Роль воспитателя ДО в работе по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Барменкова Татьяна Дмитриевна

В презентации представлены основные направления работы воспитателя в логопедической группе, а также в группе комбинированной направленности при инклюзивном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya.pptx62.7 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль воспитателя ДО в работе по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей дошкольного возраста Барменкова Т.Д К.п.н ., учитель-логопед ГБОУ «Школа №1080» г. Москва

Слайд 2

Логопедическая группа для детей с ТНР Дети с ТНР получают образование в группе компенсирующей направленности среди сверстников, имеющих сходные нарушения, работа педагогов строится на основе АООП для детей с ТНР. Целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. В группе компенсирующей направленности ДОО коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные АООП, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей. Коррекционное обучение осуществляется в зависимости от тяжести речевого дефекта и возраста ребенка в сроки от 1 до 4 лет.

Слайд 3

Специфика работы воспитателя в логопедических группах в соответствии с АООП для детей с ТНР Воспитатель владеет знаниями о специфике речевых нарушений у детей. Воспитатель работает в тесной взаимосвязи с учителем-логопедом: Владеет приёмами и методами работы с детьми с ТНР. Осуществляет образовательную деятельность по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие с учетом лексической темы, намеченной логопедом и в соответствии с задачами логопедического занятия. При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи. Учитывает имеющиеся у детей речевые навыки, а также индивидуальные особенности произвольной деятельности каждого ребенка, организует разговорную речь детей во всех режимных моментах. Педагог также поощряет и инициативную речь детей. Проводит коррекционную работу по заданию логопеда во второй половине дня. Цель её - закрепление навыков и умений, связанных с усвоением АООП. Состав детей и содержание коррекционно-развивающей работы вносятся логопедом в “Тетрадь взаимодействия”, которая заполняется им ежедневно. Вечерняя работа воспитателя проводится в разных формах: фронтально, подгруппами или индивидуально. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем, остальные дети играют под контролем помощника воспитателя.

Слайд 4

Специфика работы воспитателя в логопедических группах в соответствии с АООП для детей с ТНР В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, воспитатель дает речевой образец и предлагает ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством воспитателя научились слышать грамматические и фонетические ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их. Для этого воспитатель привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок. Логопед наблюдает за работой воспитателя с детьми, посещая подгрупповые и индивидуальные занятия, отмечая положительные моменты, а также анализирует те виды работы, которые были неудачными и не дали ожидаемого результата. Посещения педагогом занятия логопеда расширяет его представление о коррекционной работе, он овладевает приемами, методиками, технологиями обучения, которыми владеет специалист. Речь воспитателя - это образец для детей с речевыми нарушениями. Она должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать при обращении к детям сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи Одна из главных задач воспитателя в работе с детьми, имеющими речевые нарушения - создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям.

Слайд 5

Комбинированная группа (инклюзивное образование для детей с ТНР) Дети с ТНР получают образование в группе комбинированной направленности среди сверстников, не имеющих нарушений речи, работа педагогов строится на основе индивидуального образовательного маршрута в соответствии с АООП для детей с ТНР. Логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию осуществляют все мероприятия, предусмотренные индивидуальным образовательным маршрутом, занимаются физическим, социально-коммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей. Коррекционное обучение осуществляется в зависимости от тяжести речевого дефекта и возраста ребенка в сроки от 1 до 4 лет.

Слайд 6

Специфика работы воспитателя при инклюзивном образовании в соответствии с АООП для детей с ТНР Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими АООП совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Составление индивидуального образовательного маршрута учителем-логопедом и воспитателями группы Работа с детьми в малых подгруппах или индивидуально в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом Проведение групповых занятий с детьми с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей с ОВЗ Проведение занятий во 2-ой половине дня по заданиям учителя-логопеда. Задания фиксируются в тетради взимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы. Заполнение таблиц или иных форм документации, отражающих ежедневную работу по всем образовательным областям детей с ОВЗ

Слайд 7

Работа с родителями Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, открытые занятия, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ. В логопедической группе учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Стенды для родителей учитель-логопед оформляет в течение всего учебного года. Размещённые там материалы помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание дидактических игр, текущие материалы по формированию всех компонентов речи, художественные произведения для чтения и заучивания.

Слайд 8

Законодательная база Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ № 1155 ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Ссылка: минобрнауки.рф /документы/6261 ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ № 1014 ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Ссылка: минобрнауки.рф /документы/6260 ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 17 ИЮЛЯ 2015 Г. № 734 «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. № 1015 Ссылка: минобрнауки.рф /документы/6513 Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Ссылка: минобрнауки.рф /документы/5132 Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Ссылка: минобрнауки.рф /документы/5133 ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ 9 НОЯБРЯ 2015 Г. № 1309 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ» Ссылка: минобрнауки.рф /документы/7619 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья« Письмо МОиН от 16.02.15 №ВК-333/07 "Об организации по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье говорится о нетрадиционных методах работы с детьми с ОНР дошкольного возраста....

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Онтогенез речевого развития, диагностика ОНР, 3 уровня ОНР,коррекция, речевой материал....

«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению фонетических нарушений речи у детей со стертой дизартрией».

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фоне...

План ММО «Преодоление нарушений речи у детей дошкольного возраста. Традиционные и инновационные игровые приёмы развития речевых навыков у детей c ЗПР».

Предствлен план методического объединения, целью которого является формирование единой методической базы в практической деятельности учителей-логопедов и создание условий для оказания помощи детям с н...

Профилактика дисграфии, дислексии в системе коррекционной работа по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий в подготовке детей с общим недоразвитием речи  к школе является развитие речи.Формирование грамматически правильной устной речи и элементов грамоты в дошкольном возраст...

Использование многофункционального дидактического пособия «Развивающее панно» в работе, направленной на преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Создать условия для успешного преодоления общего недоразвития речи у детей среднего дошкольного возраста путем использования на логопедических занятиях многофункционального дидактического пособия &laq...