Учебно – игровое пособие к учебно – электронной мультимедиатеке по лексической теме «8 Марта. Женские профессии» для детей с ОВЗ.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Савко Анжелла Николаевна

Учебно – игровое пособие к учебно – электронной мультимедиатеке по лексической теме «8 Марта. Женские профессии» для детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно – игровое пособие

к учебно – электронной мультимедиатеке по

лексической теме «8 Марта. Женские профессии»

 Пособие представляет собой мультимедийный материал, включающий в себя иллюстрации с текстовым материалом и красочно оформленные слайды, направленные на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связной речи и может быть использована в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (для всех видов нарушений в развитии) в детском саду как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности.

    Мультимедийная флэш-презентация профессионально сочетает в себе текст, видео, звук, анимацию. Еще одним из преимуществ флэш-презентации является ее интерактивность, пользователь может принимать участие в презентации: выбирать необходимый ему раздел, регулировать громкость презентации, просматривать те или иные видеоматериалы и фрагменты по своему выбору.

    Для обеспечения этой возможности флэш-презентации снабжаются системой навигации.

   Флэш-презентация «8 Марта. Женские профессии» включает в себя:

  • анимированные ролики;
  • видеоролики;
  • звуковое оформление;
  • визуальные эффекты оформления;
  • дополнительные справочные разделы и материалы;
  • прочие разделы.

Лексический минимум

Существительные: семья, родители, родственники, дети, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, подарок, сюрприз, праздник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан.

Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная.

Глаголы: заботиться, расти, любить, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, завтракать,  ужинать, жалеть, поздравить, дарить, мастерить, шить, вязать, вышивать.

 

Активизация словаря

  1. Игра «Кто это? Что это?»
  2. Игра «Какой? Какая? Какие?»
  3. Игра «Что делает? Что делают?»

Дидактическая игра «Кто это? Что это?»

Цель: расширить знания детей об окружающем их мире,  активизировать в словаре детей существительные по теме «Международный женский день»

Словарь: семья, родители, родственники, дети, мама, папа, дедушка, бабушка, сын, дочь, сестра, брат, внук, внучка, утро, день, вечер, подарок, сюрприз, праздник, весна, март, цветы, мимоза, тюльпан.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point.

Ход игры: ребенку предоставляется картинка, нужно правильно назвать, что или кто на ней изображен.

Игра может использоваться как индивидуально, так и в групповой работе.

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»

Цель: учить подбирать и называть слова - признаки, соответствующие изображению, активизировать словарь.

Словарь: родная, любимая, заботливая, взрослые, маленькие, большие, старшие, младшие, молодые, старые, ласковая, стройная, умная, красивая, внимательная, серьезная.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point .

Ход игры: ребенку предоставляется картинка. Нужно правильно подобрать прилагательное, характеризующее изображенного человека.

Игра может использоваться как индивидуально, так и в групповой работе.

Дидактическая игра «Что делает? Что делают?»

Цель: учить подбирать слова - действия, соответствующие изображению; активизировать словарь.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point.

Словарь: заботиться, расти, любить, помогать, готовить, стирать, убирать, гладить, читать, отдыхать, завтракать,  ужинать, жалеть, поздравить, дарить, мастерить, шить, вязать, вышивать. 

Ход игры: ребенку предоставляется картинка. Нужно правильно назвать действия людей.

 Игра может использоваться как индивидуально, так и в групповой работе.

Грамматический строй речи

  1. Игра «Назови ласково»  
  2. Игра «Сосчитай - ка»
  3. Игра «Назови женскую профессию»
  4.  «Один – много»

Дидактическая игра: «Назови ласково»

Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей умение называть ласково друг друга по имени;

Развивающие:

- обогащать словарный запас детей;

Воспитательные:

- формировать доброжелательное, терпимое отношение к другим детям, умение замечать настроение другого.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть картинки на слайде и ласково назвать

Подарок – подарочек

Цветок – цветочек

Мама – мамочка

Сестра – сестренка

Бабушка – Бабуля

Дидактическая игра: «Один - много»

Цель: упражнять детей в использовании существительных, обозначающих членов семьи в единственном и множественном числе. 

