Методическая разработка обследования пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Велимеева Раиса Адилевна

Настоящее обследование дополняет общую картину речевого развития ребенка-дошкольника и помогает корректировать работу, направленную на устранение общего недоразвития речи (II, III уровня). Обследование проводится в начале, середине и конце учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns-portal_publikatsiya_metod_razrabotka_2021_.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Настоящее обследование дополняет общую картину речевого развития ребенка-дошкольника и помогает корректировать работу, направленную на устранение общего недоразвития речи (II, III уровня). Обследование проводится в начале, середине и конце учебного года.

Может быть рекомендована учителям-логопедам, дефектологам, психологам.

В работах, освещающих проблему формирования пространственных отношений у нормально развивающихся детей дошкольного возраста, отмечается, что именно в этот период интенсивно развиваются пространственные представления и понятия. Развитие пространственной ориентировки происходит неразрывно с развитием речи, а также неречевых функций. Недоразвитие высших психических функций сказывается на уровне пространственных представлений. Следует отметить недоразвитие неречевых функций у детей с общим недоразвитием речи (ОНР). 

Уровень сформированности пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития ребёнка и его готовности к школьному обучению. Недоразвитие пространственной функции является одной из причин, вызывающих затруднения в овладении навыками чтения, письма и счёта. Следовательно, коррекции данного недостатка должно быть отведено большое место в работе с детьми с общим недоразвитием речи. 

Содержание обследования пространственных

представлений у детей с ОНР

ЗАДАНИЕ 1. «Сделай, как кукла Ваня».

Цель: изучить особенности выполнения ребёнком движений в направлении «от себя», предлагаемые на наглядной модели.

Диагностический материал: мягкая кукла, с помощью которой можно моделировать различные части тела.

Описание: экспериментатор предлагает ребёнку поиграть с куклой Ваней: показывает, как Ваня может наклонить туловище, голову, поднять руки, ноги. Экспериментатор побуждает ребёнка повторять за Ваней движения: наклон туловища вперёд, развести руки в стороны, наклонить голову вперёд, выдвинуть ногу вперёд, попрыгать на двух ногах, на одной ноге и т.д. Взрослый моделирует движения с помощью игрушки, располагая её на столе и, фиксируя, как ребёнок выполняет движения по образцу. Одно движение повторяется два-три раза или последовательно чередуется с другими.

Инструкция: «Посмотри, как Ваня будет делать гимнастику, и делай так же» Далее только показываются движения:

  1. Исходное положение, наклон туловища вперёд;
  2. Исходное положение, руки в стороны;
  3. Исходное положение, наклон головы вперёд;
  4. Исходное положение, наклон головы в одну сторону, затем в другую;
  5. Исходное положение, нога вперёд;
  6. Исходное положение, прыжки на двух ногах;
  7. Исходное положение, прыжки на одной ноге;
  8. Исходное положение, руки в стороны, наклон вперёд;
  9. Исходное положение, нога вверх, руки в стороны.

По результатам выполнения задания выделяются следующие уровни:

Высокий уровень:

  1. ребёнок верно выполняет задание с первого раза без подсказки;
  2. ребёнок выполняет задание чётко;
  3. путается, но сам исправляет ошибку без подсказки;
  4. ребёнок не просит показать движение заново.

Средний уровень:

  1. ребёнок выполняет задание с подсказкой;
  2. исправляет ошибку с подсказкой, после того, как на неё указывает экспериментатор;
  3. некоторые движения просит повторить заново.

Низкий уровень:

  1. ребёнок не может выполнить задания даже с подсказкой;
  2. не исправляет ошибку даже после того, как на неё указывает экспериментатор;
  3. почти все движения просит повторить заново.

ЗАДАНИЕ 2. Представление о перемещении улитки.

(Адаптированный вариант методики Ж. Пиаже «Представление о перемещении черепахи» в интерпретации Н. Ю. Ченцова.)

Используемая модификация отличалась от методики, разработанной Ж. Пиаже тем, что ребёнку требовалось представить расположение улитки, а не черепахи, перемещающейся не по поверхности различных металлических лент, а по внешней поверхности круга, а также тем, что конструирование улитки проводилось не из трёхмерных частей, а из двумерных.

