«Сказкотерапия как метод в коррекционной работе логопеда».
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Кутовая Екатерина Александровна

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида№6

с углублённым изучением английского языка»

Муниципального образования городской округ

Симферополь республики Крым

Доклад на тему:

«Сказкотерапия как метод в коррекционной работе логопеда».

Выполнила:

учитель-логопед

Кутовая Е.А.

г.Симферополь

2022г.

Сказкотерапия как метод в коррекционной работе логопеда.

В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску новых методов и форм в коррекционной работе.

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь.

Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Проблемы использования сказкотерапии изучаются многими авторами. Например, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева рассматривает влияние сказкотерапии на эмоционально-волевую сферу ребенка, возникшие у него эмоциональные проблемы, развитие его личности, формирование созидательной системы ценностей.

Гришина И.И и Дальхеева А.М. рассматривали влияния сказкотерапии на формирование самодостаточной личности в детском возрасте. При знакомстве со сказкой ребенок попадает в виртуальный мир, который не соприкасается с действительностью. Мир сказок, по их мнению, наполнен разнообразными событиями и ситуациями, и когда ребенок сталкивается с подобными ситуациями в жизни, он способен найти решение возникшей проблемы. Сказка формирует у ребенка способность самостоятельно принимать решения.

Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К.Г. Юнг заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э.Берн, указывал на то, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. И задача, которую ставит перед собой сказкотерапевт, обычно не столько объяснительная, сколько помогающая. Также важно конечно, как сформировался жизненный сценарий, в какие тупики он заводит человека и благодаря сказкотерапии, человек сумел сам выйти из своих тупиков.

К анализу сказок обращались в своем творчестве как зарубежные, так и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Гарден, А. Менегетти, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, и др. Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70-х годов ХХ века, обоснованный М. Эриксоном и в дальнейшем развитый его учеником В. Росси. В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер.

Но не так давно возникла сказкотерапия как самостоятельное направление в практической психологии, и сразу же приобрела огромную популярность. В научном мире сказкотерапия существует только 15 лет. Попытки исследовать сказки, взглянуть на них под непривычным углом, увидеть нечто скрытое, совершенно нереальное на первый взгляд, предпринимались учеными не один раз. Педагоги, психологи говорят, что сказки вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых.

Шелдон Копп в своей книге «Гуру: метафоры от психотерапевта» рассказывает о спасительной роли сказок в собственном детстве и о том, как позднее он заново открыл воспитательную силу преданий и сказок. Научные доводы и изыскание не затрагивают душу, в то время как сказки, мифы, метафоры созданные самыми разными культурами мира западают в самые ее недра. Сейчас сказкотерапия распространилось и в педагогической, и психологической системах. Познание многих вещей в педагогики даются через сказки, метафоры, притчи. Как в педагогике, так и в психологии, логопедии активно используется прием «Сочини сказку».

В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан огромный сказочно - метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе.

Из выше сказанного можно увидеть, что сказкотерапия очень многогранный метод и она востребована не только в психологии, ее можно использовать и в других областях, как самостоятельный метод. В логопедическую работу сказкотерапия начинает внедряться постепенно, но уже есть эффективные результаты в ее использовании.

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание у детей и др., рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения, которые ведут к коммуникативной дезадаптации и отражаются на психическом развитии и социальной жизни ребенка.

Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

На «сказочных» занятиях ставим цели:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;

-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.

- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки),

- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);

- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).

Такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста.

Сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);

развитие фонематического восприятия;

работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

совершенствование слоговой структуры слова

уточнение структуры предложения;

совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и особенности:

Коррекционно -воспитательные задачи:

воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);

развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;

обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Используя в своей работе элементы сказкотерапии, обязательно учитываем следующие особенности:

- речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия);

- недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);

- специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).

Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в деятельность учителя-логопеда. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки:

- используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Три медведя», «Теремок», «Заюшкина избушка»; «Гуси – лебеди» и т.д.

- сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;

- возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;

В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Каждое занятие (прочтение или рассказывание сказки) обязательно сопровождается логопедическими играми.

