Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с задержкой психического развития «Осенние изменения в природе».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Конспект занятия, обобщающего знания детей об осенних изменениях в природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                МДОУ «Детский сад №114»

Конспект НОД  в старшей группе с ЗПР  «Осенние изменения в природе».

                                       Разработала: дефектолог Никитина О.И.

        Саратов 2021

Конспект НОД в старшей группе с ЗПР  «Осень. Изменения в природе»

Программное содержание

Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе осенью. Закрепить приметы осени, названия осенних  месяцев, частей дерева.  Учить восторгаться красотой осенней природы. Развивать наблюдательность, внимание, речь, память, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Активизировать словарь по теме: «Осень».

Интеграция образовательных областей

 Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,   физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование 

Мольберт;  рисунок березы, каштана, клёна и осины на ватмане: листья деревьев, разного цвета: заготовки для рисования по теме «Осень»: иллюстрации:  осенний лес, деревья: ТСО.

Словарь:

 Листопад, берёза,  клён,  осина,  каштан,  названия осенних месяцев.

Ход занятия.

Педагог: Ребята, послушайте загадку:

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…(Осень)

Правильно, эта загадка про время года Осень. И сегодня мы с вами поговорим про это прекрасное время года.

Д/И «Подбери по цвету»

Педагог: Ребята, посмотрите, сколько разноцветных листьев лежат у нас на ковре. Возьмите  по одному листочку и сядьте на тот стул, где лежит листок, такого же цвета.

Осень в гости к нам пришла,
Беспорядок навела,
Все листочки разбросала,
Соберем мы их сначала.
Место мы свое найдем,
Тихо сядем за столом.

Дети садятся за столы и по очереди рассказывают, какого цвета у них листочки.

Ребята, какие изменения происходят в природе осенью?  (Солнце светит, но мало греет, дни становятся короче, а ночи длиннее, чаще на небе появляются тучи, идут дожди. Птицы улетают в тёплые края, животные меняют шубки, делают запасы на зиму, впадают в спячку. Люди собирают урожай).

Мы с вами знаем, что любое время года состоит из трёх месяцев. Давайте назовём их, по порядку. (ответы детей).

Правильно: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Посмотрите на эти иллюстрации. Как вы думаете, к какому осеннему месяцу относится каждая из них (обсуждение каждой иллюстрации).

Послушайте, что я вам сейчас расскажу: Сентябрь называют ранней осенью, в сентябре собирают урожай ,  октябрь – золотая осень, в октябре становится всё холоднее, идут дожди, опадают листья, ноябрь – поздняя осень. Сейчас какой осенний месяц идёт? (Октябрь).

Педагог: (показывая картину А.Васнецова  «Осень») Ребята, посмотрите, какой разноцветный ковер укрыл землю. Что это за ковер? (Опавшие листья) Листья падают, летят,

Листопад, листопад
Листья кружатся, летят!
Разноцветные, резные,
Словно кистью расписные…
Осень краску подарила,
Листья в пляску закружила.. (Повторяем с детьми понятие  - листопад)

-:А у меня в корзине тоже есть много листьев с разных деревьев.

Хотите посмотреть? Идите ко мне (дети садятся на ковёр).

Достаю листья с разных деревьев по одному и спрашиваю, с какого дерева лист (клен, каштан, осина). Кто отгадывают дерево - подходит к ватману, где нарисованы деревья и показывает его, прикладывая лист.

Педагог: У меня в корзине остался последний листочек, а с какого он дерева вы узнаете,  если отгадаете загадку.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

-Молодцы. Вот сколько деревьев вы знаете. Все эти деревья растут на нашем участке.

А чем деревья отличаются друг от друга?
А что общего у всех деревьев?

Давайте вместе рассмотрим, из каких частей состоит дерево? (Слайд)

У каждого дерева есть ствол, по нему питательные вещества поднимаются от корней к веткам и листьям. Как правило, у дерева один ствол.
На стволе располагается множество веток, они более тонкие и гибкие.
У каждого дерева множество листьев, которые помогают очищать воздух. Листьями дерево дышит.
У всех растений есть корни, у дерева корни толстые, они нужны для того чтобы дерево крепко стояло и не падало, а еще через корни все растения питаются, они берут пищу из земли и по стволу он идет к веткам, а потом к листья. Поэтому дерево и растет. Оно живое, как и мы с вами, поэтому нельзя его ломать.

