Применение метода интеллект-карт в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Куприенко Светлана Сергеевна

Применение интеллект-карт в работе учителя-логопеда

Опыт работы показывает весьма эффективным способом метод наглядных интеллектуальных карт. Интеллект-карта (с английского mind map можно перевести как карта мыслей, или интеллект-карта. «mind»-«ум», «map»-«карта»)   - это уникальный и простой метод запоминания изучаемого материала. Такие карты помогают легко, увлекательно и наглядно запомнить всю информацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_2_intellekt-kart_compressed.pdf747.15 КБ
Файл doklad_intellekt-karty.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие речи является одним из самых важных условий развития личности ребёнка в дошкольном возрасте. Следовательно, перед учителем-логопедом стоит большое количество коррекционных задач: сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия, обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать познавательные процессы и многое другое. Поэтому, всё чаще специалистам приходится задумываться как помочь охватить  весь объем информации, обрушивающийся на детей.

Практика показывает, что дети  с тяжёлыми нарушениями речи особенно затрудняются при выполнении традиционно принятых в логопедической работе упражнений: им трудно описывать предметы по плану, составлять рассказы по опорным словам.  Поэтому, необходимо находить новые  вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания.

Опыт работы показывает весьма эффективным способом метод наглядных интеллектуальных карт. Интеллект-карта (с английского mind map можно перевести как карта мыслей, или интеллект-карта. «mind»-«ум», «map»-«карта»)  )  - это уникальный и простой метод запоминания изучаемого материала. Такие карты помогают легко и увлекательно наглядно запомнить всю информацию.

Интеллект-карта позволяет получать, обобщать и проверять знания; учит выделять главное, обобщать, систематизировать; способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации; развивает память, мышление, воображение.

Майнд-карты – разработка Тони Бьюзена, известного британского деятеля в области психологии обучения и развития интеллекта. Для работы с дошкольниками метод интеллект-карты был адаптирован доцентом кафедры специальной педагогики Ставропольского государственного педагогического института Валентиной Михайловной Акименко, которая предложила использовать его для развития связной речи детей.

В изготовлении интеллектуальной майнд-карты используются, картинки, рисунки, ассоциации. Такие карты экономят время специалиста на занятии: ребёнок видит перед собой наглядную схему,  которая поможет ему правильно обобщить, классифицировать изучаемый материал. В  центре карты пишется и выделяется главная идея (например, название новой лексической темы). Далее выводятся из «главной идеи» линии (ветви), каждая из которых выделяется под определенный рассматриваемый момент основной темы.  Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания темы.

Применение данного метода в работе будет способствовать положительной динамике речевого развития детей с различными речевыми нарушениями.

Введение интеллект-карт в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно-развивающих задач:

развивать импрессивную и экспрессивную речь детей;

актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей;

закреплять обобщающие понятия;

развивать навыки построения предложений.

Введение майнд-карт в логопедический процесс имеет множество преимуществ:

Во-первых, её наглядность. Вся тема задания, материал, со всеми многочисленными сторонами оказывается прямо перед ребёнком, её можно окинуть одним взглядом.

Во-вторых, доступность. она привлекательна для ребёнка, т.к в неё можно добавлять игровые интерактивные действия. Например, очень эффективна интеллект-карта в виде любимой многими игры на липучках. Такую карту можно не только рассмотреть, но и с интересом повзаимодействовать, развивая мелкую моторику и закрепляя изученный материал.

И в третьих, интеллект-карта эффективна т.к легко запоминается. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию  яркой наглядности и цвета она легко запоминается дошкольниками. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для детей лёгкими и увлекательными.

В своей работе я решила создать вариативные интеллектуальные карты для использования на занятиях.

Использование нтеллектуальных карт определялось в зависимости от:

-        участников процесса создания интеллект-карт;

-        поставленных задач;

-        индивидуальных способностей детей;

-        типа занятия;

-        формы организации детей.

В коррекционной работе мною используются карты в следующих направлениях.

1. Закрепление материала по лексическим темам (например: времена года, домашние животные, профессии.т.п): Взаимодействуя с картой, дети с тяжёлыми нарушениями речи усваивают значение слов,  учатся обобщать и классифицировать, пополняют активный и пассивный словарь. При проведении работы по развитию лексики необходимо отметить роль интеллектуальных карт в соотнесении слова и образа, которое характеризует качественную сторону словарного запаса. Только на этой основе впоследствии становится возможным овладение обобщенным значением слов независимо от конкретных ситуаций. На занятиях можно предложить дошкольнику самому составить интеллект-карту.

Алгоритм её создания:

Обозначение темы (Например "Профессии").

«Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций по данной теме. Детализация каждой ветви   Какие бывают профессии: парикмахер, водитель, врач, повар и.т.п, какие ассоциации связаны с этой профессией – например кому что нужно – водителю – машина, повару нужна кастрюля, парикмахеру нужны ножницы, (показ карты).

2. Автоматизация и дифференциация поставленного звука: Например, на индивидуальных занятиях по звукопроизношению эти карты помогают детям дать полную характеристику новому звуку, а также оказываются помощником и при автоматизации поставленного. В этом случае, используя карту, ребенок закрепляет правильную артикуляцию звука, определяет параметры поставленного звука, автоматизирует в словах и предложениях.

3. Развитие связной речи: Известно, что большое значение для развития связной речи у детей с тяжёлыми  речевыми        нарушениями                имеет         мотивация,        т.е. желание        высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии трёх факторов: наличия у ребенка словаря, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Если у ребенка есть словарь, но нет образа в голове мыслей, о чем и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все эти три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженного в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.

Составляя предложения, или даже целые рассказы с помощью майнд-карты дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, словарь становится более точен и разнообразен. В результате обозначился такой порядок работы с применением интеллектуальных карт:

1.Выделение основных ключевых понятий по теме.

2.Называние картинок, изображенных на карте.

3.Составление предложений по каждой ветке дерева.  

4.Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Наглядность при данном виде работы представлена максимально: в виде предметов,  рисунков и порядка действий с ними, наблюдаемых детьми на карте. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. План рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выстроенных на каждой ветке дерева. Наличие модели высказывания обеспечивает успешность составления связного высказывания, а также создаются предпосылки и возможность работы над творческим рассказыванием. Поэтому наглядность и план высказывания, а также образец рассказа, сделанный педагогом, обеспечивают составление рассказа детьми. В итоге, с помощью интеллект-карты ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отраженный в каждой ветви дерева карты, и желание сказать о том, что наглядно и понятно.

В заключение можно сделать   вывод:   применение интеллектуальных майнд-карт в процессе обучения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи способствует речевому развитию ребенка. Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллект-карт. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала

 Методика действительно оказывается очень эффективной для детей с тяжёлыми нарушениями речи, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря, грамматического строя речи и планирующей функции речи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

 Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быть успешно использован в работе с детьми дош...

«Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Применение камешков Марблс - это один из нетрадиционных приёмов обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быт успешно использован в работе с детьми дошкольного возра...

Презентация «Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

В презентации отражён один из нетрадиционных приёмов обучения,  который отвечает требованиям ФГОС ДО и  может быть успешно использован в работе с детьми дошкольного возраста с разн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...

«Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями   Семья – это первая ступень овладе...

Нейроигры в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Нейроигры в коррекционной работе с детьми  с тяжёлыми нарушениями речи...