Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Многозначные слова»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Данное занятие помогает уточнить и обогатить словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов, познакомить с многозначными словами, развивать внимание и мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoznachnye_slova_konspekt.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  

логопедического занятия

в подготовительной

 группе для детей с ОНР

на тему:  

«Многозначные слова»

Цель. Уточнить и обогатить словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов. Познакомить с многозначными словами, учить понимать их значение во фразах, в тексте. Развивать внимание, мышление.

Оборудование. Предметные картинки: ёлка, ёж, иголка, колокольчик-цветок, авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный ключ, ключ-родник, гриб без ножки, стул без ножки, рыба-ёрш, щётка-ёршик, колокольчик.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Логопед. Сядет тот, кто отгадает, что я скажу: слог или слово (са, сад, самолёт, па, пар, папа и т.д.)

2.Введение в тему занятия.

Логопед. Чем отличается слог от слова?

Дети. Слог ничего не обозначает, слог – это часть слова.  А слово называет предмет или действие.

Логопед. Каждый предмет назван словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Иногда мы разные предметы называем одним и тем же словом. Отгадайте загадки:

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Ползун ползёт,

Иголки везёт. (Ёж)

Железная рыбка ныряет,

А хвост на волне оставляет. (Иголка)

Выставляются картинки: ёлка, ёж, иголки.

Логопед. Что общего у этих предметов? (иголки)

                  Эти иголки одинаковые или разные? (разные)

                  Иголки разные, а называются одним словом – иголки.

                  Чем похожи все эти иголки? (длинные, острые, колючие)

                  Поэтому они и называются одним словом. Слова, которые

                  звучат одинаково, а обозначают разные предметы, мы будем  

                  называть слова-близнецы.

3. Логопед показывает два предмета: колокольчик – музыкальный инструмент, колокольчик – цветок.

Логопед. Послушайте загадку и отгадайте, о каком колокольчике идёт речь?

Эх, звоночек, синий цвет,

С языком, а звону нет! (Колокольчик – цветок)

4. Логопед. Есть и другие слова-близнецы. Вот послушайте стихотворение:

Много разных есть ключей:

Ключ-родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ – дверной.

Логопед. О чём говорится в этом стихотворении? Что нарисовано на этих картинках? Все предметы разные, но названы одним словом . Каким? (ключ)

5. Логопед. Что это? (ручка) Что делают ручкой? (пишут) Подумайте и назовите предметы, у которых тоже есть ручка. (Ответы детей: ручка ребёнка, дверная ручка, ручка чайника, чемодана, пилы и т.д.)

6. Физкультминутка.

7. Игра «Что забыл нарисовать художник?

 Выставляются картинки: стул без ножки, гриб без ножки, стол без ножки.

Логопед. Что общего между этими предметами?

8. Чтение стихотворения.

Вот шофёр, какой чудак,

Он поесть не мог никак,

Потому что спозаранку

Он крутил, вертел баранку.

А зачем крутил, вертел?

Лучше взял бы, да и съел.

Логопед. Почему шофёр не мог съесть баранку? Что общего между баранкой автомобиля и баранкой, испеченной из теста?

9. Упражнение «Закончи предложение»

Папа косил траву, у него острая … коса.

У  девочки заплетена длинная … коса.

У меня в ушах золотые … серёжки.

На берёзовой ветке висят зелёные … серёжки.

Ходит важный петушок, на голове у него красный … гребешок.

Бабушка купила для волос красивый … гребешок.

Логопед. О каких братьях-близнецах вы ещё узнали?

10. Чтение рассказа. (Перед рассказом рассмотреть рыбу – ёрш, щётку –

       ёршик)

              - Я купила ёршик, - сказала мама.

             - Где, где ёршик? Покажи! – попросил Егорка.

               Мама достала из сумки ёршик.

             - Это не ёршик, а какая-то щётка, – огорчённо сказал Егорка. –

               Ёршик –  это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, и папа

               сказал, что она называется ёршик.

            - Правильно, есть рыба-ёрш, а это ёршик – щётка для мытья

              бутылок,-  объяснила мама Егорке.

Логопед. Что купила мама в магазине? Что сказал Егорка, когда увидел

                   покупку? Что объяснила мама Егорке?

11. Итог занятия.

Логопед.

С какими словами вы сегодня познакомились? (со словами-близнецами)

Какие слова-близнецы вы запомнили?

Я хочу вас похвалить за то, что вы были внимательны, не отвлекались, и это помогло вам узнать  об интересных словах-близнецах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи на тему:" Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием схемы"

Создание единого пространства речевого развития ребенка с патологией речи невозможно, если усилия учителя- логопеда и медиков будут  осуществляется независимо друг от друга и обестороны останутся...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР "Развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности"

конспект логопедического занятия развитие кругозора в процессе познавательной и исследовательской деятельности....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР

Данный конспект предназначен для проведения занятий с детьми с ОНР...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР Тема: «Домашние животные»

Коррекционно-развивающие задачи: 1.Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах. 2.Учить детей согласовывать числительные с существительными. 3.Развивать логическое мышление ...