Методическая разработка "Использование авторских сказок при коррекции зрительно-пространственных функций у детей с общим недоразвитием речи."
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Машина Наталия Александровна

Предлагается серия  авторских   сказок с помощью которых можно познакомить детей с макро и микро пространством,  развить зрительно-пространственных функций у дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями.

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование  авторских сказок при коррекции зрительно -пространственных функций у детей с общим недоразвитием речи.
пояснительная записка

      Дошкольный  возраст – это важный этап в жизни ребёнка. Это время  можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира.  Дошкольник  очень активен, ему интересен мир, в котором он оказался, и поэтому ребенок пытается действовать и  взаимодействовать с окружающим его миром. Малыш растет и развивается не только физически, у  него формируются, развиваются психические функции, в том числе и  зрительно-пространственные.

       Развитие  зрительно-пространственных функций  имеет большое значение для детей дошкольного возраста, так как дошкольник  учится воспринимать пространство, ориентироваться в нём, учится узнавать, различать, запоминать предметы, форму, цвета окружающего мира, соотносить предметы и их изображения, вычленять знакомые предметы и видеть новые. Развитие зрительно-пространственных функций имеет огромное значение   и   в формировании речевого акта,   в становлении смысловой стороны речи.

      Дошкольный период –  это «время до школы», это время подготовки ребенка к школе. Очень важно не только дать ребенку определенную сумму знаний, умений, сформировать и развить  навыки, но и научить его умело пользоваться  тем, что он уже знает;  научить ребенка соотносить свои желания, потребности с окружающей действительностью, то есть развить его  адаптивные способности.  Адаптироваться в школе, то есть воспользоваться своими знаниями, навыками, ученик сможет, только если он свободно ориентируется в пространстве, владеет основными пространственными понятиями.  Пространственные представления, сформированные у ребенка недостаточно или неточно, напрямую влияют успешность обучения.

       Проблема освоения окружающего пространства и ориентировки в нем особенно остра для детей-логопатов.  Их  зрительно-пространственные, речезрительные функции развиты недостаточно или их развитие находится в зачаточном состоянии. А при недостаточной сформированности зрительного гнозиса и мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, речезрительных функций появляются трудности в усвоении школьной программы.

       Могут наблюдаться такие виды нарушений, как искаженное восприятие и воспроизведение букв (неправильное восприятие и воспроизведение пространственного расположения элементов букв, зеркальное написание букв, не дописывание элементов букв), замены и смешение графически сходных букв. Трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недеференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений могут явиться причиной возникновения оптической дисграфии и дислексии.

     Таким образом,  нарушение или недостаточное развитие зрительного гнозиса, мнезиса,  пространственных представлений у дошкольников  может привести к отставанию в речевом развитии, к недоразвитию познавательной деятельности и впоследствии к большим трудностям  при овладении процессом письма и чтения  в школе.

      Своевременное выявление  недоразвития  зрительно-пространственных функций  дает возможность провести  коррекционную  работу еще в дошкольном возрасте,   используя традиционные приемы и методы работы.

        Так, использование сказки в коррекционной работе с детьми помогают развитию не только речевой активности, связной речи, накоплению и активизации словарного запаса, формированию грамматических категорий языка.  В занятие – сказку  органично включаются игры, упражнения, задания на  развитие связной речи,  грамматических категорий, фонематических процессов, дыхательных  и зрительно-пространственных функций .  

     Дети с различными речевыми нарушениями часто нестабильны в психоэмоциональном отношении, с трудом сосредотачиваются, быстро утомляются, отвлекаются. Использование сказочного сюжета позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия.    

        Интерес детей к сказкам подтолкнул меня к сочинению серии сказочных  историй, где главным героем  стал маленький мальчик с необычным именем  Листик.  Сказки помогут в интересной  для детей форме  познакомить   с микро- и макропространством.

Список авторских сказок используемых на  логопедических занятиях с детьми средней группы.

Месяц

                                      Сказки

октябрь

«Листик и Капелька»

ноябрь

«Осень»

декабрь

«Рисунок»

январь

«Солнце»

февраль

«Волшебный лист бумаги»

март

«Капелька и клеточка»

апрель

«Листик в зоопарке»

май

«Дом»

Предлагаю вашему вниманию две  из восьми сказок.

