Комплекс артикуляционных упражнений для постановки шипящих звуков
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Поникаева Наталия Ивановна

 Упражнения для развития артикуляционной моторики, для постановки звуков [Ш], [Ж]

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы учителя-логопеда

Уклад органов артикуляции

при произнесении звуков [Ш], [Ж]

Звук Ш

Базовым звуком при постановке шипящих является звук Ш. При его правильном произношении:

  • губы слегка округлены и выдвинуты вперед:
  • между зубами есть небольшое расстояние (2-5 мм);
  • кончик языка и передняя часть спинки подняты за верхние зубы, но не касаются их;
  • язык находится в форме «чашечки»;
  • Голосовые связки не напряжены, голос не образуется, поэтому звук

Ш – глухой.

  • Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

Звук Ж

Звук Ж произносится так же, как Ш только с голосом (голосовые связки смыкаются, звук Ж — звонкий). 

Подготовительные упражнения для постановки звука [Ш]

- «Месим тесто»;

- «Чашечка», «Остужаем горячий чай» (дуть на «чашечку»);

- «Чашечку» убираем за верхние зубы к альвеолам (на середину «потолочка»);

- «Бублик» (губы округлить, между зубами щелочка).

Повторять упр-я перед зеркалом  в данной последовательности 6 – 8 раз.

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки

шипящих звуков

 «Месим тесто»  

  • улыбнуться;
  • спокойно положить язык на нижнюю губу;
  • пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
  • закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

 «Чашечка»

  • открыть рот;
  • широкий расслабленный язык поднять к верхней губе;
  • прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

«Остужаем горячий чай»  

  • улыбнуться;
  • язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу («чашечка»);
  •  удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа.

          «Бублик»

  • открыть рот, обнажить зубы;
  • губы округлить не напрягая их (как при произнесении звука «о»);
  • между зубами щелочка.

Упражнение «Парашютик»

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине языка.

  • Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

Упражнение «Ветерок»

  • Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык за верхними зубами «чашечкой». Вдох носом, дуем на широкий язык (с-с-с…).                                     Воздух проходит по середине языка.

https://img1.freepng.ru/20180709/wle/kisspng-line-art-white-flower-cartoon-clip-art-kitesurf-icon-5b42e5061683b4.5227573115311106620922.jpg

Выполняя артикуляционные упражнения регулярно и правильно                               вы поможете своему ребенку быстрее справиться с дефектами произношения шипящих звуков.