Программа «ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Ольга Анатольевна Черкашина

Различные виды продуктивной деятельности имеют большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение. Огромные возможности, на всех этапах развития ребенка, заключает в себе ручной труд. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 

«Рассмотрено»                                          

на заседании педагогического

совета (объединения).

Протокол №______________

от «___»___________20____г.             

«Утверждаю»

Директор ГБУ СО МО

«Подольский городской центр        социальной помощи семье и детям»

__________________И.В. Анищенко

«____»___________________20___ г.

 

                                                                           

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Подольский городской центр социальной помощи семье и детям»

Отделение реабилитации для детей-инвалидов и

детей с ограниченными  возможностями здоровья

Дополнительная общеобразовательная программа -

дополнительная общеразвивающая программа

«ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

                                                     

    Составитель: педагог дополнительного образования                                                        

                                                                      О.А. Черкашина    ______________

                             

                                                                      Дата «____» _____________ 20___ г.

2021/22гг.

             

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Пояснительная записка

  1. Цели и задачи

  1. Принцип построения программы

  1. Ожидаемые результаты освоения программы

  1. Формы подведения итогов

  1. Организационно-педагогические условия

         реализации программы

  1. Содержание программы

 

  1. Календарный учебный график

  1. Учебно-методическое, материально-техническое

         обеспечение программы

    10.Методические рекомендации по реализации программы

    11.Используемые источники

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         Направленность программы.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо включать коррекционную работу во все виды деятельности. Одна из наиболее благоприятных для этого - продуктивная деятельность.

Различные виды продуктивной деятельности имеют большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение. Огромные возможности, на всех этапах развития ребенка, заключает в себе ручной труд. Рука – это механизм, оказывающий огромное влияние на характер общего развития человека. Деятельность с бумагой, ножницами, пластилином, красками, карандашами - это не только сенсорно-двигательные упражнения, это отражение и углубление представлений детей об окружающих предметах, способствующих проявлению умственной и речевой активности. Рисование, аппликация, лепка, конструирование помогают решить коррекционные задачи по формированию таких качеств как самостоятельность и целенаправленность в выполнении работы, усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т.е. все те качества, которые хуже развиты у детей с ограниченными возможностями. А разнообразная наглядность помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как умственная активность, любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. В дальнейшем ребёнок приучается быть аккуратным при работе, активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу, умении работать в коллективе.

Овладение ребёнком видами продуктивной деятельности – является высоким показателем хорошей подготовки к школе. Процессы рисования имеют внешнее сходство с письмом: в этих видах присуще графическая деятельность с орудием (линии). Ребенок, находясь на занятии, учится правильно сидеть, приобретает навык держания кисточки, карандаша, а в дальнейшем ручки. Приучаются аккуратности, эстетичности, последовательности в работе, умению выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца, действовать самостоятельно.

Благодаря поощрению детей, выполняющих установленные правила, вырабатывается осознанное поведение, умение ограничивать свою активность, воспитывается выдержка. Это особенно важно для расторможенных детей, игнорирующих принятые в коллективе правила поведения. Положительная оценка, похвала, одобрение побуждают к дальнейшим положительным действиям. Таким образом, все перечисленные стороны продуктивной деятельности оказывают большое влияние на общее развитие и поведение детей с ОВЗ.

Программа охватывает детей в возрасте до 12 лет. В этот период происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. В то же время детский возраст подразделяется на ряд периодов, имеющих свою специфику, которую необходимо учитывать при составлении программы. Для каждого возрастного периода характерны определенные качественные характеристики психического развития и ведущие виды деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что у детей с ОВЗ часто возникают трудности при выполнении сложных по координации движений, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений. У них долго и с трудом формируются движения, необходимые для формирования двигательных навыков, способствующих пространственной ориентации детей (ориентировке в собственном теле, в окружающей среде, на плоскости листа и т. д.), снижена зрительная память. Сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация, анализ и синтез по различным признакам. Это затрудняет формирование количественных представлений, не позволяет детям осуществлять счетные и другие сложные операции (чтение, письмо), возникают трудности в игре. Значительное затруднение вызывает понимание и удержание в памяти словесного задания. Детям свойственна познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, несформированная произвольная деятельность и самоконтроль.