Осенью листья на деревьях становятся жёлтыми, красными, коричневыми и опадают. К концу осени деревья стоят голые.


http://ya-uchitel.ru/_ld/37/s63395250.jpg

(Раздаётся стук. Под музыку входит Осень.)

Осень- Здравствуйте, ребята!  Рада видеть вас.

              Год прошел и снова я в гостях у вас.        

Я пришла к вам не с пустыми руками. Принесла я вам множество картинок, да вот какие из них мои - не знаю. Помогите мне в них разобраться.

Педагог: - Конечно, Осень, мы тебе поможем. Наши ребята все про тебя знают.

Игра: «Выбери картинку» (дети выбирают картинки с признаками осени и объясняют свой выбор).

Осень: - Спасибо, ребята. А скажите мне, что самое яркое и красивое в осени? (ответы детей).

Осенние листья засыпали все дорожки, давайте подметём дорожки.

 (Физминутка)

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движения)

Чтоб гуляя, малыши веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали (обтереть пот со лба)

Отдохнём (присесть)

И домой скорей пойдём (шаги на месте).

Молодцы ребята, а теперь, давайте опять поиграем.

Педагог: - Да, осень стелет красивые, яркие, разноцветные ковры и собирает прекрасные букеты из листьев. Мы тоже можем нарисовать красивые букеты.

Осень: - Ребята, какого цвета гуашь нам потребуется, чтобы нарисовать листья?

(Ответы детей)

Осень: - А почему такие краски нам надо взять? (Ответы детей)

Осень: - А теперь пора за работу. У вас на столе лежат трафареты листьев, нужно их обвести и раскрасить (показ). (Звучит музыка. Дети работают самостоятельно, педагог и Осень помогают по мере надобности).

Педагог: А теперь давайте немножко отдохнём (Развитие мелкой моторики.)

        Раз, два, три, четыре, пять,

       (загибать пальцы, начиная с большого пальца)

       Будем листья собирать.

       (сжимать и разжимать кулачки)

      Листья березы, листья рябины,

      Листики тополя, листья осины,

     Листики дуба мы соберем,

     (загибать пальцы, начиная с большого пальца)

     Маме осенний букет отнесем (дети продолжают работу).

Педагог: - Какие красивые осенние букеты у вас получились! А какие краски вы использовали для этого? (Ответы детей

Осень: - А вы узнали, ребята, с каких деревьев листочки вы использовали? (ответы детей).

Педагог: - Молодцы, вы славно потрудились! Какая красота! Давайте полюбуемся этой красотой! И скажем спасибо Осени, что пришла к нам в гости.

Осень: - Спасибо вам ребята за помощь. Но мне пора уходить. До свидания. (Уходит).

 
Итоговая часть.

Педагог: Ребята! Сегодня  вы много интересного узнали об осени  и замечательно потрудились над своими рисунками. Даже солнышко в окошко заглянуло, посмотреть на ваши букеты. Молодцы1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по кружковой работе «Тили-тили тесто» на тему «Грибная поляна».

Программное содержание:1.     Познакомить детей с выполнением аппликации способом насыпания и приклеивания пшена.2.     Развивать  движения пальцев рук.3....

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы на тему: " Цветочная поляна".

Приобщать к изобразительному искусству, формировать интерес у детей к окружающему миру природы....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Во поле береза стояла» Технология обучения в сотрудничестве

middot;      Уточнить знания детей о березе, о строении дерева и названии  его частей. Продолжать учить детей вырезать симметричные изображения из бумаги сложенной вдвое...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Где прячется здоровье?»

Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни...

Конспект фронтального занятия для детей старшей группы с задержкой психического развития. Тема: «Путешествие за ценными находками»

Конспект разработан с учетом возрастных особенностей детей с задержкой психического развития,...

План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Осенние узоры"

Совместная  деятельность обогащает представления детей об изменениях в природе осенью, приобщает к художественному слову, знакомит с народным творчеством "Хохломская роспись", учит рабо...