Цель: изучение представлений ребёнка о «перемещении объектов в пространстве»; изучение учёта элементарных топологических отношений «внутри – снаружи».

Диагностический материал: обруч, мягкая игрушка-улитка, три детали плоскостного изображения улитки, 4 круга-символа («1», «2», «3», «4»).

Описание: экспериментатор предлагает ребёнку поиграть с улиткой, представить, как она перемещается по внешней стороне обруча «ползёт по обручу». Затем он просит ребёнка представить расположение улитки при её перемещении по другому обручу в заданных точках («1», «2», «3», «4») и сконструировать её из отдельных частей (голова, раковина, туловище). Улитка-образец при этом постоянно располагается в точке «1»; перемещать её не разрешается. Выполнение задания ребёнком фиксируется взрослым на отдельных листах.

Инструкция: «Это улитка. Она ползёт по кругу. Покажи, как она ползёт по кругу. А теперь посмотри: улитка стоит наверху обруча и смотрит на тебя. Покажи, где расположится улитка на обруче, если она встанет вот сюда, на этот кружок. Составь улитку из частей. Вот они». (Выполнение задания ребёнком.) Теперь посмотри вот на этот кружок на обруче. Переставь и улитку сюда. Составь её из частей. (Выполнение задания ребёнком.) Теперь кружок оказался здесь. Переставь и улитку сюда. Составь её из частей. (Выполнение задания ребёнком.) Улитка вернулась на своё прежнее место, как на том обруче. (Взрослый делает указательный жест в сторону обруча.) Составь её из частей на том месте, где теперь кружок. (Выполнение задания ребёнком.)

По результатам выполнения задания выделяются следующие уровни:

Высокий уровень:

  1. ребёнок выполняет задание верно и без подсказок;
  2. допущенные ошибки ребёнок исправляет сам, без указательных слов экспериментатора («Ты уверен?», «Подумай!»);
  3. ребёнок понимает задание с первого раза.

Средний уровень:

  1. ребёнок выполняет задание верно после указательных слов экспериментатора;
  2. ребёнок нуждается в подсказках в незначительной степени;
  3. ребёнку нужны некоторые уточнения задания.

Низкий уровень:

  1. ребёнок выполняет неверно задание даже после указательных слов экспериментатора;
  2. ребёнок значительно нуждается в подсказках, после которых он верно,
  3. не без помощи, выполняет задание;
  4. ребёнку нужно разъяснение задания;
  5. если ребёнок вообще (даже после подсказок) неверно выполняет задание.

ЗАДАНИЕ 3. Представление о круговом порядке.

(Адаптированный вариант методики Ж. Пиаже «Представление о круговом порядке».)

Цель: изучение представлений о «сохранении» кругового порядка элементов, топологических пространственных отношений («внутри – снаружи» и «соседство – разделённость»).

Диагностический материал: круг №1 с изображениями шести различных фигур в шести точках по окружности, пустой круг (круг №2), шесть фигур, идентичных тем, что расставлены в круге №1.

Описание: экспериментатор предлагает ребёнку определить расположение шести фигур, размещённых по кругу, после поворота этого круга на 180°. Экспериментатор демонстрирует ребёнку круг-образец с расположенными на нём фигурами и пустой круг; ставит на пустой круг в точку «а» такую же фигуру, как и на круге №1, поворачивает круг на 180° таким образом, чтобы фигура «а» перешла на место фигуры «г». Ребёнку предлагается расставить другие фигуры в том же порядке, что и в круге-образце, учитывает изменение из расположения (соответствующая фигура выбирается из набора).

Инструкция: «Посмотри, как расположены фигуры в круге. Я даю тебе такие же фигуры и пустой круг. На нём я поставлю такие же фигуры вот сюда. (Действия экспериментатора.) Теперь я поверну круг вот так, а ты представь, как стояли бы фигуры в круге, если я его не повернула бы. Поставь остальные фигуры в круге».

