Игра как средство развития социально коммуникативных навыков кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа)

Алхилова Гульнара Саадуллаевна

В данной статье рассматривается развитие социально - коммуникативных навыков кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_k.i._alhilova_g.s.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ КОХЛЕАРНО ИМПЛАНТИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Алхилова Гульнара Саадуллаевна, воспитатель

КОУ «Нижневартовская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №1» г. Нижневартовск

Аннотация. В данной статье рассматривается развитие социально -   коммуникативных навыков кохлеарно имплантированных детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Ключевые слова. Кохлеарно имплантированные дети, социально - коммуникативное развитие, виды игровой деятельности, формы вовлечения родителей.

Проблема развития социально коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями  детей дошкольного возраста является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Кто это дети с особыми образовательными потребностями? В данном случае это кохлеарно имплантированные дети. Что же такое социально-коммуникативные навыки? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру. Более остро  это проблема стоит у кохлеарно имплантированных детей  дошкольного возраста. Ведь развитие социо-коммуникативных навыков напрямую зависит от уровня развития речи ребенка. А так как  кохлеарно имплантированные дети имеют нарушение всех основных частей  звуковой  системы, речь этих детей самостоятельно не развивается, так же они имеют  нарушение  внимания,  памяти,  недостаточно сформированное  словесно-логическое   мышление,  позднее начинают понимать обращенную к ним речь.

       Все   перечисленные процессы тесно связаны с коммуникативным развитием, поэтому подбор эффективных методов, формирующих и развивающих социально - коммуникативные навыки кохлеарно имплантированных детей - это не маловажная задача педагога, работающего   с детьми данной категории.  Развитие навыков коммуникации является важным условием социализации, а также условием воспитания всесторонне развитой личности.

Практически каждый ребенок стремится к активной деятельности,  и очень важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его всестороннее  развитие. Следовательно, наиболее близки и естественны для кохлеарно имплантированного ребенка - это  игры и активное общение как со сверстниками так  и  со взрослыми. Наиболее эффективным и доступным средством формирования коммуникативных навыков у кохлеарно – имплантированных детей является игровая деятельность, так как, играя, он учится общаться со сверстниками.

Но игра не как  развлечение, а как  ведущий вид детской деятельности дошкольников. В условиях реализации ФГОС ДО, игра, становится особой формой социализации ребенка, в ходе которой дети проходят «школу» социальных отношений, моделируются формы поведения ребенка. Именно игра дает возможность ребенку развиваться и взаимодействовать с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми. Практически на каждом занятии педагоги работающие с кохлеарно имплантированными детьми используют разнообразные игры, так как они помогают не только вызвать интерес к занятиям, но и активизировать речевую, познавательную, коммуникативную деятельность путем использования занимательного, наглядного и речевого материала, введением игровых персонажей.

Игры, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков у кохлеарно имплантированных детей, могут быть различных видов, например:

  - сенсорные;

  - познавательные;

  - сюжетно-ролевые

  - подвижные

В этих играх ребенок учится контактировать с педагогом, другими детьми, общаться, соблюдать определенные правила игры и адекватно взаимодействовать в коллективе, играть роль, передавая основные характеристики персонажей. Благодаря играм у кохлеарно имплантированных детей  формируется необходимые знания об окружающем мире, появляется интерес к занятиям, повышается речевая активность в целом.

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности развития кохлеарно имплантированных детей, дошкольного возраста, специфика обучения наиболее эффективна через; сюжетно ролевые, дидактические и подвижные игры с сюжетом. Так как, эти виды деятельности более близки к кохлеарно – имплантированным дошкольникам и с большей силой способствуют их социализации и развивают коммуникативные способности.

Эти игры помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков у кохлеарно имплантированных дошкольников, формируют у них знания и умения доброжелательного общения. Воспитывают культуру поведения (хорошие манеры), умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих неудач. Сюжетно ролевая игра – это деятельность, в которой дети берут на себя трудовые и социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях моделируют жизнь взрослых и отношения между ними. К ним относятся такие игры как: «магазин», «на приеме у врача», «парикмахерская», «библиотека»,  и т.д. Метод сюжетно ролевой игры более действенный при работе с кохлеарно имплантированными детьми, так как все дети любят играть. Ведь сюжетно ролевая игра – это  первый опыт социальных сил и первое испытание, которое развивает коммуникабельность.

 Большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в детских садах широко используются  дидактические с сюжетом и подвижные игры.

 Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, общения друг с другом - коммуникативных способностей.

Подвижные игры, будучи эффективным средством физического воспитания, располагают большими возможностями для воспитания характера человека. Во время игр дети учатся объединяться в игровой коллектив, соблюдать определенные правила игры, искать выход из разнообразных по сложности двигательных заданий.

 Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребёнок познаёт мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Использование подвижных игр со словесным сопровождением дает позитивную динамику не только физического, психического, речевого, но и коммуникативного развития. Перечислю некоторые из них; «Веселый паровозик», «Передай мяч по кругу», «Скорее в домик!», «Газета»   и т.д.

 При работе с кохлеарно имплантированными дошкольниками эффективно совмещение сюжетно игры с дидактической. Совмещение двух методов в одном позволяет достичь несколько целей одновременно: дидактическая игра несет двоякую роль: во-первых, она является методом обучения, во-вторых, - самостоятельной игровой деятельностью, которая в свою очередь даёт возможность решить речевые проблемы ребенка и стимулирует его речевое развитие, а сюжетно ролевая игра решает проблемы коммуникативного характера. Например, такие игры как; если «да» - похлопай, если «нет» - потопай, «рисунок на спине», «клубочек». Таким образом, на всех этапах игры идет формирование и развитие социо-коммуникативных навыков.

Так же положительную динамику в работе с кохлеарно имплантированными детьми несут речевые игры на развитие коммуникативных навыков, такие как: «закончи предложение». Цель этой игры: воспитывать уверенности в себе, в своих силах.

Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: «Я умею…», «Я хочу…», «Я смогу…», «Я люблю…» и др. Для не говорящих детей использовать таблички и наглядный материал. Так же активно используются такие игры, как: «Кто ушел?»; «Что пропало?»; «Кто взял мяч?»; «Угадай предмет по описанию или на ощупь?»; «Повтори и продолжи»; «Ласковые слова»; и др.

           Хочется отметить, что в процессе формировании социально - коммуникативных навыков детей, принимают участие не только педагоги, но, и родители - законные представители. Родители должны иметь отчетливое представление об особенностях воспитания и обучения кохлеарно имплантированного ребенка, чтобы сгладить проявления возможных негативных социально – коммуникативных  последствий ребенка.

          Педагоги и психологи отмечают, что игровая деятельность в семье претерпевает существенные изменения, занимает всё меньше времени в жизни дошкольника, вытесняется другими видами деятельности, такими как; просмотр телепередач, мультфильмов, компьютерными играми, что не лучшим образом  отражается на общем развитии дошкольника. Родители часто не задумываются о значимости сюжетно-ролевой игры, в жизни своих детей, а иногда даже не умеют в них играть. Поэтому задачей педагогов работающих с кохлеарно имплантированными детьми является;

- знакомить родителей с особенностями игры с кохлеарно имплантированными детьми;

- дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком;

- вовлечь родителей в игровую деятельность.

Для того, чтобы родители получили как можно больше информации о значении игры в развитии кохлеарно имплантированных детей, педагогам необходимо проводить собрания и тренинги, давать консультации  и рекомендации. Дети с удовольствием включаются в игру, предлагаемую мамой или папой.

Играя со взрослым, ребенок подражает ему, эмоционально вовлекается в разыгрываемые взрослым события и благодаря этому постепенно осваивает социальные навыки поведения в общественных местах. От фантазии, творческого потенциала родителей зависит разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто-то станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Так, родители знакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, ребенок примеряет на себя роль взрослого, что благоприятно сказывается на социально-коммуникативном развитии кохлеарно имплантированного ребенка.  

Таким образом, социально-коммуникативное развитие кохлеарно имплантированных дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО является эффективным и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопр. психологии. – М., 1966. – 541с.

2. Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1975.

3. Кобрина Л.М. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими  детьми дошкольного возраста // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом: межвуз. сб. науч. трудов. – СПб, 1997.

4. Речицкая Е.Г. Игра, как средство формирования понятий у глухих детей. // Специальная школа. – Вып. 1. – 1969.

5. Ушакова О.С. Подбери слово. Речевые игры и упражнения. – М.: Карапуз, 2001.

6. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников. (консультация для воспитателей)

Данная консультация поможет педагогам в выборе игр для самостоятельной деятельности....

План самообразования воспитателя "Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

План самообразования воспитателя по теме "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста....

Парциальная программа. Сюжетно - ролевая игра как средство развития социально коммуникативных навыков у дошкольников в группах комбинированной направленности с ТНР.

Материал будет интерес воспитателям и специалистам ДОУ, работающие в группах с детьми с ОВЗ. Центральными задачами программы являются:  спосбствовать общему развитию детей с ТНР, укреплению их фи...

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Проект "Сюжетно- ролевая игра как средство развития социально- коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"...

Консультация для родителей "Игра, как средство развития социально-коммуникативных навыков ребенка"

В данной консультации идет речь о развитии социально - коммуникативных навыков ребенка через игру и игровую деятельность, данная консультация будет полезной как родителям, так и педагогам образователь...

Опыт работы по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков дошкольников»

Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. В дошкольный период детства ребенок приобретает первоначальные знания о...