Развитие восприятия у дошкольников с ЗПР
статья по коррекционной педагогике

У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Функция органов чувств у дошкольников с ЗПР не нарушена, они чувствуют и видят то же, что и другие. Но, в отличие от сверстников, редко способны составить из впечатлений целостный образ, достоверно отражающий информацию об окружающем мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospriyatie.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие восприятия у дошкольников с ЗПР

Восприятие — это активный целенаправленный познавательный процесс по формированию представлений об окружающем мире, чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.

Важность восприятия в дошкольном возрасте заключается в том, что при его ограниченном функционировании значительно затруднится развитие речи, памяти, мышления, внимания и воображения. Восприятие – основа дальнейшего формирования познавательных функций, необходимых для полноценного развития, успешной учебы.

У детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень аналитического восприятия. Функция органов чувств у дошкольников с ЗПР не нарушена, они чувствуют и видят то же, что и другие. Но, в отличие от сверстников, редко способны составить из впечатлений целостный образ, достоверно отражающий информацию об окружающем мире.

 Ребенок с ЗПР не обдумывает информацию, которую воспринимает («вижу, но не думаю»). В процессе восприятия нарушена функция поиска, ребенок не пытается всмотреться, материал воспринимается поверхностно. Развитие восприятия у дошкольников с ЗПР имеет свои особенности: они затрудняются в обследовании предметов, выделении нужных свойств, а главное - в обозначении этих свойств словом.

Важно создать для ребенка с ЗПР такие условия, которые помогут лучше воспринимать информацию. Развитие восприятия ведется по двум направлениям:

  • Формирование представлений о свойствах предметов.
  • Формирование перцептивных действий, нужных, чтобы анализировать свойства реальных предметов.

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Дошкольники с ЗПР с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут упустить важные детали, не всегда точно распознают цвет и цветовые оттенки. Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т.е. зрительно обследовать. Особое внимание уделяется согласованию исследующих движений рук и глаз ребенка, прослеживанию взглядом действий руки, а в дальнейшем и движущихся объектов в пространстве.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Важно обучение детей планомерному обследованию. Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами — путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания — объемный, при обведении — контурный, плоскостной.

Развитие слухового восприятия идет, как известно, в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух, а с другой— развивается восприятие неречевых звуков, т.е. шумов.

Детей с ЗПР обязательно нужно учить слушать и понимать разные звуки, так как у них наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру. Таким образом, специальные занятия должны решать две основные задачи, направленные на формирование слухового восприятия:

  • выработка неречевых слуховых образов и слуховых образов слов;
  • развитие слухомоторных координаций.

Для полноты формирования представлений и образов следует использовать совокупность анализаторов. В процессе включения всех органов чувств в восприятие могут раскрываться индивидуальные способности ребенка, в основе которых лежит повышенная чувствительность отдельных органов (в том числе обоняния, осязания и др.). Тогда и будут познаны ребенком так называемые особые свойства предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, качество поверхности. Освоение дополнительных перцептивных действий по восприятию предметов (нюхать, пробовать на вкус, лизать и т. д.) и знакомство с новыми свойствами обогащают представление ребенка об окружающем мире, наполняют его новыми эмоциональными переживаниями.

Коррекционная работа по развитию восприятия является весьма важной задачей для полноценного развития, формирования и осуществления будущей учебной деятельности, успешной адаптации ребенка к окружающей среде. Таким образом, развитие восприятия должно занимать особое место в системе коррекционных занятий всех специалистов, так как именно данная психическая функция «поставляет материал» познавательным процессам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие восприятия у дошкольника

В статье рассматриваются вопросы развития перцепции у детей дошкольного возраста....

ПРОЕКТ «ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ» Освоение окружающей действительности посредством развития восприятия старших дошкольников

Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для св...

Игры и задания для развития восприятия у дошкольников

Игры и задания для развития восприятия у дошкольниковИгра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Именно поэтому упражнения и игры являются эффективным и увлекательным способом развития во...

Мастер-класс "Игровая деятельность, как средство развития восприятия старших дошкольников"

МАстер-класс "Игровая деятельность ,как средство развития восприятия старших дошкольников"...

Публикация статьи "Развитие восприятия у дошкольников со сложной структурой дефекта через продуктивные виды деятельности".

Данная статья опубликована в комплексном сопровождении психического развития детей с множественными нарушениями (на модели дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №76") В ней...