Нейроигры в коррекционной работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Нейроигры в коррекционной работе с детьми  с тяжёлыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Нейроигры в коррекционной работе с детьми

с тяжёлыми нарушениями речи

У детей с особенностями психофизического развития в дошкольном возрасте наблюдается нарушение межполушарного взаимодействия, что является одной из причин недостатков речи. Таким детям порой тяжело сосредоточиться на занятиях, быстро переключаться с одного задания на другое, они с трудом запоминают и упорядочивают информацию, зрительно- морторная координация тоже нередко развита слабо.

Среди множества игровых технологий, направленных на исправление этой проблемы, наиболее эффективной считаю нейропсихологический подход через нейроигры. Они направлены на развитие межполушарных связей и задействуют оба полушария мозга. Такие игры повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию. Ведь игра – это естественное состояние любого ребёнка с развивающим потенциалом.

Нейроигры я включаю в структуру подгрупповых и индивидуальных занятий. В ходе выполнения движений, во время игр, у детей формируются навыки согласования движений рук, ног и глаз, а вместе с отработкой правильного звукопроизношения – и согласованность языка.

С целью автоматизации поставленных звуков в речи детей применяю как настольные дидактические игры для развития двух полушарий мозга, так и подвижные игры с элементами массажа.

Вот некоторые из них.

 

Нейроигра « Мячик-говорун»

Передавая мяч, ребёнок выполняет действия «квадрат» или «треугольник» и проговаривает слоги, слова, чистоговорки или же рассказывает стихотворение. Действия можно выполнять в любой последовательности: сначала себе, затем другому, или наоборот, чётко выполняя движения. Перебрасывать мяч из рук в руку нужно на каждое слово или слог. Вначале темп медленный, далее становится быстрее. Для разных тактильных ощущений играем с массажными мячами и мячами с наполнениями из разного вида круп.

Игра координирует работу полушарий мозга, способствует развитию мышления, зрительного внимания и восприятия ребёнка, позволяет удерживать ритм, нормализует тонус мышц в руках.

 

Нейроигра «Прыг – хлоп»

Ребёнок, проходя по модульному коврику, выполняет моторные движения:

– если лежит цветная стопа – приседаем, руки на поясе;
– если ладошка – хлопаем в ладоши.

На каждое движение автоматизируем звук. Также, играя, можно весело изучать цвета, учиться ориентироваться в пространстве.

Игра развивает общую моторику, речь, память, мышление, способность быстро переключать внимание, позволяет удерживать моторную координацию.

 

Нейроигра «Звуковые дорожки»

Игра представляет собой зеркальные изображения линий, дорожек: прямых, волнистых, в виде спирали и т.д. Предлагаю ребёнку «пройти по дорожкам» изображения. Для этого нужно проводить одновременно правой и левой руками сначала снизу вверх, затем сверху вниз, отрабатывая звуковой материал. Обводить изображения можно крышечками, камешками Марблс, кубиками. А также соединить линии по пунктирным точкам одновременно простыми карандашами. Можно предложить детям и другой вариант игры: сначала необходимо показать жесты, далее провести пальцами обеих рук по спирали.

Выполнение таких игровых упражнений способствует развитию координации движений, мелкой моторики, психических процессов, речи, синхронизации работы глаз и рук.

 

Нейроигра «Весёлые кулачки»

Ребёнок произносит слова по изображениям на карточках по слогам, отстукивая каждый слог кулачками обеих рук.

«Весёлые кулачки» способствуют развитию мыслительных операций, моторики, речи.

 

Нейроигра «Переключалочки»

Это ритмические ряды. Проговариваем слог и показываем жест, который нарисован под этим слогом. Выполняем жесты обеими руками.

Игра учит сгибанию и разгибанию пальчиков, улучшает координацию движений, память, делает пальчики детей более гибкими.

 

Нейроигра «Картинку называй, пальчики меняй»

Перед ребёнком лежат картинки, называя которые, он чётко выделяет голосом изучаемый звук. Одновременно ребёнок тренирует переключение жестов обеих рук.

Игра позволяет автоматизировать звук в словах, а также развивает умение воспроизводить движения с текстом, концентрирует внимание, повышает работоспособность.

 

Нейроигры «Мышкин сыр», «Ёжики»

Перед ребёнком выкладывается карточка, разделённая на две части, с одинаковыми изображениями и слогами. Ребёнок согласованно дотрагивается кончиками пальцев левой и правой рук до одинаковых слогов и называет их. Сюжет игры может быть разнообразным.

Нейроигра развивает ловкость, внимательность, повышает речевую активность ребёнка.

 

Нейроигра «Палочки»

Ребёнку предлагается карточка с предложением. Необходимо выложить узор из счётных палочек. Одно слово – это одна палочка. Сколько слов в предложении, столько и палочек. Ребёнок выкладывает свой узор. Далее проговаривает предложение.

Игра направлена на ориентирование в пространстве, развитие мелкой моторики, творческого воображения, зрительного восприятия, речи.

 

Нейроигра «Ладонь – кулак – ребро»

Перед началом игры осуществляем предварительную работу, в ходе которой показываем ребёнку три положения руки: ладонь, кулак, ребро. Медленно тренируемся выполнять эти действия друг за другом. Затем ускоряем темп. Далее усложняем задание. Берём игровые модули: круг, прямоугольник, квадрат. Над прямоугольником ребёнок выполняет ребро, над кругом – кулак, над квадратом – ладонь. В ходе самой игры он проговаривает речевой материал, поочерёдно выполняя движения на смену поз рук (слово – жест). Особый интерес вызывает у детей согласование движений и одновременное проговаривание скороговорок в ускоренном темпе. Работаем как левой и правой рукой поочерёдно, так и согласованно обеими руками одновременно.

Такая игра улучшает мыслительную деятельность, налаживает координацию речи с движениями, способствует улучшению запоминания, повышает эмоционально-волевую устойчивость.

 

Регулярное использование на коррекционных занятиях нейроигр на развитие межполушарных связей успешно решает не только коррекционно-образовательные задачи, но и вызывает положительные эмоции, поднимает настроение детей, тем самым повышая мотивацию к учебной деятельности и делая коррекционный процесс более продуктивным и результативным. Ведь дети учатся играя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"

Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в   художественноречевой студии "Речецветик"  из опыта моей работы...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

статья"ИКТ  в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи."Безменова Ирина  Юрьевна,Учитель-логопед,МБДОУ№90 г. Мурманск. Использование компьютерных технологий может стать мо...

Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи

В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здор...

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Роль воспитателя ДО в работе по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста

В презентации представлены основные направления работы воспитателя в логопедической группе, а также в группе комбинированной направленности при инклюзивном образовании....

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....