Картотека игр по развитию операций мышления (обобщение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).
картотека по коррекционной педагогике

Крылова Мария Васильевна

Картотека игр по развитию операций мышления (обобщение)  у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Найди лишнее

Цель: учить объединять предметы в группы по какому-либо признаку.

Оборудование: группа предметов, каждый из которых имеет один признак, отличающий его от других, например: группа деревьев, у одного из которых ствол толще, чем у других, другое – ниже, чем все остальные, у третьего – листья иного цвета, четвертое отличается формой кроны.

Ход игры. Взрослый объясняет, что каждое дерево может быть лишним по какому-либо признаку. Дети должны выделить и назвать эти признаки.

А что потом?

     Цель: закрепление знаний  о частях суток, о деятельности детей в разное время суток.

     Ход игры. Дети садятся полукругом. Взрослый начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли. А что было потом?» Затем показывает на кого-нибудь из детей, и тот говорит: «Делали гимнастику».  Далее взрослый спрашивает, что бывает дальше и указывает на другого. Игра идёт таким же образом, как и «Испорченный телефон»: кто ошибётся, садится на последний стул. Так игра продолжается, пока дети не назовут последнее – уход домой.

.

 Найди и продолжи закономерность

Цель: учить детей сравнивать, обобщать и находить закономерности в изменении предметов, развивать внимание.

Оборудование: наборы из нескольких карточек, в которых прослеживается изменение какого-либо признака, например, изменение высоты, цвета, количества, положения в пространстве (птичка на елке, птичка под елкой и т.д.) и три картинки, из которых только одна является продолжением закономерности.

 Ход игры. Детям предлагается сравнить картинки, выявить закономерность и продолжить ее, выбрав из предложенных следующую.

 Каких фигур недостает?

Цель: упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделении и обобщении признаков, свойственных фигурам каждой из групп, сопоставлении их, обосновании найденного решения.

Оборудование: таблицы, с девятью ячейками и с двумя пропусками, в клеточках которой большие и маленькие геометрические фигуры трех цветов и наборы геометрических фигур по числу играющих.

Ход игры. Дети должны заполнить пустые клеточки своей таблицы. Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.

Что это

Цель: активизировать у детей словарь обобщающих слов.

Оборудование: мяч.

Ход игры. Дети становятся в круг, взрослый – в центре. Взрослый называет любое слово (например, «береза») и ударяет мячом об пол в направлении кого-либо из детей. Ребенок ловит мяч и отвечает, используя обобщающее слово («это – дерево»). Затем возвращает мяч взрослому ударом об пол. Ответивший неправильно выбывает из игры.

Чем похожи

Цель: учить детей находить общие признаки группы предметов.

Оборудование: наборы картинок по лексическим темам.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед детьми картинки, например, по теме птицы и просит назвать чем они походи (есть клюв, два крыла, две лапы, хвост, перья, летают, откладывают яйца, строят гнезда). За каждый правильный ответ выдается фишка. Выигрывает тот, кто наберет большее количество фишек.

 Собери в группы

Цель: развивать обобщающее мышление у детей, способность устанавливать родо-видовие отношения между группами, выделять существенные понятийные признаки.

Оборудование: наборы из четырех картинок по лексическим темам.

Ход игры. Детям предлагается разбить картинки на группы, затем взрослый просит их объединить группы, сделав число групп как можно меньше (живое – неживое, или предметы, люди, природа)

 Отгадай загадку

Цель: учить детей сопоставлять предметы, и по общим признакам называть группу предметов.

Оборудование: карточки – схемы, на которых отражены общие признаки группы предметов, например, дикие животные – четыре лапы, хвост, шерсть, живут в лесу, голова, шея, туловище, наборы картинок по лексическим темам, ширма.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед детьми карточки - схемы и по ним предлагает угадать, какие картинки спрятаны за ширмой. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.

 Прибавление подобного

Цель: активизировать у детей словарь обобщающих понятий

Оборудование: фишки.

Ход игры. Взрослый называет два предмета или действия, которые чем-либо похожи (говорить-кричать, картофель-капуста). Ребенок обобщает первые два слова (это – звуки, издаваемые человеком; это – овощи) и называет еще одно слово, которое подходит к ним (шептать; огурец).

Лото

Цель:  систематизировать знания детей и активизировать речь детей, употребляя обобщающие слова и правильно называя предметы.

Оборудование: большие карты, по краям которых пустые клетки, а в центре - нарисованы лес, ферма, или гнездо и т.д. и набор маленьких карточек по количеству пустых клеток.

Ход игры. Игра идет по принципу игры в лото.

 Третий лишний

Цель: учить детей выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

Оборудование: группы из трех слов, например, голубой – красный – спелый; пасмурно - ненастно – ясно; понедельник – среда – осень; квакать – кукарекать – говорить и т.д., фишки  

Ход игры. Взрослый называет три слова и предлагает выбрать лишнее, обосновав ответ. Выигрывает набравший большее количество фишек.

Домино

Цель: учить детей обобщать предметы, развивать внимание, зрительное восприятие.

Оборудование: 28 карточек, на каждой по две картинки. Всего с различных сочетаниях представлено 7 видов рисунков: люди, звери, рыбы, птицы, насекомые, деревья, цветы (по 8 карточек каждого вида: 4 изображения реалистические, а 4 – обобщенно-сжематические).

Ход игры. Дети играют в домино. Можно прикладывать друг к другу одинаковые картинки и подходящие к реалистическим обобщенно-схематические картинки.

Кто больше назовет

Цель: учить пользоваться обобщающими понятиями, подбирать к видовым понятиям родовые.

Оборудование: фишки.

Ход игры. Дети сидят по кругу. Взрослый называет обобщающее понятие. Дети называют предметы, входящие в данную группу, получая за правильный ответ фишку. В конце игры количество фишек сравнивается.

Распредели фигуры

Цель: учить обобщать предметы в группе по разным признакам, учить сравнивать предметы, выделять их признаки, развивать внимание, связную речь.

Оборудование: набор фигурок разного цвета, разного размера и разной формы, лист бумаги, разделенный на две части.

Ход игры. Взрослый кладет перед ребенком группу фигур и просит разделить на части: по цвету; по форме; по размеру; по положению в пространстве; по штриховке.

 Поиск недостающей фигуры

Цель: учить находить общие признаки предметов, развивать внимание, учить сравнивать, развивать связную речь.

Оборудование: таблица из трех рядов по три квадрата в каждой строчке, восемь квадратов заполнены так, чтобы по строчкам и по столбцам предметы различались по одному из общих признаков, один квадрат пустой.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть таблицу и заполнить пустой квадрат, используя соответствующую закономерность.

 Развези товар по магазинам

Цель: учить детей обобщать предметы, развивать связную речь.

Оборудование: изображения витрин магазинов, грузовик, набор предметных картинок.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку развезти товар по магазинам, объясняя свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во врем...

Картотека игр по развитию операций мышления (анализирование) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Картотека игр по развитию операций мышления (анализирование) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Картотека игр по развитию операций мышления (классификация) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (синтез) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Картотека игр по развитию операций мышления (синтез)  у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....

Картотека игр по развитию операций мышления (сравнение) у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Картотека игр по развитию операций мышления (сравнение)  у детей дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)....