Цель: Закрепить понятия «правая», «левая» рука, развивать умение ориентироваться в собственном теле.

                                     Сказка  «Листик и Капелька».

       В волшебном городе Листляндии жил-был  мальчик. Его звали Листик.  Листик жил в белом домике с белой крышей, около домика росли белые цветы.  И дорожка, которая вела к домику,  тоже была белой.  
       Листик гулял  в парке. Ему нравилось бродить   по его  дорожкам. Деревья и кусты  казались  волшебными. Легкий ветерок, пролетая около листочков, напевал  песенку. Вот какую песенку напевал ветерок:
 Вдох и на выдохе: «ф-ф-ф-ф!»
 Вдох и на выдохе : «в-в-в-в!»

                                            М.Ю. Картушина

Небо оставалось высоким и голубым. Листик любил смотреть на  голубое небо.
   Вдруг он увидел на небе  точку. Эта точка двигалась и становилась все больше и больше и превратилась в белую тучку.  Тучка  плыла по небу. Она  хотела закрыть собою  солнце.    Но солнце закрыть  нельзя. Тучка этого  не знала.т.к. Тучка была маленькая  Она расстроилась и «расплакалась».    Пошел  теплый дождь.    Листик  никогда не видел, чтобы светило солнце и шел дождь. Он   не знал, что бывают «грибные» дожди.  Шел «грибной» дождь. Капельки летели одна за другой. Они летели стремительно, не сталкиваясь  друг с другом
      Одна капелька упала на левую руку Листика.  Листик остановился, поднял левую руку повыше и стал рассматривать капельку. Она была живой и прозрачной.   Солнечный свет попал на капельку, и та  заблестела всеми цветами радуги. Листику очень понравилась капелька. Он боялся, что она соскользнет с руки, поэтому осторожно шел по дорожке парка.  Капелька  задрожала и поползла вниз по левой  руке, Листик быстро подставил свою правую руку. Капелька прыгнула и очутилась на правой руке мальчика.  Листик со всеми осторожно и неторопливо  дошел до дома.                                                                                     Около дома крутилась соседская собака. Увидев Листика,  собака радостно  бросилась к мальчику,  пытаясь лизнуть его. Листик отвлекся на собаку и не заметил, как капелька соскользнула с правой руки. Листик расстроился.  Ему  стало очень грустно, как будто бы он  потерял друга. Грустный  Листик присел на скамейку и услышал: «Кап-кап!»  Мальчик посмотрел на зеленую траву, которая росла у дорожки….. на травинке блестела капелька. Это была его капелька.   Она упала, но не разбилась.  Листику  показалось, что она ему улыбается, и он улыбнулся ей.

Вопросы:

  1. Как звали мальчика?
  2. Где жил мальчик?
  3. Что случилось с Листиком?
  4. На какую   руку упала капелька?
  5. На какую  руку сползла капелька?

      6.   Покажи правую (левую) руку.                

Пальчиковая игра «Это ручка правая»

(Взрослый предлагает поиграть в игру)

Где же, наши ручки,  (ручки спрятать за спинку)

Где же наши ручки,

Вот наши ручки,            (показать ручки)

Вот такие ручки.

Где же, наши ручки,  (ручки спрятать за спинку)

Где же наши ручки,

Это ручка правая,  (показать правую ручку)

Это ручка левая     (показать левую ручку)

 (Аналогично можно поиграть,   называя другие части тела и лица)

                                                        Сказка «Осень».

Цель: Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги; учить находить верхнюю часть листа, правый, левый верхний угол (стороны).  Закрепить понятие «центр», «середина» листа,  «правый верхний угол», «левый верхний угол».

