КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ТЕМА: ЗНАКОМСТВО СО СЛОВОМ КАК СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Щигельская Инна Борисовна

Формирование  представления о слове как семантической единице.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_znakomstvo_so_slovom_-_frontalnoe_zanyatie.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

ТЕМА:  ЗНАКОМСТВО СО СЛОВОМ КАК СЕМАНТИЧЕСКОЙ ЕДИНИЦЕЙ

ЦЕЛЬ: формирование  представления о слове как семантической единице.

ЗАДАЧИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Закреплять представления детей о длинных и коротких словах.
  • Закреплять навык графической маркировки и моделирования слоговой структуры слов.
  • Обращать внимание детей на общность звучания и семантику родственных и сложных слов по теме «Овощи - фрукты».
  • Учить детей воспроизводить ритмическую структуру слов.
  • Уточнить значение, способ образования  слов: овощевод, садовод; огородник, дачник.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать слуховое внимание, память, мышление.
  • Развивать диафрагмальное дыхание.

ОБОРУДОВАНИЕ: кубик с точками  на гранях;  стол,  ширма, ложка, тряпка, шапка, игрушка «кошка»;  аквариум с рыбками и ракушками, кастрюля с овощами для борща; фишки для составления слоговой структуры слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. ОРГМОМЕНТ: Хлопнуть столько раз, сколько точек на кубике. Прохлопать ритмический рисунок, заданный логопедом.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1.  Дидактическая игра « Назови предмет словом»:   Послушайте, что я сейчас произнесу: М, Н, П, У, С. Вам понятно, что я хотела сказать? (нет) А что я произнесла? (это звуки) Отдельные звуки ничего не значат, не имеют смысла, но из них можно составить слова. Каждое слово должно что-то обозначать. Прослушайте стихотворение И.Токмаковой  «Плим». (логопед открывает ширму и показывает во время чтения стихотворения соответствующие предметы – ложку, кошку, тряпку, шапку)

Ложка – это ложка,                                          А я придумал слово,

Ложкой суп едят.                                              Смешное слово – плим.

Кошкам – это кошка,                                        Я повторяю снова -

У кошки семь котят.                                         Плим, плим, плим.

Тряпка – это тряпка,                                         Вот прыгает и скачет

Тряпкой вытру стол.                                         Плим, плим, плим,

Шапка – это шапка,                                          И ничего не значит

Оделся и пошел.                                                Плим, плим, плим.

        Вы поняли, что такое «Плим»? Нет! Потому что это слово ничего не обозначает, а слово всегда должно что-то обозначать. Давайте еще раз назовем эти предметы – каждый предмет отдельным словом – кошка, ложка, тряпка, шапка.

Далее логопед показывает различные предметы в группе и спрашивает: Каким словом называется этот предмет, этот предмет? (эта игра повторяется на нескольких занятиях, чтобы дети соотносили понятие «слово» с каким- - либо предметом из окружающей действительности – в группе, за окном)

2. Дидактическая игра «Достанем слова из кастрюли»:

   - Подойдите ко мне. Каким словом называется этот предмет? – Аквариум.

- «Достанем» слова из аквариума? (дети называют слова: рыбки, вода, камни, ракушки, улитки, водоросли, песок). Затем логопед просит одного из детей: повтори все слова, которые мы назвали.

- А теперь «достанем» слова из борща. Если вы правильно назовете слово, я достану из кастрюли предмет. (Дети называют  слова, а логопед достает овощи: свёкла, морковь, лук, капуста, картофель). Как одним словом назвать эти предметы? – Это овощи.

Логопед подводит итог: вы назвали много разных слов.

3. Дидактическая игра «Подскажи словечко»:

Очень часть так бывает, что словечка не хватает.

Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает, слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь стих потек, как речка,

Помоги ему чуть – чуть, подскажи словечко:

Наша Таня громко плачет,                            Серый волк в густом лесу

Уронила в речку … мячик.                           Встретил рыжую  … лису.

4. Дидактическая игра «Какое слово добавилось?»

- Я назову слово: Помидор. Какое слово я назвала? Повторите его. Теперь я добавлю одно слово:  помидор, картофель. Какое слово я добавила? (картофель) Добавлю еще одно слово: помидор, картофель, огурец. Какое слово я добавила? (огурец).

5. ФИЗМИНУТКА: статическое упражнение для развития диафрагмального дыхания (№ 1): лежа на спине, положить ладонь одной руки на грудь, другой руки – на область диафрагмы. Выполнив глубокий выдох, совершить плавный медленный вдох носом, добиваясь, чтобы передняя стенка живота выпятилась вперед. Грудная клетка остается в прежнем положении. Плавный полный выдох производится через рот, при этом живот опускается. Выполнить 3-5 раз.

6 Уточнение семантики и усвоение  родственных слов:

1).   Выделение родственных слов из контекста:  

Наша дача находится на берегу реки. Дачники собирают урожай. Что такое дача? Кто такие дачники? Объясните, почему так называется.

Возле нашего дома есть огород. Огородники очень трудолюбивые люди. Что такое огород? Кто такие огородники? Объясните, почему так называется.

В саду цветут яблони. За яблонями ухаживает садовод. Что такое сад? Кто такой садовод? Объясните, почему так называется.

В нашем огороде поспели овощи. Овощеводы собирают урожай. Что такое овощи? Кто такой овощевод? Объясните, почему так называется.

 Уточнить понятие «Родственные слова» - это  слова, у которых есть общая, похожая часть, они похожи друг на друга, как родственники., у них общее значение, они похожи по звучанию. Какой кусочек слова звучит одинаково?.

2). «Какое слово длиннее?

А) Сопряженное произнесение слов логопедом и  одним ребенком.

Б) Воспроизведение ритмического рисунка слов.

В) Графическое изображение слоговой структуры слов: дача, дачник, огород, огородник, сад, садовод, овощи, овощевод.

Г) «Придумай одно слово вместо двух: овощи -  разводит, сады – разводит

Ш. РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ:1. Мы узнали, что наша речь состоит из слов; учились находить родственные слова; учились определять длинные и короткие слова; учились дышать животом. 2. Положительная дифференцированная оценка деятельности детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка «Развиваем познавательный интерес дошкольника» Конспект открытого подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Весна пришла»

Учебно-методическая разработка "Весна пришла": признаки весны, изменения в живой и неживой природе, установление причинно-следственных связей, взаимосвязь и последовательность явлений природы....

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе с детьми с ОНР

Лексическая тема:Ранняя веснаЛогопедическая тема: буква Е. Звук |ЙЭ|Цель:Активизация и актуализация словаря по теме " Ранняя весна"Задачи:1.Расширение и уточнение словаря по теме2.Совершенствова...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Многозначные слова»

Данное занятие помогает уточнить и обогатить словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов, познакомить с многозначными словами, развивать внимание и мышление....

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи « Дифференциация звуков Р – Л».

Предлагаю Вашему вниманию конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи « Дифференциация звуков Р – Л».Цели:Нау...

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе "Расколдуем гномов" для детей с ОНР 3 уровня

Занятие нацелено на совершенствование грамматического строя речи и фонематического слуха....

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Фрукты».

Работа по взаимодействию логопеда и воспитателя  группы компенсирующей направленности...