 И именно продуктивная детская деятельность имеет наибольшее значение для развития психики ребенка. Она является средством помощи ребенку в социальном становлении, показатель его роста в той или иной деятельности, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появления созидательного отношения к окружающему. Необходимость данной программы заключается в том, что она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Срок реализации программы – 1 уч.г.

Программа реализуется в учреждении социального обслуживания, осуществляющего образовательную деятельность, педагогом дополнительного образования.

Занятия разработаны для работы с детьми с ограниченными умственными и физическими возможностями, с учетом личностных и индивидуальных особенностей детей.

Занятия проводятся в оборудованном кабинете.

Формы и режим проведения занятий.

Для реализации программы предусмотрены следующие формы проведения занятий:

- групповые, в том числе с родителями;

- в минигруппах;

- индивидуальные, в том числе в присутствии родителей.

         Программой предусмотрено проведение 2-х занятий в неделю продолжительностью 25-30 минут для детей 3-5 лет и 40 - 45 минут для детей 6-12 лет.

             Программа рассчитана на детей с ограниченными умственными и физическими возможностями до 12 лет.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель: создание условий способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме, формированию умений и навыков необходимых в повседневной жизни.

Задачи:

обучающие:

  • учить детей работать с бумагой, пластилином, клеем, красками, карандашами, осваивать различные способы работы;
  • закреплять знания об окружающем мире;
  • способствовать накоплению ребенком практического двигательного опыта и навыка ручной умелости;
  • приобщать к лучшим образцам детской литературы через разучиваю стишков, чтение художественных произведений.

развивающие:

  • развитие мелкой моторики рук, воображения, фантазии, логического и пространственного мышления, способности к творчеству;
  • развитие способности к концентрации внимания;
  • развитие навыков ручного труда;
  • развитие уверенности в своих силах и способностях;
  • самореализация личности через всесторонне развитие ребенка.

воспитательные:

  • воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в коллективе;
  • воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности.

  1. ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на решение коррекционно-развивающих задач по развитию мелкой моторики, расширению кругозора детей, формированию знаний и умений доброжелательного общения, воспитание культуры общения, развитие творческих способностей. Она позволяет достаточно легко в игровой форме добиться повышения интеллектуального уровня ребенка. Игра – одна из основ данной программы, тот вид деятельности детей, в процессе которого они могут усвоить большой объем информации, знаний, умений и навыков, благодаря ей стимулируется развитие познавательных процессов, расширяются возможности самореализации детей и их адаптивность. При изготовлении поделок используется различные материалы: цветная бумага, пластилин, природные материалы и др., проводятся занятия по знакомству со свойствами этих материалов, способами их преобразования. Это позволяет воспитывать у ребенка бережное и внимательное отношение к вещам, развивать эмоционально-эстетическое восприятие окружающей действительности.

Программой предусмотрено широкое использование разнообразных методов, приемов и средств работы с детьми с ограниченными возможностями в здоровье:

-словесный (устное изложение, беседа, анализ текста и т.д.)

-наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

-практический (практические работы).

На занятиях используются игровые приемы, чтение художественной литературы.        

         Программа предполагает простоту изложения и понимания материала, учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей участников.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные универсальные учебные действия:

У воспитанников будут сформированы:

- интерес к видам продуктивной деятельности, к новым способам самовыражения; -   интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Воспитанники получат возможность для формирования:

-  творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

-   выраженной познавательной мотивации;

-   устойчивого интереса к новым способам деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Воспитанники научатся:

-   организовывать свои действия;

-   осуществлять элементарный контроль;

-   понимать различие способа и результата действий.

Воспитанники получат возможность научиться:

-   проявлять познавательную инициативу;

-   самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия:

Воспитанники научатся:

-   использовать нужную информацию для выполнения задачи;

-   давать описание объектов в устной форме.

