Агрессивное поведение. Выход агрессии.
консультация по коррекционной педагогике

Васкан Ирина Евгеньевна

Основные проявления агрессивности в дошкольном возросте. Факторы влияющие на ее проявление. Формы агрессии. Психологическая помощь агрессивным детям и их родителям, как важно давать выход своей агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe.konsultatsiya_dlya_roditeley._agressivnoe_povedenie.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Агрессивное поведение»

Основные проявления агрессивности в дошкольном возрасте

          Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Даже очень хорошие родители иногда бывают не в силах полностью и по-настоящему понять своих детей. Не все родители понимают, почему их дети бывают, раздражительны и жестоки, отвергают правила, по которым живут «взрослые», или «уходят в себя» — становятся замкнутыми и агрессивными.

            Необходимо знать три главных момента:

  1. Что такое агрессия/агрессивность;
  2. Каковы возможные причины ее появления;
  3. Как ее корректировать.

Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» «агрессивность».

Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность — это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

          Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление:

а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

             Гиперопека - это чрезмерная забота о детях, которая выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности. Постоянный контроль и ограничения в подростковом возрасте могут сформировать у ребенка скрытность, умение хитрить.

             Гипоопека - противоположность предыдущему стилю воспитания, она выражается в недостатке внимания к ребенку. И такой стиль воспитания таит в себе не меньше опасности. Ребенку необходимы любовь и забота, понимание и поддержка. Отсутствие полноценного общения может привести к изменениям в личностном развитии ребенка. Накопив горький опыт равнодушия в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе и приходит к выводу, что он не любим, и родители от него просто откупаются подарками. Может стать замкнутым, равнодушным к окружающим; непослушанием будет отстаивать свое право на внимание. Самыми серьезными последствиями лишения родительского внимания для ребенка могут стать нарушения сна, энурез, заикания.

             Рекомендации родителям:
- Чаще выражайте ребенку свою любовь к нему.
- Цените чувства и переживания ребенка. Оказывайте ему эмоциональную поддержку.
- Обеспечьте безопасную обстановку.
- Приучайте ребенка к самостоятельности. Если ребенку нужна помощь, помогите.
- Поощряйте стремление ребенка участвовать в домашних делах.

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка;

г) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. д.);

д) социально-культурный статус семьи и т. д.

((Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые   формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания  или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут   повсеместными и  станут чертой характера.))

Агрессия выполняет функцию защиты и адаптации в опасной для человека ситуации. Настороженность (нас родителей, взрослых) должна вызывать ситуация, когда агрессия становится постоянным переживанием ребенка.

Любая форма агрессии — враждебность, упрямство, упорство — может быть вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее.

Формы агрессии:

  1. Не деструктивная агрессия (настойчивое, враждебное, самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку). Данная форма агрессии мотивирует развитие познания и способности полагаться на себя, а также побуждает к необходимой конкуренции. Она нужна для защиты своих потребностей, собственности, прав, удовлетворения личных желаний.

а) дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников. Они чрезвычайно  ярко выражают свои эмоции – кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи.

б) дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. Их агрессивные действия – это средство достижения какой-либо конкретной цели.

2.       Враждебная, деструктивная агрессия — это поведение, причиняющее боль. Такая агрессия накапливается и активизируется при сильных, длительных и неприятных переживаниях. Пусковой механизм переживание чрезмерной боли или стресса. Эта форма агрессии может приводить к возникновению эмоциональных конфликтов, чувства вины, формировать грубые черты характера, а также уменьшать способности адаптации. Не находя выхода, агрессивность накапливается, стабилизируется, становится чертой характера, эмоционально окрашивая, все стороны жизни человека.

       а) дети, для которых желание нанести вред другому – самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам.

Агрессивность ребенка может быть физически и психически обусловленной:

  1. агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм);
  2. агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

        Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса.

  • Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;
  • обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;
  • организаторские способности;
  • широта кругозора;
  • позитивная оценка взрослого и т. д.

И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения.

Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. 

Дети -дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестествен, но погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Психологическая   помощь    агрессивным детям    и   их    родителям

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»). Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение.   Для детей важно создавать «ситуации успеха»,   развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами:

  • изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
  • изменение стиля взаимодействия с детьми;

Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему:

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.

3.  отвлечь вниманием или игрушкой.

4. спокойно взять ребенка и унести с места конфликта.

5. Установить    четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

6. выразить недовольство в вежливой форме: «Я злюсь», «Я сержусь».

Детям важно давать выход своей агрессивности.

Таким образом, агрессивность — феномен накопительный.

И детям и взрослым необходимо научиться разумным способам выведения гнева.

Среди них следующие:

  • рвать газету;
  • комкать бумагу;
  • пинать мяч?
  • рисовать чувства гнева;
  • можно вылепить из глины символическую куклу и смять ее резиновым молотком.

Ребенка нужно научить приемлемым способам разрядки, иначе он будет беззащитным перед собственной агрессивностью. Важно своевременно помочь ребенку найти адекватные способы решения возникшей проблемы.

Можно им предложить:

  • подраться с подушкой;
  • использовать физические силовые упражнения;
  • рвать бумагу;
  • нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком;
  • использовать «мешочек для криков»;
  • поколотить стол надувным молотком и т. д.

Р. В. Овчарова предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей:

  • занятия психогимнастикой;
  • этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;
  • этюды и игры релаксационной направленности;
  • игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;
  • игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно высокую эффективность с агрессивными детьми показывает использование элементов изотерапии. Детям-нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо применять различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

С целью отреагирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.).

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Статья : " Причины ,пораждающие агрессивное поведение и способы преодоления негативных последствий агрессии у детей "

Причины выделяются в русле тех или иных теоретических концепций,которых придерживаются авторы :    1. В русле психоаналитического и этиологического подходов - инстинк...

Агрессивное поведение детей 3х лет. Как общаться с агрессивным ребенком, постепенно снижая уровень агрессии.

Агрессивное поведение ребенка связано с возрастным кризисом 3х лет. Приступы агрессии в этом возрасте происходят достаточно часто. Таким поведением дети выражают свое недовольство или разочарования. Н...

Агрессия, её проявление в детском возрасте и методы коррекции агрессивного поведения детей

Невозможно представить себе такую газету, журнал или программу радио или теленовостей, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии или насилия. Статистика красноречиво свидетельствуе...

Агрессия и предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Проблема агрессивного поведения детей остро стоит в наши дни и вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. И это не у...