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:  Педагог предлагает детям рассмотреть картинку на слайде и рассказать, что они видят.  

Мама – мамы – много мам

Бабушка – бабушки – много бабушек

Сестра – сестренка – много сестренок

Цветок – цветы – много цветов

Дидактическая игра: «Сосчитай - ка»

Цель: учить  согласовывать числительные с существительными. 

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: 

Одна мама, две мамы, три мамы, четыре мамы, пять мам.

Одна бабушка, две бабушки, три бабушки, четыре бабушки, пять бабушек.

Одна сестренка, две сестренки, три сестренки, четыре сестренки, пять сестренок.

Один подарок, два подарка, три подарка, четыре подарка, пять подарков.

Дидактическая игра: «Назови женскую профессию».

Цель: закреплять знания детей о женских профессиях, активизировать словарь.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры: Повар – повариха

Певец – певица

Учитель – учительница

Художник - художница

Звуковая культура речи

  1. Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Блинчик». «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок».
  2. Автоматизация звука Ш. Игра «Звуковая дорожка». 
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Артикуляционный уклад звука Ш.
  5. Звуковой анализ. Игра «Найди звук в слове».
  6. Деление слов на слоги. Игра «Поезд»
  7. Чистоговорки.

 

Лексическая тема «8 Марта. Женские профессии». Звук Ш.

Артикуляционная гимнастика.

Игра «Накажем непослушный язычок»

Цель:  вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на

нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить

звуки: "пя-пя-пя", а потом покусать зубами: "тя-тя-тя".

Игра «Блинчик»

Цель:  вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на

нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Следить, чтобы язык не дрожал.

Игра «Чашечка»

Цель: научить удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

 Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать в

таком положении под счёт от 1 до 10.

Игра «Вкусное варенье»

Цель:  отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

 Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,  не разрушая «чашечку». 

Игра «Грибок»

Цель:  укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.

 Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Широкий язык присосать к нёбу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы подъязычная связка (уздечка языка) натянулась. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.

Дыхательно – звуковая гимнастика. 

Игра «Как шипит змея?» 

Цель:  укреплять здоровье дыхательной мускулатуры детей. 

Оборудование: Microsoft Power Point. 

Ход игры: Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она.

Пальчиковая гимнастика

Игра «Цветок»

Цель: 

Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Наши алые цветки,

Распускают лепестки.

(Соедините ладони в форме тюльпана, затем медленно раскрывайте пальцы.)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Покачивайте кисти рук)

Наши алые цветки 

закрывают лепестки,

(Медленно соедините пальцы, образуя цветок.)

Тихо засыпают,

Головой качают.

("Цветом" снова покачивается на ветру)

Артикуляционный уклад звука ш

Цель: 

Вырабатывать правильный артикуляционный уклад звука Ш.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

«Ш» —     губы вытянуты вперед и округлены,  зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

 средняя часть спинки языка прогибается,  задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,  сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом, голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Звуковой анализ

Игра «Найди звук в слове»

Цель: 

Совершенствовать навыки звукового анализа.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Ребенку предлагают посмотреть на слайде картинки с изображением швеи, ромашки, ландыша.  К каждой картинке три схемы. Ребенок доложен определить, где в слове находится звук Ш. В начале, середине или в конце слова.

Деление слов на слоги

Игра «Поезд?»

Цель: 

Предупреждать и преодолеть нарушение слоговой структуры слов.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

На слайде вагончики с одним, с двумя и тремя окнами. Ребенку предлагается

«расселить» картинки с изображением швеи, ландыша, ромашки, в вагончики. Слово с одним слогом в первый вагон, с двумя слогами в второй вагон, слово с тремя слогами в третей вагон, слово с четырьмя слогами в четвертый вагон.

Чистоговорки

Цель: улучшить речь детей.

Оборудование: Microsoft Power Point.