Воспитанники получат возможность научиться:

-   осуществлять поиск информации в соответствии с исследовательской задачей;

- использовать полученные методы и приемы творческой деятельности в повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе воспитанники получат возможность:

- развивать образное мышление, воображение, фантазию и творческие способности;

-  расширить представления о разнообразии материалов и их использовании в продуктивной творческой деятельности;

-   познакомиться с новыми материалами и приемами их обработки;

-   использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

-   познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов;

- совершенствовать навыки трудовой деятельности индивидуально и в коллективе.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Воспитанники смогут:

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

-  формулировать собственную трактовку образа;

- договариваться о совместной деятельности, уступать друг другу, помогать, подсказывать.

Воспитанники получат возможность научится:

-  учитывать разные мнения и обосновывать собственное;

-  владеть монологической и диалогической формой речи;

-  оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  1. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.

        Контроль освоения содержания программы детьми с нарушениями умственного и физического развития осуществляется в процессе специально организованных наблюдений за самостоятельной творческой деятельностью детей и творческой деятельностью в коллективе.

Кроме мониторинговых процедур проводятся итоговые мероприятия: выставки работ к праздникам, мастер-классы.

По результатам итогового мониторинга заполняется

- диагностическая карта (Приложение 1), 

- карта контроля за динамикой усвоения программы (Приложение 2).

5.1. Уровни освоения:

Высокий уровень:

Предполагается, что ребенок свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).

Средний уровень: 

          Предполагает, что ребенок имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.

Низкий уровень: 

          Предполагает, что у ребенка есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

        Основной целью коррекционных занятий является формирование социально-адаптированной личности.

        Для этого на занятиях создаются благоприятные условия для самовыражения ребенка, развития наиболее слабо развитых качеств. Кроме того, в ходе деятельности создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребенка, забота о нем, доверительное отношение между взрослым и детьми.

        Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных методов и приемов в работе, дает положительные результаты и составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей, повышает социальную активность детей. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

       

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении поделок. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья воспитанников.

        Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению поделок из разнообразных материалов, с помощью нетрадиционных техник. На занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления разнообразных изделий.

Содержание программы включает 4  раздела:

1. Лепка.

2. Аппликация.

3. Рисование.

4. Конструирование.

  1. Рабочая программа раздела «Лепка».

7.1.1. Пояснительная записка.

Содержание раздела направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, в которых проявляется художественный вкус, смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

7.1.2. Задачи:

- формировать у детей творческие умения и навыки;

- учить разнообразным приемам работы с пластичными материалами, обследовать объекты с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать фантазию и воображение детей;

- воспитывать умение работать в коллективе, навыки аккуратной работы.

7.1.3. Содержание программы.

7.1.3.1. Знакомство с пластичными материалами.

7.1.3.2. Лепка из пластилина.

7.1.3.3. Лепка из соленого теста.

7.1.3.4. Пластилинография.

7.1.4. Тематическое планирование.

Месяц

Тема

Содержание работы

сентябрь

Вводное занятие.

Времена года. Осень.

Знакомство.

Упражнения на закрепление знаний о временах года. Игры по теме. Лепка.

Времена года. Осень. Сбор урожая.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Осень. Сбор урожая. Откуда пришел хлеб.

Игры и упражнения по теме.

Лепка из теста.

Сбор урожая. Сказка «Колобок».

Лепка и теста. Игры и упражнения по теме.

На деревенском дворе.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Уход за ними. Лепка.

октябрь

Посуда.

Игры и упражнения на закрепление знаний о посуде, ее назначении. Лепка.

Бытовая техника.

Игры и упражнения на закрепление знаний о бытовой технике, ее предназначении. Лепка.

Эмоции. Части тела.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Профессии.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

ноябрь

За покупками! Продавец.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Чудеса на кухне! Повар.

Игры и упражнения по теме.

Лепка из теста.

Профессии. Сказка «Доктор Айболит».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Лепка.

Птицы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Лепка.

