Биоэнергопластика, как нетрадиционный метод в коррекционной работе логопеда
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

В статье представлена информация по использованию метода "Биоэнергопластики" при коррекционной работе с детьми. Описаны основные принципы и методы. Представлен комплекс упражнений, который можно использовать на занятиях с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА КАК НЕТРАДИЦИОННЫЙ МЕТОД В КОРРЕЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ТНР

Бадайкина О.А.

учитель-логопед, МБДОУ д/с №53 г. Белгород

                                                                      «Движение руки всегда тесно связано

с речью и способствует ее развитию».

В.М. Бехтерев

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. И поэтому для нас, учителей-логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования. Ученые Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова изучали деятельность детского мозга при общем недоразвитии речи. Они установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

При коррекции произношения звуков логопеды традиционно используют упражнения артикуляционной гимнастики, которая включает задания на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, отработку определенных положений губ, языка, челюсти, необходимых для правильного произношения звуков. Значительно расширить спектр решаемых в ходе логопедического занятия коррекционных задач можно за счет сочетания традиционных упражнений артикуляционной гимнастики с движениями кистей рук. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: био –  человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – пластичное движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Они подчёркивали взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей дошкольного возраста. При совместных движениях речевого аппарата, пластичных и свободных движениях кистей рук, в организме происходит распределение энергии, что способствует активизации интеллектуальной деятельности ребёнка, развитию координации движений и мелкой моторики рук, улучшению речи, памяти, внимания. Методика использования и примерное планирование занятий с применением артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой были разработаны Р. Г. Бушляковой. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт или стихотворные строки помогают удерживать нужный темп. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, усиливает их результативность.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Внимание каждого ребенка необходимо привлечь к выполнению артикуляционных движений одновременно с работой кисти, движения должны быть ритмичными и четкими.

Упражнения по биоэнергопластике.

«Заборчик»
Улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать это положение под счет от 1 до 5. Ладонь в вертикальном положении повернуть к себе, пальцы сомкнуть.
«Блинчик»
Рот открыт, губы в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Ладонь в горизонтальном положении, пальцы сомкнуть.
«Трубочка»
Вытянуть губы трубочкой и удерживать позу 5-7 сек. Пальцы соединить вместе трубочкой.
«Часики»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Кончик узкого языка двигать влево-вправо, касаясь углов рта. Две кисти руки сложить ладонями друг к другу. Поворачивать одновременно с языком то в одну, то в другую сторону.
«Чашечка»
Рот приоткрыть, губы в улыбке. Язык сделать широким. Кончик языка поднять за верхними зубами, боковые края прижать к верхним зубам. Показать ладонь в форме чашечки, пальцы сжать вместе.
«Качели»
Рот открыть. Кончик языка поднимать к верхним зубам и опускать к нижним зубам. Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении двигается вверх-вниз.


«Маляр»
Улыбнуться, открыть рот, "погладить" кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперед и назад. Ладонь расположить вертикально, пальцы вверх сомкнуть. Двигать ладонь вперёд-назад.
«Грибок»
Улыбнуться. Прижать широкий край языка всей плоскостью к нёбу, открыть рот. Одну руку поставит на столе, ладонь сжать в кулак, вторую - «положить» на
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Ладонь с сомкнутыми согнутыми пальцами положить на стол. Пальцами синхронно с языком стучать по столу.

Систематическая работа с применением нетрадиционных технологий, таких как биоэнергопластика:

- способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям;

- позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной, мелкой, общей моторики;

- облегчает постановку, автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в речь;

- способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

- помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.

Биоэнергопластика – новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.


Литература:

  1. Крупенчук О. И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств/ О. И Крупенчук, Т. А. Воробьева Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский дом Литера», 2009. – 96с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы в коррекционной работе воспитателя с дошкольниками, имеющими речевые нарушения.

Передо мной встала проблема оптимизации коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи и формирование у них таких свойств личности как мыслительная речевая активность, на основе использовани...

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»

Программа дополнительного образования на тему: «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».«Песочные чудеса»...

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Презентация на тему "Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Иппотерапия"...

Применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методов в коррекционной работе с дошкольниками в условиях реализации ФГОС"

Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.   Здоровьесберег...

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Иппотерапия.

Иппотерапия- это метод психофизического воздействия, заключающийся в передаче двигательных импульсов тела человека, посредством движения лошади....

«Сказкотерапия как метод в коррекционной работе логопеда».

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

Сказкотерапия как метод в коррекционной работе логопеда.

Влияние сказкотерапии:›На эмоционально-волевую сферу ребенка, возникшие у него эмоциональные проблемы, развитие его личности, формирование созидательной системы ценностей (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.)›Н...