Картотека игр по развитию операций мышления (анализирование) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
картотека по коррекционной педагогике

Крылова Мария Васильевна

Картотека игр по развитию операций мышления (анализирование) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Волшебный мешочек

Цель: развитие мыслительного анализа, обучение узнавать предметы по характерным признакам.

    Оборудование: предметы и игрушки, знакомые детям.

    Ход игры. Взрослый расставляет игрушки на стол, а дети запоминают их. Затем взрослый просит кого-нибудь из детей отвернуться и кладёт любую из игрушек в мешочек. Ребёнок угадывает, что там лежит, опуская руку в мешочек и ощупывая предмет. Мешочек не открывается, если предмет не узнан, неправильно назван.

Усложнение: в мешочке – несколько игрушек, о которых никто из детей не знает. Ребёнок, нащупав одну из игрушек, рассказывает о ней. Дети по описанию узнают игрушку

Найди предмет по описанию

       Цель: воспитание произвольного внимания, сообразительности, мыслительного анализа, синтеза.

 Оборудование: любые предметы, находящиеся вокруг.       

 Ход игры.  Взрослый рассматривает вместе с детьми предметы, подобранные для игры. При этом следует обратить внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться, в это время быстро раскладывает все предметы по разным местам. Затем просит найти детей найти нужный ему предмет. Например: «Пластмассовое, зелёное, в нём носят воду, чтобы полить растения». Дети должны по описанию узнать предмет (ведро).

Кузовок

     Цель: развитие слухового внимания, мышления.

     Ход игры. Играющие садятся за стол. Взрослый ставит на стол корзинку (коробку), в которую дети по очереди «кладут» всё, что можно назвать словом, оканчивающимся на –ок. При этом дети проговаривают: «Кладу в кузовок…» Продолжая игру, можно называть слова и с другим окончанием (например, на - ка, -ек), но условие остаётся то же: не ошибаться и не «класть» в кузовок предметов, в названиях которых другие окончания.

 Кто подойдет, пусть возьмёт!

     Цель: воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, развитие внимания, памяти, мышления, правильной речи.

     Оборудование: различные предметы в комнате.

Ход игры. Взрослый загадывает предмет и рассказывает о нём, не называя сам предмет. Дети догадываются, о чём идёт речь, и первый догадавшийся ищет и приносит взрослому загаданную вещь.

 Отгадай-ка!

     Цель: развитие умения описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

     Ход игры. Дети выбирают какой-нибудь предмет, находящийся в комнате, и рассказывают о нём. Взрослый выбирает первого ребёнка, который выбирает другого, чтобы тот отгадал загаданный им предмет. Угадав, последний описывает свой предмет и т.д. по цепочке.

 Не ошибись!

     Цель: закрепление знаний о разном времени суток; развитие быстроты мышления.

     Оборудование: мяч.

Ход игры. Взрослый называет слово, часть суток, и бросает кому-нибудь мяч. Поймавший его должен назвать то, что он в это время суток делает, но только одно действие. Назвавший бросает мяч другому играющему и т.д. Если кто-то не вспомнит или ничего не скажет, он должен кинуть мяч об пол и бросить ему другому. Тогда он считается проигравшим. Другой вариант: взрослый называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: «день», «утро», «вечер», «ночь».

 Сравни и запомни

Цель: развитие умения осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Оборудование: таблицы из трех строк и трех столбцов, в клеточках которых три, различные по форме геометрические фигуры, расположенные по принципу «третий недостающий» с двумя пустыми клеточками и набор геометрических фигур по числу участников.

Ход игры. Каждый ребенок должен заполнить пустые клеточки своей таблицы. Выигрывает тот, кто правильно справится с заданием.

 Заполни пустые клетки

Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие зрительно-мысленного анализа, умения сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Оборудование: таблицы с тремя строчками и тремя столбцами, в клеточках которых расположены цветные геометрические фигуры по принципу «Третий недостающий» с двумя пропусками по числу игроков, набор из трех геометрических фигур трех цветов для каждого игрока.

Ход игры. Детям предлагается заполнить пустые клеточки таблицы. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться таблицами.

 Каких фигур недостает?

Цель: упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

Оборудование: таблицы, составленные по принципу «третий недостающий» с двумя пропусками, в клеточках которой большие и маленькие геометрические фигуры трех цветов и наборы геометрических фигур по числу играющих.

Ход игры. Дети должны заполнить пустые клеточки своей таблицы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.