Птицы. Перелетные и зимующие птицы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Лепка.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Лепка.

декабрь

Дикие животные.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Животные Севера.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Времена года. Зима.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Лепка.

Зима. Зимние забавы.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Наши праздники. Новый год!

Игры и упражнения по теме. Лепка.

январь

Зима. Повторение.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Лепка.

Зима. Сказка «Рукавичка».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Лепка.

Сказка «Волк и семеро козлят».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Лепка.

Сказка «Разные колеса».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Лепка.

Сказка «Под грибом».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Лепка.

февраль

Предметы личной гигиены.

Сказка «Мойдодыр».

Закрепление знаний о правилах личной гигиены. Работа по сказке. Игры и упражнения по теме.

Зима. Повторение.

Зимние забавы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Лепка.

Наши праздники. Защитники Отечества.

Игры и упражнения по теме.  Лепка.

«Папины помощники».

Инструменты.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Наши праздники.

«Проводы Зимы. Масленица».

Игры и упражнения по теме. Лепка из теста.

Наши праздники.

«Проводы Зимы. Масленица».

Игры и упражнения по теме. Лепка из теста.

март

Времена года. Весна.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Лепка.

Весна. Животные весной.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Весна. Птицы весной.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Сказка «Как весна зиму поборола».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Сказка «Ручеек».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Явления природы.

Игры и упражнения знаний о природных явлениях. Лепка.

апрель

Насекомые весной.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Наши праздники. День космонавтики.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Планета Земля. Динозавры.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Наши праздники. Пасха.

Игры и упражнения по теме. Лепка из теста.

Праздник Мира и Труда. Профессии.

Игры и упражнения по теме. Лепка..

май

Наши праздники. День Победы.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Растения весной.

Игры и упражнения по теме. Посадка растений. Лепка.

Растения. Цветы.

Игры и упражнения по теме. Лепка.

Растения. Деревья, кустарники. Лес.

Игры и упражнения на закрепление знаний о растениях. Лепка.

  1. Рабочая программа раздела «Аппликация».

7.2.1. Пояснительная записка.

Содержание раздела направлено на формирование всесторонне развитой личности ребенка, формирование и развитие творческих способностей детей,  формирование тех качеств, которые необходимы для последующего обучения в школе. В процессе деятельности формируются и уточняются представления детей о свойствах и качествах предметов. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Большое значение имеет для умственного развития детей постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

7.2.2. Задачи:

- учить детей действовать с материалом, прежде всего с бумагой;

- учить анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать познавательный интерес;

- развивать мелкую моторику.

7.2.3. Содержание программы.

7.2.3.1. Знакомство с аппликацией.

7.2.3.2. Аппликация из цветной бумаги.

7.2.3.3. Аппликация с использованием различных материалов.

7.2.4. Тематическое планирование.

Месяц

Тема

Содержание работы

сентябрь

Времена года. Осень.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Аппликация.

Времена года. Осень.

Игры и упражнения на закрепление знаний о сезонных изменениях в природе. Аппликация.

На деревенском дворе.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Уход за ними. Аппликация.

октябрь

Посуда.

Игры и упражнения на закрепление знаний о посуде, ее назначении. Аппликация.

Мебель.

Игры и упражнения на закрепление знаний о мебели, ее назначении. Конструирование. Аппликация.

Бытовая техника.

Игры и упражнения на закрепление знаний о бытовой технике, ее предназначении. Аппликация.

Эмоции. Части тела.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

ноябрь

За покупками! Продавец.

Игры и упражнения по теме.

Лепка.

Профессии. Цирк.

Игры и упражнения по теме.

Аппликация.

Птицы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Лепка.

Птицы. Перелетные и зимующие птицы.

Игры и упражнения на закрепление знаний о птицах. Аппликация.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Рисование, лепка.

декабрь

Дикие животные.

Игры и упражнения по теме.

Аппликация.

Животные Севера.

Игры и упражнения по теме.

Аппликация.

Времена года. Зима.

Закрепление.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Аппликация.

январь

Зима. Повторение.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Аппликация.