           Осень.   Осень – это такое время года, когда солнышко все реже и реже показывается на небе,  сильный ветер пытается сорвать с деревьев последние листочки,  по небу плывут тяжелые серые тучи, готовые  вот-вот   пролиться дождем.  Вот в такой  пасмурный день Листик сидел дома на диване, болтал ногами.  Ему  было очень грустно.                            Вдруг он услышал  какой-то шум.  Мальчик посмотрел в сторону стола и увидел…. То,  что увидел Листик на столе,  его очень изумило, он даже подумал, что  ему это снится. Листик ущипнул себя за руку и почувствовал свой щипок, значит,  он не спит и все, что он видит, действительно происходит.   На столе стояла маленькая  толи девочка, толи куколка в синем платье. У неё на голове красовался  бант.  
-  Ты кто? – спросил Листик.
-  Я, Капелька!- ответила девочка.  
-  Какая Капелька? Откуда? Как ты здесь появилась? – удивленно спросил Листик.
- Ты меня нарисовал –  весело ответила  Капелька.                              

   Листик вспомнил, что вчера рисовал дождь.  Мальчик взял свой рисунок и  увидел белое пятно в центре листа.  Капельки, которую он нарисовал по середине листа  первой  - нет.  

- Так это ты? – спросил Листик.

- Да, это я! - сказала  Капелька.

- А что ты делаешь на столе?

- Мне скучно.  Давай поиграем?-  предложила Капелька.

- В какую игру  ты хочешь поиграть? - спросил Листик.

-  Давай я буду прятаться, а ты будешь меня искать?- сказал Капелька.

  Листик закрыл глаза и стал громко считать до десяти.  Произнося цифру «десять» Листик открыл глаза,  осмотрел комнату.  Потом он залез  под шкаф и диван, посмотрел под стол, заглянул за занавеску, открыл книжный шкаф, но Капельки нигде не было.  Листик позвал свою новую знакомую:

- Капелька, где ты? Отзовись!

- Я   сижу  в середине листка! – отозвалась Капелька.

- Какая ты хитрая! Я тебя не заметил.  Давай еще раз поиграем. Прячься.- предложил Листик.

Листик закрыл глаза, стал  считать до десяти.  В это время  Капелька искала место, где бы она могла спрятаться. Она   очень проворно перекатывалась по верхней части  листа.  Сначала Капелька спряталась в  правом верхнем углу, но посмотрев  в другую сторону…  Левый верхний угол, показался ей  более удачным местом,  и она спряталась в левом верхнем углу.

  Умный Листик открыл глаза и   бросился к столу. Листик посмотрел  на лист и обнаружил Капельку,  сидевшую в левом верхнем углу.

- Нашел, нашел! – закричал Листик.

-  Ну, я так не играю. Ты меня так быстро нашел. – капризно сказала Капелька.

 - Не расстраивайся.  Закрой глаза.

Капелька закрыла глаза, и Листик надел ей на правую руку браслетик.

- А теперь открывай глаза – сказал Листик.

Капелька открыла глаза и увидела на руке браслет.

-Ой! Он такой красивый! Спасибо! – воскликнула Капелька.

Капелька улыбнулась Листику….

  Вопросы:

  1. Кто пришел к Листику  в гости?
  2. Как играли Капелька и Листик?

  3. Покажите правый (левый)  верхний угол.

   Список используемой литературы
 Ананьев Б.Г. Пространственное различение  Л. 1955, с 72.
 Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей.  - М. 1964.
 Александрова Н.Ш. Алексия в структуре зрительно-гностических расстройств у больных  с очаговым поражениями головного мозга. -  М., 1980.
  Барановский Е.Я., Голубова Р.А. О некоторых механизмах  зеркального письма. ||   Высшая нервная деятельность. № 5, 1952
 Бельтюков В.И. Пути исследования механизма развития речи. || Дефектология  № 8, 1984
Быстрова Г.А. Логосказки. Спб., 2001
Ивановская О. Г. Читаем сказки с логопедом. Спб., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе развития психических функций у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательног...

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.

В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...

Организация коррекционной работы по развитию моторных функций у детей с общим недоразвитием речи.

Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в специальных упражнениях для развития общей моторики, для улучшения координации движений, выработки чувства ритма, преодоления моторной неловкости....

Использование экспериментально-исследовательской деятельности при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема ...

Схема диагностики речевых и неречевых функций у детей с общим недоразвитием речи, обусловленным дизартрией

В данной методической разработке представлен материал,определяющий направления коррекционной работы с детьми с осложненным вариантом общего недоразвития речи, а также описана технология работы по осущ...