Развитие в условиях зрительной депривации тактильных ощущений и восприятия
презентация по коррекционной педагогике

Савицкая Оксана Сергеевна
Совершенно очевидно, что зрительная депривация обуславливает серьёзные потери в области чувственного познания, влияет на развитие психики и её проявления. Поэтому важно в период дошкольного детства научить детей правильно выделять важные, существенные признаки и свойства. Необходимо сформировать точные и реальные представления об окружающем. Если эти представления не будут сформированы в дошкольном возрасте, не будут иметь целостный характер, то процесс обучения в школе слабовидящего ребёнка будет сильно затруднён.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Савицкая Оксана Сергеевна Группа 10/ 20 2021 Развитие в условиях зрительной депривации тактильных ощущений и восприятия Институт специальной педагогики и психологии имени Рауля Валленберга

Слайд 2

Роль зрения – 90% отражательная функция . Через зрительную систему человек получает более 80 % информации о внешнем мире . Восприятие –психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей. Зрительная депривация – это частичное или полное лишение ребенка зрительных потребностей . Роль зрения

Слайд 3

1 . Слепые ( незрячие): - Тотально слепые (острота зрения от 0 до 0,005). Отсутствует светоощущение и цветоразличение. Ведущий анализатор тактильно-кинестетический. - Лица с остаточным зрением : «практическая слепота» (острота зрения от 0,005 до 0,04). Есть светоощущение и цветоразличение. Ведущий анализатор 50/50 тактильно-кинестетический/зрительный. 2. Слабовидящие (острота 0,05 – 0,4). Ведущий анализатор – зрительный. По времени приобретения дефекта: • Слепорожденные — дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет, не имеющие зрительных представлений. • Поздноослепшие — лица, утратившие зрение в более старшем возрасте. Классификация по степени тяжести:

Слайд 4

Особенности восприятия : фрагментарность схематизм низкий уровень обобщенности вербализм (за словом нет образа) суженный круг представлений низкая ориентировка при выполнении предметно-практических действий обеднение эмоциональной сферы замедленность зрительно-пространственной ориентировки низкий уровень познавательной деятельности

Слайд 5

В период дошкольного детства научить детей , правильно выделять важные, существенные признаки и свойства. В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). ВАЖНО:

Слайд 6

Многие дети с нарушениями зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев рук. Движения носят нечеткий, неловкий характер. Вследствие малой двигательной активности мышц рук оказываются вялыми или слишком напряженными. По выражению И.М. Сеченова , зрение слепому заменяет именно рука , которая дает представления и знания о предметах, кроме цвета и видения вдаль.

Слайд 7

1. Развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов; 2. Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов 3. Формирование осязательного обследования и восприятия предметов; 4. Формирование навыков использования осязания в процессе продуктивной деятельности; 5. Формирование умений использовать осязание в процессе игровой и бытовой деятельности. Приёмы тактильного (осязательного) обследования предметов окружающего мира :

Слайд 8

Для развития тактильной чувствительности у детей с нарушениями зрения необходима предметно-пространственная развивающая среда , включающая разнообразные материалы . Гармоничность сочетания разных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения , но и создают особый эмоциональный настрой . Организация предметно-развивающей среды

Слайд 9

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” ( В.А. Сухомлинский ). Дидактические игры играют большую роль в развитии тактильных ощущений и восприятия. Формы и методы:

Слайд 10

Благодарю за внимание

Слайд 11

1. Ананьев, Б.Г. Развитие тактильной чувствительности / Б.Г.Ананьев. – М.:Просвещение , 1985. 2. А. В. Запорожец, Л. А. Венгер , В. П. Зинченко, А. Г. Рузская Восприятие и действие / Под ред. Запорожец А. В. // М.: Просвещение. 1967. 3. Григорьева, Л.П., Бердянская М.Э. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. 4 . Мясникова , Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения / Л.В.Мясникова . – Саратов, 2006. 5 . Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. — М. : Город, 1998. 6 . Ремезова Л. А., Лапшина Т. В., Касаткина С. Н., Юрлина О. Ф. Развитие осязательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения: Монография. // Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. 7 . Юрлина , О. Ф. Развитие осязательного восприятия как компенсаторного компонента у детей с нарушением зрения / О. Ф. Юрлина . // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар . науч . конф . (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук через тактильные ощущения.

В рекомендациях рассказано об играх и упражнениях для мелкой моторики рук , которые могут использовать родители в своей совместной деятельности с детьми....

Проект на развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Озорные пальчики».

Проект «Озорные  пальчики» предназначен для работы с детьми  дошкольного   возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образов...

Использование игрового оборудования по развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений в детском саду

Игровое оборудование по развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений в детском саду...

Презентация "Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений"

Цель данного пособия - способствовать развитию у детей зрительного, сенсорного и тактильного восприятия. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь. Сначала всё должно проис...

Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики рук через тактильные ощущения "

Развитие мелкой моторики рук через тактильные ощущения...

Пособие для развития сенсорного восприятия и тактильных ощущений «Нарядная ёлочка».

Пособие предназначено на формирование  восприятия у дошкольников младшего возраста и детей с ОВЗ двух сенсорных эталонов (форма и цвет). А также, направлено на развитие мелкой моторики пальцев ру...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук через тактильные ощущения"

Развитие мелкой моторики рук через тактильные ощущения...