Сказка «Три медведя».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Аппликация.

Сказка «Под грибом».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Аппликация.

февраль

Предметы личной гигиены.

Сказка «Мойдодыр».

Закрепление знаний о правилах личной гигиены. Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Зима. Повторение.

«Зимний лес полон чудес».

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях. Аппликация.

Наши праздники.

«Проводы Зимы. Масленица».

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

март

Наши праздники.

 «Самая любимая».

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Сказка «Как весна зиму поборола».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Аппликация.

Явления природы.

Игры и упражнения знаний о природных явлениях. Аппликация.

апрель

Насекомые весной.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Планета Земля.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Праздник Мира и Труда. Профессии.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

май

Наши праздники. День Победы.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Растения. Деревья.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

Растения.

Водный мир.

Игры и упражнения по теме. Аппликация.

  1. Рабочая программа раздела «Рисование».

7.3.1. Пояснительная записка.

Содержание раздела направлено на воспитание нравственно-волевых качеств: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п., усвоение названий цветов и их оттенков, на формирование связной речи.

7.3.2. Задачи:

-  формировать умения пользоваться изобразительными материалами;

-  учить простым приёмам рисования (мазки, тычки, примакивание);

- учить экспериментировать при работе с цветом: смешивать цвета разными способами;  

- формировать чувство цвета, формы, элементарных композиционных умений;

- развивать наглядно-образное;

- воспитывать эстетический вкус при работе с цветом.

7.3.3. Содержание программы.

7.3.2.1. Рисование цветными карандашами.

7.3.2.2. Рисование красками.

7.3.2.3. Рисование гуашью.

7.3.2.4. Нетрадиционные техники рисования.

7.3.4. Тематическое планирование.

Месяц

Тема

Содержание работы

сентябрь

Времена года. Осень.

Игры и упражнения на закрепление знаний о сезонных изменениях в природе.  Рисование.

Сбор урожая. Сказка «Колобок».

 Игры и упражнения по теме. Рисование.

октябрь

Посуда.

Игры и упражнения на закрепление знаний о посуде, ее назначении. Рисование.

Профессии.

Игры и упражнения по теме.

Лепка. Рисование.

Профессии.

Игры и упражнения по теме.

Лепка. Рисование.

ноябрь

За покупками! Продавец.

Игры и упражнения по теме.

Рисование.

Профессии. Сказка «Доктор Айболит».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Рисование.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Рисование.

декабрь

Зима. Зимние забавы.

Игры и упражнения по теме.

Рисование.

Времена года. Зима.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Рисование.

январь

Зима. Повторение.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года. Рисование.

Сказка «Разные колеса».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.Рисование.

Сказка «Под грибом».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Рисование.

февраль

Животные разных стран.

Сказка «Телефон».

Закрепление знаний об экзотических животных. Работа по сказке. Игры и упражнения по теме. Рисование.

Наши праздники.

«Проводы Зимы. Масленица».

Игры и упражнения по теме. Рисование.

март

Времена года. Весна.

Игры и упражнения на закрепление знаний о временах года, о сезонных изменениях.  Рисование.

Сказка «Ручеек».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме.

Явления природы.

Игры и упражнения знаний о природных явлениях. Рисование.

апрель

Насекомые весной.

Игры и упражнения по теме. Рисование.

Планета Земля.

Игры и упражнения на закрепление знаний о планетах, солнечной системе. Рисование.

Праздник Мира и Труда. Профессии.

Игры и упражнения по теме. Рисование.

май

Растения. Деревья.

Игры и упражнения по теме. Рисование.

Растения весной.

Игры и упражнения по теме. Посадка растений. Рисование.

Растения.

Водный мир.

Игры и упражнения по теме. Рисование.

  1. Рабочая программа раздела «Конструирование».

7.4.1. Пояснительная записка.

Содержание программы на формирование и развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы представляют собой первую ступень познания, образуют область чувственного познания, поэтому сенсорное воспитание часто выступает исходным звеном умственного восприятия. Сенсорное развитие в процессе конструктивной деятельности приобретает особое значение в дошкольном детстве, так как именно в этот период ребенок интенсивно развивается.

