АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЛЕНЯТА»
рабочая программа по коррекционной педагогике

Волошина Татьяна Игоревна

Программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфин» города Муравленко, с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155от 17 октября 2013 года), на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования(далее АОП ДО)предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, посещающего разновозрастную группу компенсирующей направленности.

Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя – дефектолога, установления продуктивного взаимодействия с семьей воспитанников для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии.

Это достигается за счет комплексирования общеразвивающих дошкольных программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с учетом особенностей психофизического развития детей с ЗПР данного возраста.

Основой для разработки данной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:

  1. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой (М., 2015 г);
  2. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005;

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с  ЗПР  требуют максимальной индивидуализации и  учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_obrazovatelnaya_programma.docx87.84 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ДЕЛЬФИН»

                                

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЛЕНЯТА»

Разработали:

 учитель-дефектолог Татьяна Игоревна Волошина

воспитатель Маликова Альфия Анваровна

СОДЕРЖАНИЕ

Наименование раздела

Страницы

I Целевой раздел

1.1.

Пояснительная  записка

3

1.2

Цели и задачи реализации Программы

3

1.3

Принципы  и подходы к формированию Программы

3

1.4.

Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей с ЗПР

4

1.5

Планируемые результаты и целевые ориентиры освоения Программы для детей  с ЗПР

5

1.6.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста с ЗПР

5-8

1.7

Система оценки результатов освоения Программы

8

II Содержательный раздел

2.1.

Задачи обязательной части Программы

8-9

2.2.

Содержание коррекционно-развивающей педагогической работы по образовательным областям

9-13

2.3.

План коррекционной работы учителя-дефектолога

13-14

2.4.

Индивидуальные  образовательные маршруты по сопровождению воспитанников

14

2.5.

Формы, способы, методы и средства реализации программы

15-16

2.6.

Структура построения коррекционно - развивающих занятий

16-17

2.7.

Взаимодействие с семьями воспитанников

17-18

2.8.

Взаимодействие  учителя-дефектолога с воспитателем

18

III Организационный раздел

3.1.

Организация пространственно-предметной среды

19

3.2.

Программно-методическое обеспечение

19

Приложения

21-28

1.1. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфин» города Муравленко, с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155от 17 октября 2013 года), на основании заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования(далее АОП ДО)предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития, посещающего разновозрастную группу компенсирующей направленности.

Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности образовательной работы и коррекционно-развивающего воздействия учителя – дефектолога, установления продуктивного взаимодействия с семьей воспитанников для максимального преодоления отставания в познавательном и речевом развитии.

Это достигается за счет комплексирования общеразвивающих дошкольных программ и всего комплекса коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с учетом особенностей психофизического развития детей с ЗПР данного возраста.

Основой для разработки данной программы послужили следующие программы и программно-методические материалы:

  1. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой (М., 2015 г);
  2. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Под общей ред. С.Г. Шевченко. М., 2005;

Современные подходы к обучению и воспитанию детей с  ЗПР  требуют максимальной индивидуализации и  учета потребностей каждого ребенка в образовательном процессе.  

1.2. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

        Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

  • развивать сенсорное восприятие: освоение эталонов-образцов цвета, формы, величины; накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;
  • уточнять, обогащать и систематизировать словарь на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
  • развивать элементарные математические представления и понятия, соответствующие возрасту;
  • развивать когнитивные процессы (восприятие, внимание, память, мышление).

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

АОП ДО основана на принципах:

  • Принцип индивидуализации, учета возможностей. Особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • Принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • Принцип интеграции усилий специалистов и семей воспитанников;
  • Принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • Принцип систематичности  и взаимосвязи учебных материалов;
  • Принцип постепенности подачи учебного материала;
  • Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей состоит  из четырех разделов:

1.Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.

2.Развитие элементарных математических представлений.

3.Развитие конструктивных умений

4.Обучение игре.

Целостность программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с программой является комплексно-тематический подход. Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, принимая во внимание зоны ближайшего развития каждого ребенка.

1.4.Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей с задержкой психического развития

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) - это дети с трудностями в воспитании и обучении. Психическое развитие таких детей характеризует неустойчивость, утомляемость нервной системы, низкая работоспособность, незрелость эмоций, ограниченный запас общих сведений и представлений, бедный словарь, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность сформирована недостаточно. Процессы восприятия и мышления замедлены. При работе с такими детьми на начальном этапе преобладают наглядно-действенные методы предъявления материала. Однако по мере совершенствования различных психических процессов и формирования устойчивых навыков у ребенка необходимо переходить к словесно-логическим формам обучения дошкольников.

У детей с ЗПР страдает память, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Кроме того, отмечается низкий навык самоконтроля, что особенно проявляется в процессе игровой и учебной деятельности.

У детей с ЗПР слабо сформированы основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не планируют свою деятельность; однако они легко принимают помощь взрослого и способны применять показанный способ действий при выполнении аналогичных заданий, осуществлять перенос знакомых умений и навыков в новые условия.

Дети отстают в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм, ограниченность словаря). Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации и преобладании игровой.

Характерны недостатки моторики, в особенности мелкой, затруднения в координации движений, проявления гиперактивности. Существенными особенностями детей с ЗПР являются неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.