Например, в работе над развитием речевого дыхания, плавной речи, дикцией - на выдохе произносятся звуки : «ААА-ООО-УУУ-ЫЫЫ»( упражнение «Деревья»). Можно произносить фразы с различной силой выдыхания: «Кто-кто, в теремочке живёт?», «Я –мышка-норушка»( с разными героями сказки «Теремок»). В упражнении «Песенка Волка» на каждое слово воздух выгоняется с силой: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…»(к сказке «Волк и семеро козлят»). На развитие голоса используются такие упражнения «Петушок» (произнесение с разной интонацией, темпом, тембром тихо-громче-громко: «Ку-ка-ре-ку»). В упражнении «Высоко-низко»- произнести низким голосом – Волк, Медведь, высоким голосом - Мышка, Комарик («Теремок») . Успешно используется чтение отрывков из сказок стихотворной формы с постепенной сменой силы голоса(1 строчка- одна артикуляция, 2 - шепот, 3-тихо,4-громче,5-громко,6-тихо,7- шепот,8- одна артикуляция). На развитие темпа и голоса используются упражнения «Медленно-быстро», «Шепотом и громко». На развитие ритма используются упражнения «Отстучи телеграмму доктору Айболиту» (по подражанию), «Простучи песенку ведер по ноткам»). На развитие интонации используются игровые упражнения «Изобрази героев сказок» (хитрую лису, злого волка, переодетого в Красную Шапочку, храброго зайца и т.д.) -проговаривание фраз из сказок разной интонацией. На развитие слухового внимания успешно используются игровые упражнения «Угадай, какая сказка?» (по первому слогу), упражнение на внимание - топни, если услышишь ошибки. Детям интересны упражнения на развитие слухового внимания и логического мышления, как например, «Расколдуй сказку»: «Жарозко»- «Морозко», «Оле-Огурцое»- «Оле-Лукое», «Красная Тапочка»-«Красная Шапочка», «Серебряный замочек»- «Золотой ключик», «Метровочка- Дюймовочка», «Кепка»- «Репка», «Коробок»-«Колобок». В упражнении «Только ласковые слова» дети по кругу называют слова из сказок: рукавичка, репка, репочка, лисичка, скалочка, Красная Шапочка, Хаврошечка, Дюймовочка , и т.д. В этом упражнении закрепляется образование уменьшительно-ласкательных суффиксов. В игровом упражнении «Длинные слова»- дети учатся образовывать сложные слова (У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый); у оловянного солдатика одна нога. Какой он? (одноногий), и т.д. Образование антонимов быстрее отрабатывается в игровом упражнении «Всё наоборот» по сказке А. Афанасьева «Баба Яга» (У дочки была добрая матушка, а мачеха - наоборот- …(злая). Девочка была не глупа, а наоборот-…(умна), и т.д.). Упражнение «Если бы, да кабы…» развивает умение строить сложноподчиненные предложения, логически мыслить, перевопло-щаться, вставать на точку зрения другого. Детям предлагается закончить предложение, которое строится по схеме: «Если бы я был(а) кем-то/чем-то, то я бы…, потому что(чтобы)…».( «Если бы я был бабой Ягой, то я был бы очень доброй и красивой, чтобы меня все любили»).Одной из любимых игр является «Хорошо –плохо». Дети учатся высказывать свое мнение, что они видят хорошего или плохого о предмете, образе, явлении, поступке. Учатся логически строить свои высказывания, правильно задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения. Сказки дети любят сочинять коллективно, по кругу. На развитие памяти, внимания и воображения используется игра «Завиральные истории». Для этого берётся знакомая детям сказка и немного видоизменяется. Дети хлопают в ладоши, если слышат ошибку. Очень полезно придумывать свои варианты окончаний к знакомым сказкам. Например, в сказке «Репка» герои вытянули не репку, а клад… В упражнении «Сказка наизнанку» героев известных сказок меняем местами, т.е. добрых делаем злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми или наоборот. Увлекательным является упражнение «Салат их сказок», когда предлагается взять имена героев из разных сказок и сделать их героями одной сказки. Для составления коллажа из сказок используются картинки с изображением героев сказок. Придуманные сказки дети часто инсценируют в группе с помощью кукол- рукавицы. Декорации при этом сводятся к минимуму. Кукол можно водить молча, под рассказ ведущего, а можно разыгрывать диалоги.

В ходе театрализованной деятельности формируются следующие знания, умения и навыки детей:

- разыгрывание стихов, сказок, рассказов, мини-сценок;

- владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами кукольного театра;

-обогащаются знания о театре, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, терминологии;

- появляются навыки изготовления атрибутов, кукол, игрушек, элементов костюмов.