Ход игры:

Педагог называет какой-то слог, а ребенок должен вспомнить и сказать

на этот слог чистоговорку. Кто первый скажет, тот получит жетон. В конце

игры по количеству жетонов определяется победитель. Важно не только

рассказать чистоговорку, а главное произнести правильно звук.

АШКИ – АШКИ – АШКИ - белые ромашки                                           

АНЧИК – АНЧИК – АНЧИК - пушистый одуванчик

ШИ – ШИ – Ши - ландыши в лесу                                                               

ЫШ – ЫШ – ЫШ – ландышей лесных букет

Шьет швея штанишки Маше, Паше, Даше и Наташе.

Связная речь

  1. Введение в тему. Рассказ воспитателя по иллюстрации «Международный женский день».
  2. Игра «Расскажи о маме»
  3. Игра «Расскажи – ка»
  4. Игра «Что сначала, что потом»
  5. Игра «Составь предложение»
  6. Игра «Расскажи стихотворение»

Введение в тему. Рассказ воспитателя по иллюстрации «Международный женский день».

Мамин день — 8 марта

— Отмечает вся страна.

И пускай еще морозы

И сосульки под окном,

Но пушистую мимозу

Продают уже кругом.

Брызги солнечного света,

Брызги солнечного лета

Мы несем с мимозой в дом.

Дарим бабушкам и мамам,

Поздравляем с Женским днем!

Это первый праздник весны — самого прекрасного времени года. 8 марта мы всегда поздравляем  наших мам, бабушек, которые так много времени уделяют нашему воспитанию, а также сестричек и знакомых девочек. В этот день папы поздравляют своих жён и мам, дарят им цветы. А ты можешь сделать подарок своими руками - цветок из бумаги, открытку, рисунок. Маме и бабушке понравится всё, что ты подаришь от чистого сердца.

Игра «Расскажи о маме»

Цель: упражнять детей в составлении связанного рассказа о маме по вопросам.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, ноутбук.

Ход игры: ребенок с опорой на картинку рассказывает о маме по вопросам педагога.

Игра «Расскажи – ка»

Цель: упражнять детей в составлении связанного рассказа по сюжетной картине о Международном женском дне.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, ноутбук.

Ход игры: ребенок рассматривает картину о Международном женском дне и с помощью вопросов педагога составляет рассказ об этом празднике.

Игра «Что сначала, что потом»

Цель: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации, составлять рассказ.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, ноутбук.

Ход игры: ребенок с опорой на картинки должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках, понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

Игра «Составь предложение»

Цель: научить строить логически завершенное предложение с опорой на схему.

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, ноутбук.

Ход игры: предложить ребенку с опорой на картинку – схему составить предложение.

Игра «Расскажи стихотворение»

Цель: формировать умение рассказывать стихи с опорой на мнемотаблицу

Оборудование: презентация Microsoft Power Point, ноутбук.

Ход игры: ребенок рассматривает мнемотаблицу, слушает образец стихотворения, затем самостоятельно с опорой на мнемотаблицу повторяет стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по лексической теме "Мамин праздник. Женские профессии"

Рекомендации родителям по лексической теме "Мамин праздник. Женские профессии"...

Методическая разработка по лексической теме "8 Марта. Женские профессии" для детей подготовительной группы

Данный материал будет интересен воспитателям подготовительной к школе группе....

Учебно-игровое пособие к учебно-электронной мультимедиотеке по лексической теме «Весна. Признаки весны»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...

Учебно-игровое пособие к учебно-электронной мультимедиатеке по лексической теме «Домашние животные»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...

Учебно-игровое пособие к учебно-электронной мультимедиатеке по лексической теме «Домашние птицы»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИГРОВОМУ ПОСОБИЮ «Дидактические игры с фонариком на лексические темы: фрукты и ягоды, овощи, обитатели леса, насекомые»

Данное методическое пособие включает в себя серию дидактических игр на лексические  темы: «Овощи», «Насекомые», «Фрукты и ягоды», «Обитатели леса» ...