По результатам проверки задания выделяют следующие уровни:

Высокий уровень:

  1. ребёнок верно выполняет задание;
  2. ребёнок выполняет задание самостоятельно;
  3. допущенные ошибки исправляются ребенком самостоятельно;
  4. ребёнок с первого раза понимает задание;
  5. ребёнку не требуются подсказки.

Средний уровень:

  1. ребёнок верно выполняет задание, но с помощью экспериментатора;
  2. ребёнку требуются некоторые разъяснения задания;
  3. ребёнку требуются некоторые подсказки экспериментатора.

Низкий уровень:

  1. ребёнок неверно выполняет задание даже с помощью экспериментатора;
  2. ребёнок верно выполняет задание, но со значительными подсказками экспериментатора (т.е. требуется серьёзная помощь);
  3. ребёнок понимает задание не с первого раза, т.е. требуются значительные разъяснения задания.

ЗАДАНИЕ 4. Определение наклонов воды.

(Адаптированная методика Ж.Пиаже «Определение наклонов воды»).

Цель: исследовать развитие представлений о системе координат (о горизонтали) у ребёнка и способности использовать поверхность стола в качестве системы отсчёта.

Диагностический материал: бутыль, заполненная на четверть водой, стандартные бланки с рисунками бутыли в 4-х положениях относительно стола, карандаш.

Описание: экспериментатор демонстрирует ребёнку бутыль, заполненную на четверть водой. Ребёнок должен определить, как будет располагаться вода при различных наклонах бутыли и изобразить наклоны воды на стандартных бланках.

Инструкция: «Посмотри на бутылку и скажи, что в ней налито. (Вода.) Когда я наклоняю бутыль, переворачиваю её, вода остаётся в бутылке, крышка плотно закрыта. Вот тебе лист бумаги, покажи, как будет располагаться вода в каждой из бутылей. Нарисуй её».

По результатам выполнения задания выделяют следующие уровни:

Высокий уровень:

  1. ребёнок верно выполняет задание;
  2. ребёнок выполняет задание самостоятельно;
  3. ребёнок с первого раза понимает задание;
  4. ребёнок располагает в бутыли заданное количество воды, а не большее и не меньшее;
  5. ошибки исправляет самостоятельно.

Средний уровень:

  1. ребёнок верно выполняет задание, но ему требуются некоторые подсказки;
  2. ребёнок по большей части справляется самостоятельно;
  3. верно изображает расположение воды в 3-х бутылях;
  4. ребёнок не с первого раза понимает задание;
  5. ребёнок верно располагает не заданное количество воды, а большее или меньшее. После подсказки исправляет количество воды на заданное.

Низкий уровень:

  1. ребёнок неверно выполняет задание, даже после подсказки экспериментатора;
  2. ребёнок не с первого раза понимает задание и ему требуются значительные разъяснения;
  3. ребёнок располагает не заданное количество воды, а большее, и после подсказки не исправляет свою ошибку;
  4. самостоятельно выполнить задание не может;
  5. верно изображает положение воды в одной и менее бутылях.

ЗАДАНИЕ 5. Владение представлениями о времени.

(«Разрезные картинки».)

Цель: изучение представлений ребёнка о временах года на основе изображения деревьев; изучение особенностей представлений «часть – целое» и особенностей конструктивного праксиса ребёнка на основе работы с разрезными картинками.

Диагностический материал: 4 картинки, разрезанные на четыре части, на которых последовательно изображено дерево весной, летом, осенью и зимой.

Описание: Педагог предлагает ребёнку четыре картинки, разрезанные на четыре части, на которых последовательно изображено дерево весной, летом, осенью и зимой, и просит сложить картинки. Если ребёнок не справляется с заданием, то взрослый показывает ему, как сложить первую картинку, затем составляет две детали второй картинки, далее ребёнок выполняет задание самостоятельно. Если он по каким-то причинам не приступает к заданию или не справляется с ним, то всё задание выполняет взрослый.