1.5. Планируемые результаты и целевые ориентиры освоения Программы для детей с ЗПР

Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений воспитанников, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств.

Целевые ориентиры  для ребёнка с ЗПР

Направления

Ожидаемый результат

Познавательное

Формирование элементарных математических представлений

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Сравнивает предмет на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет тонность определений путём наложения или приложения;

Размещает предметы различной величины в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины;

Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам; Ориентируется на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине);

Знает геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал)

Уметь сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; сравнивать две группы предметов и выяснять где предметов больше, меньше, различать верх, низ левую, правую часть, середину.

Понимает речевые инструкции (задания, требования) и выполняет их.

Имеет первичные представления о себе (знает свое имя и фамилию, возраст, гендерную принадлежность, части тела),

Различает и называет овощи, фрукты, транспорт, мебель предметы, облегчающие труд человека в быту.

Классифицирует по обобщающему понятию;

Называет времена года, отмечает их особенности.

Для успешного усвоения детьми Программы разрабатываются индивидуальные образовательные маршрутыи определяется целенаправленно образовательная деятельность.

1.6. Психолого - педагогическаядиагностика развития детей с ЗПР

 Для успешности воспитания и обучения детей с ЗПР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей с согласия родителей или законных представителей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

  • выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ЗПР;

 • определить оптимальный педагогический маршрут;

 • спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

 • оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

 • определить условия воспитания и обучения ребенка;

 • консультировать родителей ребенка с ЗПР.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который означает всесторонность обследования и оценку особенностей развития ребенка с ЗПР всеми специалистами, и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.

В качестве источников диагностического инструментария  используются  научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и

др.

Разделы

Содержание

Примерные  задания

Методики

Сенсорное

развитие

(эталоны)

выделение и называние цвета, соотнесение и

нахождение в окружающем –

различение и называние признака формы, нахождение в окружающем – определение величины, умение сравнивать и

различать, располагать в

возрастающем и

убывающее порядке.

«Назови, какого цвета кубик». «Найди кубик (шарик) такого же

цвета» «Назови фигуру, которую я тебе покажу» (самостоятельное называние для говорящих детей) «Покажи такую же фигуру как у меня» (соотнесение) «Покажи круг, квадрат и т.д.» (по

словесной инструкции) - «Вставь фигурку в подходящую прорезь и

назови её» «Какой предмет похож на круг, шар, треугольник и т.д.»

«Собери пирамидку»,

«Расставь матрешек по росту (от самой большой до самой маленькой)»

Методические

рекомендации к пособию

«Практический материал

для проведения

психолого-

педагогического

обследования детей»,

С. Д. Забрамная,

«Владос», 2002.

«Психолого –

педагогическая

диагностика развития

детей раннего и

дошкольного возраста»

/Методическое пособие под ред. Е.А.

Стребелевой,

«Просвещение» М., 2005

Временные

представления

Времена года и их признаки (месяцы, дни недели, части суток).

«Выбери по картинкам времена года», (показ по названию). «Назови времена года по картинкам» «Части суток»

Методические

рекомендации к пособию «Практический материал

для проведения

психолого-

педагогического

обследования детей»,

С. Д. Забрамная,

«Владос», 2002.

Количество

и порядковый

счет

Умение выполнять

счетные операции –

умение соотносить

число и количество

– понимание

понятий «больше»

и «меньше» на один - выполнение

простых действий

«Сколько матрешек (яблок и т.д.)?», «Дай 2 (3, 5)», «Чего больше?» - «Посчитай», «Я назову число»,

1. «Психолого –

педагогическая

диагностика развития

детей раннего и

дошкольного возраста» /Методическое пособие под ред. Е.А.

Стребелевой,

«Просвещение» М., 2005

Часть и целое

Способность

целостного восприятия

знакомых предметов (работа с разрезными

картинками) – узнавание по отдельным

фрагментам знакомых объектов

«Сложи картинку» (без образца; по целой картинке; с показом способа выполнения задания) - «Сложи кубики»

Методические

рекомендации к пособию

«Практический материал для проведения

психолого-

педагогического

обследования детей»,

С. Д. Забрамная,

«Владос», 2002.

Сюжетные

картинки

Раскладывание в

правильной

последовательности

и составление

рассказов – установление

причинно- следственных

связей

«Назови что (кто) нарисовано на картинке», «Покажи домик,

девочку, елочку и т. д » «Расскажи, кого ты видишь на картине, что они

делают, почему, зачем?» - «Разложи картинки по порядку и составь по

ним рассказ».

Методические

рекомендации к пособию «Практический материал для проведения

психолого-

педагогического

обследования детей», С.Д. Забрамная, «Владос», 2002

Представления детей об окружающем мире

О себе и других

людях –классификация

понятий («овощи»,

«фрукты», «домашние

животные», «дикие

животные» и т.д.)

