Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Упражнения для развития артикуляционной моторики, для постановки звуков [Ш], [Ж]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnye_uprazheniya_dlya_postanovki_shipyashchih_zvukov.docx | 35.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Советы учителя-логопеда
Уклад органов артикуляции
при произнесении звуков [Ш], [Ж]
Звук Ш
Базовым звуком при постановке шипящих является звук Ш. При его правильном произношении:
- губы слегка округлены и выдвинуты вперед:
- между зубами есть небольшое расстояние (2-5 мм);
- кончик языка и передняя часть спинки подняты за верхние зубы, но не касаются их;
- язык находится в форме «чашечки»;
- Голосовые связки не напряжены, голос не образуется, поэтому звук
Ш – глухой.
- Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.
Звук Ж
Звук Ж произносится так же, как Ш только с голосом (голосовые связки смыкаются, звук Ж — звонкий).
Подготовительные упражнения для постановки звука [Ш]
- «Месим тесто»;
- «Чашечка», «Остужаем горячий чай» (дуть на «чашечку»);
- «Чашечку» убираем за верхние зубы к альвеолам (на середину «потолочка»);
- «Бублик» (губы округлить, между зубами щелочка).
Повторять упр-я перед зеркалом в данной последовательности 6 – 8 раз.
Комплекс артикуляционных упражнений для постановки
шипящих звуков
«Месим тесто»
- улыбнуться;
- спокойно положить язык на нижнюю губу;
- пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
- закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Чашечка»
- открыть рот;
- широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
- прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
«Остужаем горячий чай»
- улыбнуться;
- язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу («чашечка»);
- удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа.
«Бублик»
- открыть рот, обнажить зубы;
- губы округлить не напрягая их (как при произнесении звука «о»);
- между зубами щелочка.
Упражнение «Парашютик»
Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.
- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
Упражнение «Ветерок»
- Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык за верхними зубами «чашечкой». Вдох носом, дуем на широкий язык (с-с-с…). Воздух проходит по середине языка.
Выполняя артикуляционные упражнения регулярно и правильно вы поможете своему ребенку быстрее справиться с дефектами произношения шипящих звуков.