Инструкция: «Эти картинки перепутались. Попробуй правильно сложить их». (Выполнение задания ребенком.) «Какое время года изображено на картинках?» Или педагог просит показать, на какой картинке нарисовано дерево летом (зимой, весной и осенью).

По результатам проверки задания выделяют следующие уровни:

Высокий уровень:

  1. ребёнок верно выполняет задание;
  2. ребёнок выполняет задание самостоятельно;
  3. допущенные ошибки исправляются ребенком самостоятельно;
  4. ребёнок с первого раза понимает задание;
  5. ребёнку не требуются подсказки.

Средний уровень:

  1. ребёнок верно выполняет задание, но с помощью экспериментатора;
  2. ребёнку требуются некоторые разъяснения задания;
  3. ребёнку требуются некоторые подсказки экспериментатора.

Низкий уровень:

  1. ребёнок неверно выполняет задание даже с помощью экспериментатора;
  2. ребёнок верно выполняет задание, но со значительными подсказками экспериментатора (т.е. требуется серьёзная помощь);
  3. ребёнок понимает задание не с первого раза, т.е. требуются значительные разъяснения задания.

ЗАДАНИЕ 6. Владение представлениями о времени.

(«Нелепицы», на основе диагностического материала С.Д.Забрамной.)

Цель: изучение представлений ребёнка о временах года и их характерных признаках; особенностей восприятия задания на основе зрительного образца и словесной инструкции; особенностей развития наглядно-образного мышления.

Диагностический материал: две картинки-нелепицы, на которых изображены контрастные времена года («Зима» и «Лето»).

Описание: экспериментатор предлагает ребёнку по очереди рассмотреть две картинки и сказать, какое время года на ней изображено, а также отметить, что художник нарисовал правильно,  какие ошибки он допустил. Потом педагог просит ребёнка назвать те элементы изображения, которые не соответствуют времени года, и объяснить, почему он так считает.

Инструкция: «Посмотри, какое время года изображено на картинке. Что художник нарисовал неправильно? Почему? Что художник изобразил правильно? Почему?» То же самое со второй картинкой.

По результатам проверки задания выделяют следующие уровни:

Высокий уровень:

  1. ребёнок верно выполняет задание;
  2. ребёнок выполняет задание самостоятельно;
  3. допущенные ошибки исправляются ребенком самостоятельно;
  4. ребёнок с первого раза понимает задание;
  5. ребёнку не требуются подсказки.

Средний уровень:

  1. ребёнок верно выполняет задание, но с помощью экспериментатора;
  2. ребёнку требуются некоторые разъяснения задания;
  3. ребёнку требуются некоторые подсказки экспериментатора.

Низкий уровень:

  1. ребёнок неверно выполняет задание даже с помощью экспериментатора;
  2. ребёнок верно выполняет задание, но со значительными подсказками экспериментатора (т.е. требуется серьёзная помощь);
  3. ребёнок понимает задание не с первого раза, т.е. требуются значительные разъяснения задания.

Литература

1. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных нарушениях мозга в детском возрасте. Канд. дисс. – М.: 1983.
2. Ченцов Н.Ю., Симерницкая Э.Г., Обухова Л.Ф. Нейропсихологический анализ нарушений пространственных представлений у детей и взрослых. // Вестник Московского университета. Психология.1980. №3.
3. Забрамная С.Д., Боровик О.С. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: ВЛАДОС, 2005.

4. Психолого-педагогическая диагностика. Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Academia, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Методическая разработка "Использование авторских сказок при коррекции зрительно-пространственных функций у детей с общим недоразвитием речи."

Предлагается серия  авторских   сказок с помощью которых можно познакомить детей с макро и микро пространством,  развить зрительно-пространственных функций у дошкольников с тяжелыми реч...

Особенности развития пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.

Проблема изучения пространственных функций имеет большое значение, так как они  наиболее сложны для диагностики и коррекции развития детей с речевыми нарушениями....

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

Развитие пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи.

В статье рассматриваются особенности пространственной ориентировки старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.  Отмечено, что для детей с  (ТНР) особенно важно развитие спосо...

Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

В статье представлен материал по теме "Особенности пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи", список литературы в конце статьи...