Конструктивная деятельность способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме, ориентировке в пространстве.  Такое сочетание способствует развитию речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.

7.4.2. Задачи:

- формировать восприятие формы, величины, пространственных отношений между предметами;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать речь;

- воспитывать умение слушать, выполнять определённые действия по словесным инструкциям педагога.

7.4.3. Содержание программы.

7.4.3.1. Конструирование из бумаги.

7.4.3.2. Конструирование из природных материалов.

7.4.3.3. Конструирование из игровых строительных материалов.

7.4.4. Тематическое планирование.

Месяц

Тема

Содержание работы

1.

сентябрь

Времена года. Осень.

Упражнения на закрепление знаний о временах года. Игры по теме. Конструирование.

На деревенском дворе.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Уход за ними. Конструирование.

2.

октябрь

Мебель.

Игры и упражнения на закрепление знаний о мебели, ее назначении. Конструирование.

Эмоции. Части тела.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

3.

ноябрь

Профессии. Цирк.

Игры и упражнения по теме.

Конструирование.

Домашние животные.

Игры и упражнения на закрепление знаний о домашних животных. Конструирование.

4.

декабрь

Зима. Зимние забавы.

Игры и упражнения по теме.

Конструирование.

Наши праздники. Новый год!

Игры и упражнения по теме.

Конструирование.

5.

январь

Сказка «Волк и семеро козлят».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Конструирование.

Сказка «Разные колеса».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Конструирование.

Сказка «Под грибом».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Конструирование.

6.

февраль

Наши праздники. Защитники Отечества.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

«Папины помощники».

Инструменты.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

7.

март

Весна. Птицы весной.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

Сказка «Ручеек».

Работа по сказке. Игры и упражнения  по теме. Конструирование.

8.

апрель

Наши праздники. День космонавтики.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

Планета Земля.

Игры и упражнения на закрепление знаний о планетах, солнечной системе. Конструирование.

9.

май

Наши праздники. День Победы.

Игры и упражнения по теме. Конструирование.

Растения. Деревья, кустарники. Лес.

Игры и упражнения на закрепление знаний о растениях. Конструирование.

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.

                    Сводные данные по учебному времени

Содержание

Сроки

1

Курс прохождения обучения

1 уч. г.

2

Количество учебных недель

36 недель

3

Сроки проведения мониторинга

Последняя неделя курса

                    Сводные данные по распределению часов

Программа

Количество занятий в год

всего

теория

практика

Продуктивная деятельность

72

9

63

Итого

72

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

        Для успешного решения поставленных в программе задач созданы соответствующие материально-технические условия. Занятия проводятся в оборудованном кабинете. Разработан методический комплекс: информационно-методическое обеспечение (учебно-методические пособия, дидактические и наглядно-иллюстративные материалы).

  1.  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

       Творческая деятельность является средством развития практических навыков ребенка, развития фантазии, воображения ребенка.        

      В процессе реализации программы ребенок должен овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями, что и предусматривает данная программа. Акцент делается на развитие личностных качеств ребенка с ОВЗ, создание условий для самореализации творческого потенциала, для дальнейшей их социализации в современном обществе.

     В ходе деятельности необходимо создавать игровые ситуации для повышения эмоционального состояния детей и пробуждения детской фантазии. Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребенка.

      Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия.

      Все методы и приемы необходимо использовать в комплексе, чередуя и дополняя, что позволит педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, восприятие, творческое воображение.    

      В ходе реализации программы целесообразно использовать следующие формы проведения занятий:

- игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей;

- сюжетно-ролевые игры;

- беседы;

- творческая работа,

- выставочная деятельность.

  1.  ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ.