Беседа с ребенком («Как тебя зовут? Назови имя и отчество мамы

(папы)? Ты мальчик или девочка? А мама кто – мужчина или

женщина?» и т.д); - «Назови, что это и скажи, для чего это нужно?»;

«Опиши себя», «Какой ты?» - «Назови одним словом»,

«Продолжи ряд»

Методические

рекомендации к пособию «Практический материал для проведения

психолого-

педагогического

обследования детей», С.Д. Забрамная,

«Владос»,2002

Мыслительные

операции

Выделение 4 лишнего,

обоснование

выбора –противоположные

понятия – простые

аналогии – установление

закономерности –

«4-й лишний»  - «Чем похожи и чем отличаются?» -

«Психолого –

педагогическая

диагностика развития

детей раннего и

дошкольного возраста»

/Методическое пособие под ред. Е.А.

Стребелевой, «Просвещение» М., 2005. Доски Сегина

Пространственная

ориентировка

Умение

дифференцировать

понятия право – лево, верх-низ и т.п. (у себя, от себя, в изображении) –

умение ориентироваться на плоскости, листе –

в ближайшем пространстве и

окружении

«Покажи, где у тебя голова (ноги, руки и т.д)», «Назови, что это у куклы» (голова, рука, спина и т.д)», «Где у тебя расположены ноги,

голова, спина, грудь», «В какой руке у тебя игрушка» - «Расставь игрушки, там, где я скажу» - «Украсим коврик», «Расставь

игрушки, как я скажу» - «Покажи свою правую руку. А где у меня правая рука? И т.п.»

Методические

рекомендации к пособию «Практический материал для проведения

психолого-

педагогического

обследования детей», С.Д. Забрамная, «Владос»,2002

Развитие мелкой

моторики

Умение держать

карандаш, ручку,

кисть – выявление

уровня графического

навыка

«Нарисуй/обведи матрешку,

машинку», « Разукрась забор, домик, пирамидку» - «Заштрихуй»,

«Графический диктант»

«Психолого –

педагогическая

диагностика развития

детей раннего и

дошкольного возраста»

/Методическое пособие под ред. Е.А.Стребелевой,

«Просвещение» М., 2005

1.7. Система оценки результатов освоения Программы

        Оценка индивидуального развития детей производится учителем-дефектологом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

        Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

        1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или коррекции особенностей его развития);

        2) оптимизации работы с группой детей.

        В ходе образовательной деятельности создаются диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику развития детей и скорректировать свои действия.

        Мониторинг индивидуального развития проводится два раза в год. С помощью средств мониторинга образовательного процесса строиться образовательная траектория или профессиональная коррекция особенностей развития ребенка.

        Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном образовательном учреждении, организуемые педагогом.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Обязательная часть

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей «познавательное развитие» и «речевое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

2.1. Задачи обязательной части Программы:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального и социального благополучия;

2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

3. Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4. Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и социализации каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6. Формирования личности детей, развития их социальных, интеллектуальных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности;

8. Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9. Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2.2. Содержание коррекционно-развивающей педагогической работы по образовательным областям

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей «познавательное развитие» и «речевое развитие», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. При построении Программы учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы. По освоению детьми каждой образовательной области разработано комплексное календарно-тематическое планирование по программе С.Г. Шевченко «Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР».

Планирование коррекционно-развивающей деятельности

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная область

Вид деятельности

Развитие ВПФ

Кол-во в неделю

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие

Развитие элементарных математических представлений

Развитие внимание;

Развитие пространственного восприятия;

Развитие слуховой и зрительной памяти;

Развитие графических навыков;

Развитие наглядно-образного и логического мышления;

Развитие мелкой моторики

1

Речевое развитие;Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Познавательное развитие/ Речевое развитие

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

1

Речевое развитие; Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие.

Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)

Задачи:  

  • формирование элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения;  
  • выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание;  
  • дошкольники учатся различать и сравнивать предметы окружающего мира, обобщать и классифицировать их;  
  • приобретают навыки преобразования множеств в процессе наблюдений и совместных практических действий;  
  • усваивают элементарный математический словарь;  
  • важнейшей задачей обучения является развитие у детей познавательных интересов, мыслительных операций и речи.

Работа строится с постепенным усложнением деятельности детей: от максимальной развернутости практических действий, опоры на образец, показ и конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция действий — от сопровождения действий речью к умению давать словесный отчет, а затем к планированию предстоящей работы.

Реализация коррекционно – развивающей работы по познавательному развитию (формирование элементарных количественных представлений)

детей с ЗПР

Режимные моменты

Совместная деятельность с учителем-дефектологом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Рассматривание предметов различной формы, цвета, величины. Разучивание, использование считалок.

Нахождение в группе предметов, похожих между собой по цвету, форме, величине.

«Волшебный мешочек»,

Беседа с ребенком во время мытья рук о свойствах воды.

Малые фольклорные формы. : потешки,

Строительные игры: «Заборчик», «Мебель», «Дорожка», «Мостик».

Наблюдения (деревья, погода, птицы и т.д.)

д/и «Чудесный мешочек», «Баю-баюшки- баю», «Найди такую же», «Покажи один-много».

Организовать игры с водой и песком, использование формочек, прозрачных емкостей разной величины.

Игры с сыпучим материалом: крупы (полный-пустой, много-мало, столько же), использование счетного материала (палочки, мелкие игрушки, камешки разной величины, геометрические формы), д.и. Блоки Дьенеша, д.и. «Один-много», д.и. «Сосчитай-ка», д.и. «Найди пару», д.и. «Найди такой же», «4 лишний», «Геометрическое лото», собирание / разбирание пирамидок разной величины, подбирание предметов по цвету, форме, величине различными способами

д/и « Во саду, ли в огороде»

Рассматривание сюжетных и предметных картинок.

