Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
картотека по коррекционной педагогике

Крылова Мария Васильевна

Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Какой предмет?

     Цель: развитие представлений о величине предметов,  умения классифицировать предметы по определенному признаку(величина, цвет, форма); развитие быстроты мышления.

     Ход игры. Взрослый называет одно слово, а дети должны перечислить как можно больше предметов, которые можно обозначить этим словом. Например, Длинный – платье, верёвка, день, шуба… Кто вспомнит больше слов, тот и выиграл.

 Назови три предмета

     Цель: упражнять  в классификации предметов, активизировать словарь обобщающих понятий, развивать координацию движений.

     Оборудование: мяч.

     Ход игры. Взрослый называет слово (например, «мебель», «цветы» и т.д.) и бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен назвать три слова, которые можно назвать этим словом. ( «Мебель» – «Диван, стул, стол».) Другой вариант игры – дети, наоборот, по нескольким видовым понятиям учатся находить родовые. ( « Малина, клубника, смородина» – «Ягоды»)

Более сложный вариант – взрослый во время одной игры меняет задание: то называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети указывают видовые.

 Отвечай быстро

     Цель: упражнять в классификации предметов (по цвету, форме, качеству), активизировать словарь: цвета  и их оттенки, слов обозначающих форму и качество предмета, развивать координацию движений.

     Оборудование: мяч.

     Ход игры. Взрослый, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила: педагог называет какой-либо цвет и бросает кому-нибудь из детей мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, потом назвать любой цвет и перебрасывает мяч следующему. Тот тоже ловит мяч, называет предмет, свой цвет и т.д. В следующий раз за основной признак берётся форма или материал, из которого сделаны предметы.

Игру можно усложнить, предложив называть не один, а два или несколько предметов.

Где какие фигуры лежат

Цель: учить распределять фигуры в соответствии с их признаками, развивать внимание..

Оборудование: набор фигур, таблица с тремя предметными картинками по вертикали и четырьмя геометрическими формами по горизонтали.

Ход игры. Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы. За каждую ошибку в расположении фигур зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше. Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет таблица, какие фигуры располагаются в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

Архитектор

Цель: учить детей классифицировать предметы по какому-либо признаку, развивать внимание, мелкую моторику.

Оборудование: картинки с изображениями домов с разным количеством этажей, с разной формой крыши, разного цвета из разного материала (кирпич, дерево).

Ход игры. Детям предлагается разделить дома на группы по какому-либо признаку и построить из них города, например: город с одноэтажными домами и город с многоэтажными, город с треугольными крышами и город с крышами в форме трапеции.

 Дерево

Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету, форме и величине, развивать внимание, зрительное восприятие.

Оборудование: схематическое изображение дерева, от ствола которого идут ветки разного цвета, на них листья разной формы, набор геометрических фигур, разного цвета и размера.

Ход игры. Детям предлагается собрать опавшие листочки и вернуть их на места. Выигрывает тот, кто соберет без ошибок.

 Фотограф

Цель: упражнять детей в умении классифицировать, активизировать словарь животных, рыб, птиц.

Оборудование: кубики, картинка с изображением леса, водоема.

Ход игры. Из кубиков выкладывается дорожка к лесу, водоему. Ребенок объявляет: «Буду фотографировать птиц!», далее шагает от кубика к кубику, называя возле каждого птицу.

 Отвечай быстро

Цель: учить детей классифицировать предметы (по цвету, форме, качеству), развивать координацию движений, слуховое внимание.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Например, основной признак классификации качество предмета. Ведущий: «Деревянный», - бросает мяч. «Стол», - отвечает ребенок, поймавший мяч и предлагает свое слово: «Каменный» и бросает мяч следующему игроку.

 Вершки и корешки

Цель: учить детей классифицировать овощи по признаку: съедобное – несъедобное, развивать координацию движений.

Оборудование: картинки или муляжи овощей.

Ход игры. Взрослый показывает овощ, если съедобные корешки, то дети приседают и кладут руки на пол, сказав: «Корешки», если съедобные вершки – дети встают на носочки, подняв руки вверх, говоря: «Вершки».

Что где растет

Цель: учить группировать растения по месту их произрастания, развивать внимание, связную речь.

Оборудование:  картинки с лесом, полем, садом, огородом и картинки с растениями.

Ход игры. Игра по принципу лото.

 Отвечай быстро

Цель: учить детей классифицировать предметы по различным признакам, развивать внимание, связную речь.

Оборудование: таблица из девяти клеток, в каждой из которых изображение птицы, животного или насекомого.

Ход игры. Кто быстрее скажет, как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

Сколько всего птиц на таблице?

Кого больше: зверей или насекомых?

На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован?

Чем похожи животные первого столбика? И т.п.

Подбери ткань

Цель: упражнять в классификации одежды по сезонному признаку, развивать связную речь.

Оборудование: трафареты одежды и лоскутки ткани.

Ход игры. Взрослый предлагает детям подобрать лоскут ткани для соответствующего вида одежды.

Определить вид транспорта

Цель: учить детей классифицировать транспортные средства по признаку: водный, воздушный, наземный, подземный, развивать слуховое внимание, координацию движений.

Оборудование: картинки с изображением транспорта.

Ход игры. Взрослый поднимает картинку с изображением транспортного средства. Если это воздушный транспорт – дети разводят руки в стороны и говорят: «Воздушный»; если водный – показывают руками волну; если подземный – приседают на корточки; если наземный – показывают круговые движения руками.

 Выдели лишнее

Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, количеству, положению в пространстве, назначению, материалу и т.п, учить сравнивать предметы, развивать внимание.

Оборудование: ряд из четырех картинок, одна из которых отличается от остальных по одному из признаков.

Ход игры. Детям предлагается найти лишнюю картинку и объяснить, обосновать свое решение.

 Помири игрушки

Цель: учить детей классифицировать предметы, развивать связную речь.

Оборудование: мягкие игрушки, наборы картинок по тематическим группам.

Ход игры. Игрушки поссорились – не могут разделить картинки. Взрослый предлагает детям помирить их, т.е. дать по одной картинке животного, птицы, насекомого и т.д. Или одна игрушка просит дать ей картинки животных, другая птиц, и т.д.

 Развези товар по магазинам

Цель: учить детей классифицировать предметы, развивать связную речь.

Оборудование: машинка и набор предметных картинок магазины с символическим изображением тематических групп картинок.

Ход игры. Дети по очереди становятся водителями и везут товар в магазин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во врем...

Картотека игр по развитию операций мышления (анализирование) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Картотека игр по развитию операций мышления (анализирование) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (обобщение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Картотека игр по развитию операций мышления (обобщение)  у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (синтез) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Картотека игр по развитию операций мышления (синтез)  у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (сравнение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию операций мышления (сравнение)  у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....