  1. Природа, искусство и изобразительная деятельность Т.Н. Доронова,М., Просвещение 2006
  2. Художественный и ручной труд в детском саду В.В. Кошелев М., Просвещении 2001т
  3. Аппликация в детском саду (в 2-х частях). Грибовская А.А.
  4. Как помочь особому ребенку Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.
  5. Оригами с детьми 3 – 7 лет  Дегтева В.Н. Методическое пособие
  6. Развивайте у дошкольников творчество: конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией  Т.Г. Казакова.  Москва: Просвещение, 1985.
  7. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой развития психического развития в условиях дошкольного образовательного       учреждения: Программно-методическое пособие. Колесникова В.В. Кузнецова Г.А. Тарамышева С.М. (под ред. Неретиной Т.Г.).  М., Баласс, 2004.
  8. Аппликация с детьми раннего возраста Е.А. Янушко
  9. Лепка с детьми раннего возраста Е.А. Янушко
  10.  Детское художественное творчество Т.С. Комарова
  11.  Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие М.: 2010 Издательство Сфера
  12.  Лепка. Аппликация. Рисунок. М.Ю. Рау Альбом для организации творческой деятельности дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР.  Издательство Владос 2010 Коррекционная педагогика

                                                                                                           Приложение 1.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА.

ФИО ребенка, возраст ______________________________________________________________

ФИО родителя, телефон ____________________________________________________________

Диагноз (по мед.заключению) _______________________________________________________

Специалист _______________________________________________________________________

Договор _________________________________________________________________________________

Характеристика механизмов адаптации (адаптируется быстро, длительные период адаптации, адаптация связана со значительными трудностями, отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций) _________________________________________

__________________________________________________________________________________

Эмоционально-личностные особенности (агрессивность, тревожность, конфликтность, расторможенность, капризность, застенчивость, спокойствие, адекватность эмоциональных реакций, наличие/отсутствие инициативы) _________________________________________

_______________________________________________________________________________

Характеристика деятельности:

Игровая деятельность (безразличие/интерес к игрушкам, понимает правила игры, простая манипулятивная игра, элементы сюжетно-ролевой игры) _______________________________

__________________________________________________________________________________

Конструктивная и графическая деятельность (собирает матрешку, пирамидку, складывает простые фигуры из счетных палочек по образцу, строит из кубиков; изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, прерывистых линий, обводка контура, закрашивание внутренней части рисунка с соблюдением границ, ведущая рука) ____________________________________

__________________________________________________________________________________

Отношение к занятиям (не способен контролировать свою деятельность, быстро истощается, работает медленно, темп деятельности быстрый, деятельность «хаотична и бестолкова», часто отвлекается, рассеян, заинтересованность во время занятий) ______________________________

__________________________________________________________________________________

Работоспособность ________________________________________________________________

Понимание инструкций и обращенной речи __________________________________________

__________________________________________________________________________________

Речь (отсутствует, лепет, звукоподражание, слоги, отдельные слова, фразовая речь) __________

__________________________________________________________________________________

Особенности двигательной сферы (крупная моторика, мелкая моторика, наличие навязчивых движений,состояний) _______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Особенности внимания (концентрация, переключаемость, распределение) _______________

__________________________________________________________________________________

Вид мышления (ненаправленное, наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) ____________________________________________________________________

Навыки  коммуникативного общения (общительный, легко и быстро устанавливает контакт, общение ситуативное, в контакт вступает не сразу, контакт избирателен, малообщителен, инициативы в контакте не проявляет; сверстники, взсрослые) _________________________

__________________________________________________________________________________

Сформированность сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) _________________________

__________________________________________________________________________________

Задачи: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата __________________________________________

Специалист  ____________________________________

                                                                                                     

                                                                                                           Приложение 2.

Карта контроля за динамикой усвоения программы.

ФИО

Освоение программного материала

Преобладающие способы деятельности (только с помощью, частичная помощь, самостоятельно)

Навыки коммуникативного общения в группе

Итоговый балл

                                                                                                           

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Использование в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Обучение дошкольников с ОВЗ изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения....

Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельность детей, родителей и педагогов «Вместе весело играть»

Практикум по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, совместная деятельностьдетей, родителей и педагогов...

"Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

quot;Театрализованная деятельность как средство речевого развития в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...