д/и «На что это похоже», «Сколько котят у кошки», «Много- мало, один-два».

Опыты с предметами: «Катится- не катится шарик», «Плывёт кораблик».

д/и «Найди такой цвет», «Покажи круг, квадрат, треугольник, прямоугольник».

Игры с песком и водой на прогулке, в группе.

Различные виды конструкторов,

кубики-прорези, собирание пирамидок различной величины, д.и. «Найди пару», «Геометрическое лото».

Настольные игры: «Вкладыши», «Пирамидки», «Втыкалочки», «Мозаики», «Матрёшки».

Рассматривание картин: «Дети кормят кошку», «Много-мало игрушек у детей», Рассматривание книг и иллюстраций.

Беседы с родителями на темы: «Экспериментирование совместно с ребенком», «Расширение сенсорного опыта».

Индивидуальные беседы с родителями о маршрутах выходного дня для расширения кругозора детей.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Коррекционная деятельность для детей пятого и седьмого года жизни направлена на восполнение пробелов их предшествующего развития.

Основными задачами являются:  

  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;  
  • дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка;  
  • повышение уровня сенсорного и умственного развития;  
  • обогащение и систематизация словаря;  
  • развитие устной диалогической и монологической речи.

Познавательное и речевое развитие детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Цель:

  1. Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельности детей.
  2. Корригировать и развивать психические процессы.
  3. Формировать интерес к окружающему миру. Любознательность.

Задачи:

  1. Уточнение, расширение, обогащение представлений детей о себе, окружающем  предметном и социальном мире.
  2. Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки изучаемых предметов и явлений, делать обобщения и простые выводы, использовать полученные знания в повседневной жизни
  3. Осуществлять коррекцию недостатков в развитии психических процессов и способствовать их дальнейшему формированию.
  4. Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью.
  5. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.
  6. Формирование основ экологических знаний в процессе ознакомления с природой.

Образовательная область «Речевое развитие»

Основная цель — обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения.

Задачи развития речи:         

• формирование структурных компонентов системы языка — фонетически.

• формирование способности к элементарному пониманию и осознанию речи.

Основные направления работы по развитию речи воспитанников:

Развитие словаря (пассивного, активного).Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.Конкретизация задач развития речи носит условный характер в работе с детьми с ЗПР, они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются существующими связями между различными единицами языка.

Развитие речи у воспитанников с ЗПР осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка.

Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Включенность в эту работу детей с ЗПР, у которых отмечается разный уровень речевых умений, будет эффективной, если соблюдать ряд условий:

• выбирать произведения с учетом степени его доступности и близости содержания жизненному опыту детей;

• подбирать иллюстрации, картинки к произведениям;  

• проводить словарную работу.

Для детей с интеллектуальными нарушениями особое значение имеет словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря — освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в более замедленном темпе ее поэтапного становления, ограничении возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности.

Реализация коррекционно – развивающей работы по речевому развитию (расширение пассивного и активного словаря) детей с ЗПР

Режимные моменты

Совместная деятельность с учителем-дефектологом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьёй

Рассматривание предметов, наблюдение и общение со взрослым.

д/и «Назови что покажу», «Кто к нам в гости пришёл», «Где это находится», «Что делает Мишка»,

«Где такой».

Чтение потешек.

Дидактические игры по литературным произведениям.

А.Барто.

Рассматривание картин, иллюстраций по темам « Мой детский сад» , «Собираем урожай», «Магазин посуды», «Повар». д/и «Ласковая мама», «Найди крышку к чайнику» и т.д.

Сюжетно –отобразительные действия «Готовим обед для Кати», «Пора кушать», «Укладываем игрушку спать».

с/р игра «Магазин игрушек». д/и «Приходите в гости к нам».

Д/и по знакомым сказкам: «Разрезные картинки», «Из какой сказки лисичка?» и т. п.

Рассматривание иллюстраций и альбомов: «Моя семья», «Мой сказочный друг».

Элементы сюжетно-отобразительных действий по темам «Семья», «Доктор», «Парикмахерская».

Воспроизведение игровых действий связанных с текстом уже знакомых песенок, потешек.

Рассматривание понравившихся книг, иллюстраций.

Д/и «Разрезные картинки», «Собери сказку» (подбор плоскостных героев сказки).

Книжки-раскраски с изображением сказочных героев.

Беседы с родителями об общении детей в семье со взрослыми и сверстниками с использованием речи.

Предложить консультации типа «Игры в семье», «Я сам», «Поговорим с ребенком».

2.3. План коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР на 2017 – 2018 уч.год

Основные направления работы

Содержание

работы

Сроки

1.

Диагностическое направление.

(изучения уровня умственного развития, определение особенностей познавательной деятельности, наблюдение за учащимися в процессе учебной деятельности)

Установка контакта с ребенком и родителями;

определение причин трудностей в обучении; определение индивидуальных путей развития ребенка; планирование коррекционных мероприятий; знакомство, беседа о результатах обследования, об основных направлениях работы, о необходимости работы дома

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

2.

Составление индивидуальных карт психолого-педагогического обследования.