У детей с нарушениями речевого развития наблюдается перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений как общей, так и мелкой и артикуляционной моторики, имеются нарушения звукопроизношения, слоговой структуры и других компонентов речевой деятельности. Все это ограничивает коммуникативные возможности ребенка в социуме. Умение совершать действия на глазах зрителей, позволяет ребенку «спрятаться» за своим персонажем, преодолеть стеснительность, понять, что он многое может. У ребенка вырабатывается стремление к работе над нарушенными компонентами речевой деятельности: дыханием, голосом, выразительностью речи, жестов, поз, мимики. Здесь неоценимую помощь и значение имеют диалогические стихи. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, носит тренировочный характер для формирования четкой и грамотной речи и находит эмоциональный отклик в душе ребенка. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Создание спектакля позволяет вовлечь в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Сказка, положенная в основу спектакля с социально-педагогической точки зрения выполняет следующие функции:

- социализации, т.к. приобщает ребенка к общечеловеческому и этническому опыту;

- креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, ее образное и абстрактное мышление;

- лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру ребенка и активизирует и развивает его внутреннюю слухоречевую память;

- становления речевой культуры, т.к. развиваются основные языковые функции – экспрессивная (вербально-образный компонент речи) и коммуникативная (способность к общению, пониманию, диалогу);

- развивающе-терапевтическую, поскольку имеет психотерапевтический эффект умиротворения, снятия стресса.

Разыгрывая спектакли с использованием кукольного театра, ребенок с удовольствием берет в руки персонажа и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития и диалогической и монологической речи. Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Таким образом, применение театрализованной деятельности наиболее целесообразно для активизации связной речи, развития познавательных процессов, социализации детей с нарушениями общения и преодоления коммуникативной дезадаптации.

В работе со сказкой часто используются, приёмы мнемотехники, логоритмики, психогимнастики и применение компьютерной техники.

Одним из интереснейших синтезов сказкотерапии является сказочная песочная терапия. Метод сказочной песочной терапии как один из вариантов сказкотерапии позволяет эффективно решать как психологического развития личности, так и коррекции отдельных поведенческих реакций. Сказочная песочная терапия является универсальным способом логопедической работы детей разных возрастных групп. Как пишет Сакович Н.А. , «в подносе с влажным или сухим песком ребенок располагает миниатюрные объекты и создает картины. Через контакт с песком и миниатюрами он облекает в физическую форму свои самые глубинные сознательные и бессознательные мысли и чувства. Песочная терапия, опирающая на активное воображение и творческую символическую игру, является практическим, основанным на личном опыте ребенка методом, который может выстроить мост между бессознательным и сознательным, между рациональным и эмоциональным, между духовным и физическим, между невербальным и вербальным».

Технологии песочной терапии многофункциональны. Они позволяют логопеду одновременно решать задачи диагностики, коррекции, развития и терапии.

На основе сказок разработаны занятия по логоритмике по лексическим темам: «Осень» («Прогулка по сказочному лесу»), «Овощи. Фрукты», «Транспорт». На занятиях активно применяются компьютерные технологии. К сказкам разработаны презентации. Таким образом, в логопедической работе все новые технологии можно удачно сочетать с приёмами сказкотерапии, где решаются коррекционные задачи по развитию всех компонентов речи.

Следовательно, сказка- эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи и стёртой дизартрией. Но чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Список литературы

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008.
  4. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.
  5. Большева Т.Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
  6. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.
  7. Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.
  8. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008.
  9. Прохорова Е.В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб.1995.
  10. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  11. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007.
  12. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007.
  13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.
  14. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006.
  15. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007.
  16. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
  17. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
  18. Источник:
  19. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в коррекционной работе

Проектный метод можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, родителей, воспитателей, музыкального руководителя, физкультурного работника и...

Собственная методическая разработка на тему: "Метод биологической обратной связи в коррекционной работе логопеда с детьми с ОВЗ"

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может...

"Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда"

laquo;Эффективные приёмы и методы в коррекционной работе учителя-логопеда» Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение получения полноценного образования. В...

Сказкотерапия в коррекционной работе логопеда.

Что такое сказкотерапия?Как ее можно использовать в работе логопеда и с какой целью?...

Биоэнергопластика, как нетрадиционный метод в коррекционной работе логопеда

В статье представлена информация по использованию метода "Биоэнергопластики" при коррекционной работе с детьми. Описаны основные принципы и методы. Представлен комплекс упражнений, который м...

"Использование нейропсихологических методов и приёмов в коррекционной работе логопеда"

   Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года. Это подтверждают данные статистики. Трудности овладения грамотной письменной речью с возрастом то...

Сказкотерапия как метод в коррекционной работе логопеда.

Влияние сказкотерапии:›На эмоционально-волевую сферу ребенка, возникшие у него эмоциональные проблемы, развитие его личности, формирование созидательной системы ценностей (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.)›Н...