ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НА БАЗЕ ДЕТСКОГО САДА
статья по коррекционной педагогике

Кузнецова Марина Алексеевна

В статье представлены аспекты создания консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации. На основании нововведений описаны основополагающие составляющие деятельности специалистов детского сада, а также обозначены цель, задачи, функции, направления и методы функционирования консультационного центра. Отмечены первые результаты работы по внедрению новой формы психолого-педагогического сопровождения семей на базе дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_konsultatsionnogo_tsentra.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

 НА БАЗЕ ДЕТСКОГО САДА

Е.В. Кадирова, заведующий

Е.Н. Визгина, педагог-психолог

М.А.Кузнецова, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №206 «Антошка», г. Чебоксары

Аннотация. В статье представлены аспекты создания консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации. На основании нововведений описаны основополагающие составляющие деятельности специалистов детского сада, а также обозначены цель, задачи, функции, направления и методы функционирования консультационного центра. Отмечены первые результаты работы по внедрению новой формы психолого-педагогического сопровождения семей на базе дошкольного учреждения.

Ключевые слова: консультационный центр, дошкольная образовательная организация, развитие ребенка дошкольного возраста, квалифицированная помощь семье.

Актуальная педагогическая практика сегодняшнего дня показывает, что психолого-педагогическое сопровождение семей призвано помочь родителям в развитии ребёнка и получении ими квалифицированной помощи специалистов в области дошкольного образования. При этом новые формы ориентированы как на родителей, чьи дети регулярно посещают дошкольную образовательную организацию, так и на тех, чьи дети в детские сады не ходят. Такой формой может стать создание консультационного центра на базе дошкольного учреждения [3].

МБДОУ «Детский сад № 206» г. Чебоксары в 2021 году в рамках Национального проекта «Образование» стало победителем конкурсного отбора на предоставление в 2021 году грантов из федерального бюджета грантов в форме субсидий на реализацию проектов, обеспечивающих создание инфраструктуры центров (служб) помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, реализующих программы психолого-педагогической, диагностической, консультационной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, в рамках реализации мероприятия «Реализация организационно-методических моделей и стандарта в дошкольном образовании путем актуализации нормативно-методической и методологической базы, а также экспертно-аналитическое сопровождение ее внедрения» ведомственной целевой программы «Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования» подпрограммы «Развитие дошкольного и общего образования» государственной пограммы Российской Федерации «Развитие образования».

Идея создания консультационных центров при дошкольных образовательных учреждениях предусматривает не только непосредственную образовательную работу с детьми, но и широкую работу с родителями.

Перед специалистами дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад №206 «Антошка» города Чебоксары в 2018 году была поставлена цель работы консультационного центра: - Обеспечение доступности дошкольного образования, поддержка и оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста от 6 месяцев до 7 лет на дому, в том числе детей-инвалидов.

Разработаны задачи работы консультационного центра, отраженные в Положении о консультационном центре [2]: Оказание консультационной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка; содействие повышению психологической компетентности родителей в закономерностях развитии ребенка, а также в вопросах обучения и воспитания детей. Оказание содействия в социализации детей. Информирование родителей (законных представителей) об учреждениях системы образования, где могут оказать квалифицированную помощь ребенку в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.

 Функции деятельности консультационного центра:

- информационная (сбор информации о детях дошкольного возраста, не посещающих детский сад, выявление социального запроса по населённому центру); - диагностическая; - консультативная; - координационно-организационная (организация работы по оказанию помощи родителям ребёнка, координация действий педагогов, ведение отчётной документации, взаимодействие с различными структурами населённого центра); - аналитическая (изучение и реальная оценка особенностей социальной среды; анализ проблем оказания помощи детям, не посещающим дошкольное учреждение); - методическая.

Непосредственную работу с семьей осуществляли специалисты консультационного центра (заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медицинская сестра (по согласованию) и другие специалисты по запросу родителей) [1].

Руководителем совместно со специалистами были разработаны и утверждены нормативные документы и локальные акты, которые регламентируют деятельность консультационного центра. В работе использовались следующие методы работы: индивидуальные и групповые консультации для родителей; разработка памяток, буклетов, рекомендаций для родителей; организация мастер-классов для родителей; проведение совместных с родителями праздников и досугов; организация почтового ящика для вопросов и пожеланий родителей на сайте.

Основные направления работы консультационного центра:

Педагогическое направление включает комплексную  работу всех участников образовательного процесса. Социально-психологическое направление ориентировано на укрепление психофизического здоровья  и предполагает использование эффективных психокоррекционных средств.

Медицинское направление включает: медико-психолого-педагогическое сопровождение; комплекс гигиенических мероприятий; организация правильного питания; профилактически-оздоровительная работа.

В рамках работы консультационного центра родители имели право на получение квалифицированной консультативной помощи, повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам воспитания, психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья воспитанников. Могли высказывать собственное мнение и обмениваться опытом воспитания детей. 

На протяжении 2018-2020 гг. родители, обратившиеся в консультационный центр МБДОУ «Детский сад №206 «Антошка» города Чебоксары, могли получать квалифицированную консультацию от администрации и специалистов дошкольного учреждения по всем интересующим вопросам. Основная задача деятельности специалистов консультационного центра заключалась не только и не столько в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком, в формировании практических навыков, в получении современной и достоверной педагогической информации.

Результатом реализации изменений на базе микросоциума сегодня выступают продукты, основными из которых являются описание эффективной модели консультационного центра в дошкольной образовательной организации и авторская программа работы консультационного центра. А конкретные показатели это: количество семей, обратившихся за помощью; банк данных, не охваченных системой дошкольного образования детей; обобщённый методический материал; оценка деятельности родителями.

Использованные  Интернет-ресурсы :

1. Интернет-ресурс: http://ylubka.caduk.ru/p75aa1.html

2. Интернет-ресурс: http://ds-442.nios.ru/p93aa1.html

3. Интернет-ресурс: http://www.pandia.ru/text/77/167/13415.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация музыкально-театрализованных центров в детском саду села Терновка

Цели и задачи:·       Рассказать коллегам о музыкально - театрализованной деятельности в детском саду;·       Познакомить колл...

Организация консультационного центра

Организация консультационного центра...

Консультация для педагогов «Организация речевого центра в детском саду»

Речевая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.Наполнение речевой среды определяется приоритетной линие...

Организация консультационного центра.

Консультационный центр организован на базе дошкольного учреждения по оказанию консультационной помощи родителям и детям....

Родительское собрание на тему: «Организация логопедической работы с детьми на базе детского сада»

Родительское собрание на тему: «Организация логопедической работы с детьми на базе детского сада»...