Составление индивидуальных карт динамического развития учащегося по результатам анализа полученных данных, планирование коррекционных мероприятий

Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения

Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

3.

Подготовка необходимой документации, разработка индивидуальных планов занятий

Составление перспективных индивидуальных планов работы с детьми, заполнение карт обследования

Сентябрь, Октябрь

4.

Коррекционно-развивающие занятия

- Развитие и формирование мышления;

- Развитие сенсорного, слухового восприятия;

- Развитие общей и мелкой моторики;

- Развитие внимания;

- Развитие памяти;

- Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, развитие речи, элементарных математических способностей.

Построение коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения в развитии воспитанников.

Использование элементов АВА-терапии

В течение учебного года

5.

Индивидуальные занятия по методу «Томатис», занятия с гарнитурой «Форбрейн», мультимидийной системой «Эдутач»

Построение индивидуальных коррекционных программ в соответствии со структурой нарушения в развитии учащихся.

В течение года

6.

Взаимодействие с родителями.

Выступления на родительских собраниях. Помощь в осознании родителями особенностей ребенка и его проблем. Индивидуальные беседы и консультации для родителей. Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.

В течение года

7.

Взаимодействие со специалистами и воспитателями ДОУ

Создание единых требований к ребенку. Проведение совместных занятий со специалистами ДОУ

В  течение года

8.

Оценка результатов работы

Обследование детей на конец учебного года

Апрель,

 Май

2.4. Индивидуальные  образовательные маршруты по сопровождению воспитанников с ЗПР

2.5. Формы, методы и принципы в реализации программы

Основная форма – индивидуальные занятия с детьми. Продолжительность каждого занятия  от 15 до 20 минут в зависимости от состояния ребенка.

Основные методы и приемы: игры (дидактические, подвижные, коммуникативные, ролевые), упражнения, рисование, лепка, аппликация, беседа).

  • Обучение ведется в игровой форме, используются элементы подражательности.
  • Процесс развития и обучения опирается на развитие у учащихся базовых эмоций для привлечения их внимания и интереса, для повышения мотивации обучения, побуждения познавательных потребностей.
  • Большая повторяемость материала, применение его в новой ситуации.
  • Обязательная фиксация и эмоциональная оценка учебных малейших достижений ребенка.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

  1. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
  2.  Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала 25 небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность детей.
  4. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Подготовка к школе ребёнка с ЗПР осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребёнка и воспитания у него положительных качеств личности.

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:

1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.

2. Дети ЗПР нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения.

5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы.

6. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родителей детей с ЗПР необходимо обучать, как и чему учить ребенка дома.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ являются:  

  • игровые ситуации;  
  • дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
  • психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Организационная форма коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР рассматривается как специально сконструированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка. Характер такого взаимодействия обусловлен содержанием работы, методами, приемами и применяемыми видами деятельности.

Организуются перерывы с использованием релаксационных упражнений, психогимнастики, динамических пауз. Регулируется степень утомляемости ребёнка за счет планирования порядка предъявления заданий по степени сложности. Выбирается оптимальный темп работы в соответствии с личностными особенностями ребёнка, осуществляется контроль за его самочувствием. Используются разнообразные дидактические, наглядные и игровые материалы адекватные уровню развития ребёнка и специфики его заболевания.

2.6. Структура построения коррекционно-развивающих занятий

        Работа с детьми строится с учетом следующих дидактических принципов:— комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс нарушений, в работе принимают участие не только дефектолог, но и психолог, логопед, воспитатель и родители;

-максимальной опоры на полимодальные афферентации, на различные анализаторы, так как формированиевысших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;

-  опоры на сохранные звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых, компенсаторных началах;

- поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводится в определенной последовательности;

-  учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны учителя;

-  усложнения материала, с постепенным включением трудностей в работу;

-  онтогенетический, учитывается последовательность формирования коммуникативной деятельности и ее составляющих в онтогенезе.

       Построение хода занятийдолжно отвечать следующим требованиям:

- создание коммуникативных ситуаций;

- осуществление смен различных видов деятельности;

-  использование рациональных сочетаний различных приемов;

- постепенное усложнение форм работы.

       Комплексный подход предполагает решение нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия (интегративность). В каждое занятие включается широкий диапазон упражнений и игр, направленных на формирование предпосылок  к эмоциональному контакту, общению и развитие речи. Упражнение заканчивается прежде, чем оно наскучит детям. Своевременное переключение на другую деятельность должно происходить при помощи голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии должны быть сведены к минимуму.

Следует отметить, что планирование занятия и его предварительная организация не означают, что по ходу не должны вноситься изменения. В зависимости от состояния детей, от того, как проходит усвоение навыка, может меняться порядок заданий, продолжительность их выполнения, характер обучения. Корррекционные  занятия, как правило, состоят из большого количества заданий, направленных на отработку определенных навыков.

Каждое занятие состоит из трех частей: вводно-мотивационной, операционно-исполнительной, оценочно-рефлексивной.

  • Вводно-мотивационная (1-3 мин) включает ритуал приветствия,

установление и поддержание эмоционально-положительного контакта, что способствует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность.

