создает условия для успешного развития гармоничной личности каждого ребенка, его способностей, жизненно важных умений и навыков, для его психофизического здоровья.

Например  при коррекционной работе учитель-логопед использует индивидуальные формы работы (занятия), разные речевые гимнастики.

При нарушении зрения и слуха , ребенка обычно размещают  на первые места., так же пользуются разными гимнастиками для глаз.

При нарушении осанки и плоскостопия используют массажные коврики и дорожки здоровья.

11 слайд

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

12 слайд

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна соответствовать принципам, прописанным в ФГОС ДО! Насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность.

13 слайд

В группах детского сада созданы уголки – микроцентры для самостоятельной деятельности детей:

Центр сюжетно-ролевой игры

Центр физической культуры

Центр изобразительного искусства

Музыкальный центр

Театральный центр

Центр развития сенсорики

Книжный Центр

Центр природы

Учебный уголок

Уголок уединения

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов.

Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели - вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

 14 слайд

В детском саду создаются условия для нормального психосоциального развития детей:

– спокойная и доброжелательная обстановка;

– внимание к эмоциональным потребностям детей;

– организация игр и бесед с детьми;

– предоставление самостоятельности и независимости каждому ребенку;

– предоставление возможности каждому ребенку самому выбирать себе партнеров для общения;

– создаются условия для развития и обучения.

Прежде всего, приходя в детский сад, ребенок должен чувствовать себя комфортно, чувствовать себя любимым и неповторимым. Что важным является и та среда, в которой находиться ребенок. Заходя в группу, ребенок видит, что его здесь ждут, ему рады.

В приемных комнатах размещаются :

Календарь именниника – ребенку важно, что о нем помнят, день рождения для ребенка очень важное событие, он его ждет.

Стена творчества – здесь дети могут разместить свои рисунки и поделки.

В группах размещают стенд или уголок «Мое настроение», отслеживание эмоционального состояния каждого ребенка в течение дня, дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.

Воспитатели организуют детей для создания совместных дидактических игр.

К организации предметно-пространственной среды важно привлекать родителей.

Помимо развивающей предметно-пространственной среды в группе, важную роль играет пространственная среда детского сада и территории.

15 слайд

 Еще одно направление – это работа с родителями

Очень большую значимость имеет совместная деятельность родителя и ребенка, а воспитатель это грамотно организует.

Проводя эту работу, воспитатель должен опираться на поддержку родителей: порекомендовать им прочитать или разучить с ребёнком стихотворение, изготовить поделку, рисунок, поиграть в обучающую игру.

Для того чтобы родители были в курсе жизни группы и успехов детей, на ширмах, стендах в раздевалке размещают информацию о том, что способен знать и уметь ребенок каждой возрастной группы (как ориентировочную, но не обязательную для каждого малыша), тексты стихотворных произведений, буклеты и распечатки дидактических игр.

Если дети имеют некоторые проблемы с усвоением материала на занятиях и в другой деятельности, педагог беседует с их родными наедине, даёт практические советы, рекомендации.

 16 слайд

Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

В заключение хочется сказать, что дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процессом.

17 слайд

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Л.Н. Толстой).

18 слайд

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....

Использование лицензированных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. Младший дошкольный возраст

Использование лицензированных  электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. Младший дошкольный возраст...

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном учреждении

В статье раскрываются неторые вопросы проектирования индивидуального образовательного маршрута для ребенка с особыми образовательными потребностями....

Направление «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Наименование проекта: «Кладовая времени»

Актуальность.Согласно ФГОС ДО образовательная область Программы «Познавательное развитие» направлена на «формирование представлений … числе… пространстве, времени...

Направление «Индивидуализация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Наименование проекта: «Кладовая времени».

Актуальность.Согласно ФГОС ДО образовательная область Программы «Познавательное развитие» направлена на «формирование представлений … числе… пространстве, времени...