Угадай время года

Цель: учить детей выделять характерные цвета каждого времени года.

Оборудование: контурные рисунки, разноцветные кружочки, Карандаш (из Веселых человечков).

Ход игры. Вариант 1. Карандаш подбирает цвета для раскрашивания картинок и предлагает угадать время года на картинках.

Вариант 2. Карандаш предлагает детям подобрать цвета для раскрашивания так, чтобы на картинках была зима (весна, лето, осень).

 Кто где живет?

Цель: учить детей делить животных на группы: дикие и домашние.

Оборудование: картинки с изображением леса и фермы, диких и домашних животных.

Ход игры. Взрослый предлагает детям привести каждое животное в свой дом.

Подбери детали

Цель: учить детей выделять знакомые геометрические фигуры на предметных картинках, подбирать их и составлять из них целое.

Оборудование: предметные картинки, составленные из геометрических фигур, наборы геометрических фигур разного цвета и разной формы.

Ход игры. Детям раздаются предметные картинки и из набора геометрических фигур предлагается составить такие же.

 Угадай загадку Самоделкина

Цель: учить детей по цвету и форме угадывать название овоща или фрукта.

Оборудование: Самоделкин, набор муляжей или картинок с фруктами и овощами.

Ход игры. Самоделкин говорит, что любит фрукт (овощ), называя цвет и форму. Дети угадывают.

Что загадал Незнайка

Цель: учить детей воспринимать логические конструкции с частицей «не».

Оборудование: карточки, на каждой из которых символы цвета и формы и один из символов перечеркнут, кукла Незнайка.

Ход игры. Незнайка показывает карточку и предлагает угадать какой фрукт он любит: «Я люблю есть на завтрак не красный треугольный фрукт». (груша) или «собрал целое ведро не красных, не круглых овощей».

 Фокусник

Цель: учить детей изменять цвет и форму.

Оборудование: шляпы фокусника, на первой шляпе фокусника – символы геометрических форм, на второй – символы  цвета, на третьей – символы размера, карточки с геометрическими фигурами разного цвета, формы и размера.

Ход игры. Фокусник говорит: «Дети, давайте посмотрим, во что может превратить первая шляпа синий кружок!» (предварительно под шляпу кладутся разные геометрические фигуры синего цвета и одинакового размера). Дети угадывают и проверяют ответ, подняв шляпу.

 Посели живое существо в домик

Цель: учить детей воспринимать логические конструкции с частицей «не».

Оборудование: картинки с животными, птицами, рыбами и насекомыми и домики.

Ход игры. Взрослый говорит, что в первом домике живет не дикое и не домашнее животное, не рыба и не насекомое, предлагает догадаться кто это. (птица), ребенок выбирает нужную картинку и селит ее в домик.

Роль ведущего может исполнять и ребенок.

 Что перепутал Карандаш

Цель: учить детей анализировать рисунок и строить предложение с отрицанием.

Оборудование: Карандаш и картинка, на которой нарисованы небылицы.

Ход игры. Дети рассматривают рисунок и учатся строить фразы с отрицанием. («Зайцы сидят не на дереве, а под деревом. Или: Зайцы на деревьях не сидят»).

 Подбери четвертую картинку

Цель: учить детей определять связь между двумя предметами, по аналогии к заданному предмету подбирать другой, который имеет с ним такую же связь.

Оборудование: две пары картинок, в каждой из которых одинаковая логическая связь, например: кошка-котенок, собака-щенок, или клубок ниток-овца, молоко-корова.

Ход игры. Дети рассматривают первую пару картинок и устанавливают между ними связь, затем к одной из картинок второй пары подбирают недостающую.

 Замри

Цель: учить анализировать схематическое изображение позы человека.

Оборудование: карточки со схематическим изображением человека в какой-либо позе, например: ноги вместе, правая рука вниз, левая в сторону.

Ход игры. Дети бегают по комнате. По команде ведущего: «Раз, два, три, замри!» дети останавливаются в позе соответствующей изображению на карточке ведущего.

Пирамидки

Цель: учить анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения.

Оборудование: по одной пирамидке на играющего и карточки с контурными изображениями пирамидок, собранных по-разному.

Ход игры. Детям раздаются пирамидки и предлагается карточка-схема. Выигрывает тот, кто первый соберет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во врем...

Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (обобщение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Картотека игр по развитию операций мышления (обобщение)  у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (синтез) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Картотека игр по развитию операций мышления (синтез)  у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (сравнение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию операций мышления (сравнение)  у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....