  • Содержание операционно-исполнительной предусматривает реализацию

определенного этапа программы обучения. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные  упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

  • Оценочно-рефлексивная (2-5 мин) представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего.

В ходе коррекционных занятий индивидуальная программа каждого ребенка конкретизируется, ее содержание дополняется в соответствии с динамикой развития ребенка (не реже одного раза в три месяца).

       Место, где  планируется проводить индивидуальные  занятия, отвечает следующим требованиям:

1) минимально возможное количество стимулов, которые могут отвлечь внимание детей;

2)  доступность материалов - дети легко могут достать или убрать их;

3) место для занятий.

2.7. Взаимодействие с семьями воспитанников

        Одним из важнейших направлений в работе с детьми ЗПР, является консультативная и просветительская деятельность с родителями.

        Цель взаимодействия учителя-дефектолога с семьёй - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.

        Задачи взаимодействия с семьёй:

Изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; Знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывающим средства, формы и методы развития ребёнка, а также знакомство с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании детей;

  • Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития и о возможностях детского сада и семьи;
  • Создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости за полученные результаты;
  • Привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в детском саду, городе;
  • Поощрение родителей за внимательное отношений к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Сотрудничество с семьями воспитанников

Цель – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Для решения данной цели в работе поставлены задачи:  

  • вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;  
  • научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
  • создать атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • расширить сферы участия родителей в жизни группы и ДОУ.
  •  развитие ребенка осуществляется в тесном сотрудничестве с родителями, в домашних условиях через игровые виды деятельности идет закрепление пройденного материла;
  •  работа с родителями через интернет проект «Виртуальный логопед»; электронную почту.

Консультации  для родителей по темам:

  1. «Как и где найти время на общение и занятия с детьми»;

  2. «Развитие мелкой моторики. Ум на кончиках пальцев»;

  3. «Как и зачем хвалить ребенка»;
  4. «Что такое гиперактивность»;
  5. «Двигательные упражнения на развитие координации движений»;
  6. «Особый ребёнок – особое отношение», дети с ЗПР;
  7. «Играем пальчиками и развиваем речь»;
  8. «Совершенствуем внимание и память ребенка»;
  9. «Роль семьи в развитии ребёнка».

2.8. Взаимодействие  учителя-дефектолога с воспитателями

Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно - образовательных воздействий взрослых на ребенка. Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателей группы.

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ЗПР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и учителя-дефектолога, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления познавательных трудностей и трудностей социальной адаптации детей.

Вся коррекционная работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями специалистов: учителя – дефектолога и учителя – логопеда. В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Важным направлением в совместной работе дефектолога и воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

Основными задачами совместной коррекционной работы учителя-дефектолога и воспитателей группы являются:

1. Ознакомление с окружающим.

2. Развитие элементарных математических представлений.

3. Развитие высших психических функций.

4. Речевое развитие.

Примерный список консультаций для педагогов

  1. Развивающие игры на прогулке.
  2. Зачем нужно развивать мелкую моторику.
  3. Игры для развития тактильного восприятия.
  4. Как правильно организовать коррекционный час в группе.
  5. Этапы сенсорного развития.
  6. Организация работы с детьми с ЗПР.
  7. Использование песочной терапии в работе с детьми.
  8. Физкультминутка для малышей.
  9. Использование приемов мнемотехники, схем в работе с ЗПР.
  10. Формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация пространственно-предметной среды

Пространственно-предметная развивающая общеобразовательная среда в группе создана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфин» и обеспечивает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня развития.

Предметная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, организационную, коммуникативную функции и направлена на развитие ребёнка-инвалида.

Предметная среда обеспечивает:

  -максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;

-наличие материалов, оборудования и инвентаря  для развития детских видов деятельности;

-охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

-возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

-двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Наполняемость предметной среды группы отвечает принципу целостности образовательного процесса.

Приобретено специализированное оборудование для работы с детьми:

- «Томатис» - это слуховой тренинг, где при помощи прибора слушаются высокочастотные звуки, которые проводя «зарядку» для мышц уха и коры головного мозга. Слуховая терапия "Томатис" основана на эффекте переключения между разными типами звукового сигнала.

- гарнитура «Форбрейн»- это уникальные наушники, которые дают новый способ для обработки информации, совмещая в себе устройство костной проводимости и патентованные динамические фильтры. Тем самым они стимулируют, тренируют и развивают мозг.

- интерактивный стол «Эдутач», состоит из специального П-образного стола с большими сенсорными кнопками, уникального программного обеспечения и дидактических материалов, способствующих позитивной и увлекательной обучающей средой. Данная система позволяет детям развивать основные умения в доступной им форме, а также решать задачи когнитивного развития.

Предметно развивающая среда отвечает критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий.

При создании предметной среды соблюдены следующие принципы:

-полифункциональности;

-трансформируемости: предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

-вариативности: осуществляется сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;

-доступности: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;

-безопасности: среда соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Подбор материалов и оборудования осуществляется для тех видов деятельности ребёнка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач.

3.2. Программно-методическое обеспечение

        Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога осуществляется на основе программно-методического обеспечения, в котором отражается специфика процессов обучения и воспитания детей, имеющих различные отклонения в физическом, психическом и социальном развитии:

  1. Можейко А.В., Фирсова Л.Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей 5 – 6 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. Тамбов, 2007.
  2. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. : Издательство «СОЮЗ», 2003.
  3. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М.: Просвещение, 2011.
  4. Ершова Н. В., Аскерова И. В., Чистова О. А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  5. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя – дефектолога. – М.:Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  6. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для учителя – дефектолога. – М. :Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
  7. ЕкжановаЕ. А., СтребелеваЕ. А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  - М.: научно-методическое пособие, 2008 г.
  8. Стребелева Е. А., Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», Владос 2014 г.
  9. Шевченко Т.А. Программа для детей с ЗПР.-М.:,1990.

Приложение

Комплексно-тематическое планирование для детей ЗПР 5-7 лет

Сентябрь

  1. Обследование
  2. Обследование
  3. Игрушки
  4. Путешествие в  «Зеленую сказку».

Октябрь

  1. Осень. Путешествие в «Желтую сказку».
  2. Огород. Овощи..
  3. Сад. Фрукты. Хочу быть здоровым!
  4. В лес за грибами и ягодами.

Ноябрь

  1. Домашние животные
  2. Дикие животные и их детёныши
  3. Путешествие в «Красную сказку»
  4. На птичьем дворе

Декабрь.

  1. Зима. Поможем зимующим птицам.
  2. Одежда. Обувь.
  3. Головные уборы.
  4. Новый год.

Январь.

  1. Обследование
  2. Посуда. Мамины помощники.
  3. Продукты питания.

Февраль.

  1. Мебель.
  2. Человек. Кто мы? Какие мы?
  3. Защитники Отечества.
  4. Я и моя семья.

Март.

  1. Весна. «Мамин день».
  2. Мы со спортом дружим!
  3. Транспорт. Ребёнок и дорога.
  4. Профессии. Растём трудолюбивыми

Апрель

  1. Весна.
  2. Путешествие в «Синюю сказку».
  3. Обитатели воды- рыбы.
  4. Насекомые

Май.

  1. «Разноцветная сказка».
  2. Повторение пройденных тем.
  3. Обследование
  4. Обследование

Тема

Содержание коррекционной работы

Дата

Сентябрь

Здравствуй, детский сад!

Обследование, диагностика.

Территория детского сада, группы

Встреча с детьми. Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду. Правила поведения в д/с, в группе.  

Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением  (помещением  и  оборудованием  группы: личный  шкафчик, полотенце, кроватка,  место за столом  и  пр.).

Установление эмоционального контакта детьми.  

1. Тактильные игры и упражнения для установления контакта с детьми.

Октябрь

Лексическая тема «Осень»

«Что нам осень принесла» (Фрукты)

«Что нам осень принесла»

(Овощи)

«Что нам осень принесла» (дифференциация овощи и фрукты)

Формировать элементарные представления об осени  (сезонные  изменения  в  природе,  одежде  людей, наблюдение на участке детского сада). Собирать с детьми на прогулках разноцветные листья, рассматривать их, сравнивать по форме  и  величине. Дать представления о некоторых овощах, фруктах.

«Разложи по порядку»; «Сложи картинку из частей», «Что изменилось?»  «Разложи по группам», «Сад – огород», «4-й лишний», «Чего не бывает?» «Ежики», «Один и много».

Рассматривание картины «Прогулка в осеннем лесу». Рассматривание фруктов и овощей.

Понятие «один - много»;

Время года - осень.  Пространственное положение: лево — право.  Сенсорные эталоны. Величина: большой - маленький.

Ноябрь

Я и моя семья (части тела, КГН- социализация)

Формировать представления о себе как о человеке; об основных частях тела человека, их назначении.  Закреплять  знание  своего  имени,  имен  членов  семьи.  Закреплять понятие «семья», воспитывать родственные чувства.

Обозначение в речи названий различных частей тела, выделение их на себе, кукле, картинке, рассматривание иллюстраций, натуральных предметов личной гигиены.

Формирование навыков опрятности и гигиены (умение выражать просьбу при необходимости посещения туалета жестом, звуком, учить мыть руки с помощью взрослого);«Зеркало», «Что для чего?».

Описание своего лица.Сравнение предметов по размеру (большой - маленький, длинный - короткий)

Посуда

Одежда, обувь

Дать  представление о посуде и её назначении (тарелка, чашка, ложка), знать названия посуды и уметь показать их на картинке. Формирование навыка самостоятельно кушать (знать и занимать определенное место для приема пищи; пользоваться ложкой во время еды самостоятельно или с помощью взрослого);

Уметь накрыть на стол.  Сравнение предметов по размеру («большой-маленький»).

Знакомить детей с предметами одежды, обуви; воспитывать аккуратное и бережное и желание убирать вещи на место.  Формирование навыков самостоятельного одевания и снятие одежды, обуви;

 «Перепутанные картинки» (наложенное изображение).

«Чего не хватает на одежде?», «Часть - целое», «Найди пару»  Уход за обувью (чистка, просушка, ремонт). «Четвертый лишний» , «Что без чего?», «Найди пару», «Продолжи ряд».

Декабрь

Зимушка-Зима

Новый год шагает по планете

Формировать элементарные представления о зиме

(сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке  детского  сада). Разнообразие игр и развлечений зимой. Названия предметов для игр и их назначение. Правила поведения на горке и в других играх. «Чего не хватает на картинке?», «В какую игру будут играть дети?», «Сравни снеговиков», «В какую игру я играю?». Пространственное положение: все ранее изученное + над, под.  Сенсорные эталоны.

Уточнить и обогатить представления детей о предстоящем событии – новогоднем празднике; учить рассматривать предметы: ёлку, ёлочные украшения и изготавливать их вместе со взрослыми, показывать или называть их.

Январь

Зимние забавы и развлечения

Мебель

Транспорт

Безопасность на дороге

Уточнить представления детей о зимних играх; активизировать словарь по теме «Зима».   Разнообразие игр и развлечений зимой. Названия предметов для игр и их назначение. Правила поведения на горке и в других играх.

Уточнить представления детей о мебели. Обобщающее понятие «мебель».

Название распространенных предметов мебели, их назначение (кровать-спасть, стул-сидеть, стол-кушать).

 «Расставь мебель в комнате». «Что без чего?», «Подбери по форме».

Учить детей различать по внешнему виду автомобиль, автобус, та так же их основные части: кабина, руль, кузов, колёса. Техника безопасности на дорогах.

Обобщающее понятие «транспорт».

 «Собери картинку». «Что без чего?»,

Сенсорные эталоны. Наблюдение за транспортом во время прогулки. Дать элементарные правила дорожного движения по безопасности на дороге. Правила дорожного движения. Правила поведения в транспорте.

Февраль

Профессии  

Дикие животные

Домашние животные

Формирование первичных представлений и положительного отношения к профессиям. «Собери картинку», «Что без чего?», «Узнай по детали», «Что хорошо, что плохо?». Сюжетно-ролевые игры.

Познакомить детей с дикими животными: волк, медведь, заяц, лиса, их детёнышами. Объяснить, почему их называют “дикими”, где они живут, чем питаются, чем опасны. Повторить обобщающее понятие «дикие животные».  Особенности внешнего вида

. Питание. Способ передвижения. Детеныши. Звукоподача. Польза в природе.«Четвертый лишний», «Узнай по части», «Кто у кого?», «Чья еда?», «Кто где живет?», «Узнай по описанию», «Что перепутал художник?». Один-два-много. Упражнения на чередование цветов.

Расширять  знания  о  домашних и диких животных. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей осенью. Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детёнышами; воспитывать заботливое отношение к животным. Обобщающее понятие «домашние животные». Названия распространенных домашних животных. Особенности внешнего вида. Повадки животных, способы передвижения. Польза для человека. Названия детенышей, звукоподражание.

Название жилища.

Март

Весна

«Наши милые и любимые»

Птицы (дикие)

Птицы (домашние)

Формирование представлений о весенних признаках, накопления словаря по теме. Место весны среди других времен года. Признаки ранней весны: в погоде, в природе. «Что сначала, что потом?», «Раздели по группам». Беседа о маме.

Познакомить детей с птицами: воробей, ворона, снегирь, сорока. Объяснить, почему их называют. Особенности внешнего вида, повадки, питание, место проживания. «Сложи картинку». «Сколько птиц на картинке» (наложенное изображение), «Чей домик?»

«Узнай по тени». Кормление птиц семечками, крошками хлеба.

Познакомить детей с домашними птицами: куры, утки, гуси. Объяснить, почему их называют «домашними», какую пользу они приносят человеку, чем питаются. Особенности внешнего вида, повадки, питание, место проживания.

Апрель

Продукты питания

Цветы

Комнатные растения

Деревья

Формирование представлений о продуктах питания. Что съедобно и полезно. Еда. Привитие культурно- гигиенически навыков.

Познакомить детей с цветами: ромашка, гвоздика, роза, их строением; воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Дать понятие детям полевые цветы и комнатные растения. Уход за ними.

Познакомить с названием деревьев: береза, ёлка, осина. Наблюдение за деревьями на улице. Познакомить с их строением; воспитывать бережное отношение к  окружающему миру.

Май

Насекомые

Здравствуй, лето!

Обследование, диагностика.

 Познакомить детей с насекомыми. Формирование обобщающего понятия

Формировать элементарные представления о лете

(сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Насекомые"

Целью данного занятия является расширение и активизация словаря по теме: "Насекомые". Задачи занятия направлены на формирование навыка подбора слов-антонимов, употребления предлогов простран...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

План комплексного коррекционно-развивающие взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной группе компенсирующей направленности «Полянка» для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2021-2022 учебный год

План комплексного коррекционно-развивающие взаимодействия  учителя-логопеда и музыкального руководителя в подготовительной группе компенсирующей направленности «Полянка» длядетей с тя...

Конспект индивидуальной коррекционно- развивающей деятельности с использованием иформационно – компьютерных технологий с воспитанникомстаршей группы компенсирующей направленности. Тема: «Автоматизация звука «Ш», Прогулка со Смешариками»

Автор: учитель-логопед -  Коломиец Марина НиколаевнаВозраст воспитанников:старшая группа компенсирующей направленности  (ТНР)Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР III уровняЦель:...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Рабочая программа по реализации адаптированной программы дошкольного образования (задержка психического развития) группы комбинированной направленности для детей от 4 до 5 лет.

laquo;Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности для детей с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных воз...