Применение нестандартного музыкального оборудования в процессе музицирования с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Раскрывается необходимость нестандартного подхода к развитию детей с ОВЗ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №32 «Дружные ребята» Старооскольского городского округа

Применение нестандартного  музыкального оборудования в процессе музицирования с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Музыкальный руководитель: Чеснакова Ю.Ю.

                                                          Музыкальный руководитель: Мех.Т.Н.

г.Старый Оскол

2018г

Применение нестандартного  музыкального оборудования в процессе музицирования с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Главной задачей музыкального воспитания – является развитие

эмоциональной отзывчивости, привитие интереса к музыке.

Наш детский сад посещают дети с ОВЗ, имеющие нарушение зрения. Нарушение зрительных функций влечёт за собой отклонения в речевой, двигательной и психической сферах. Поэтому в детском саду ведётся целенаправленная всесторонняя  коррекционная работа. В том числе и по музыкальному воспитанию.

 Занятия музыкой со слабовидящими детьми благотворно влияют на их общее развитие, вызывают у детей радость, интерес, помогают преодолевать отрицательные переживания, обусловленные нарушением зрения.

В своей работе мы используем  методику «Элементарное музицирование» К.Орфа. Её основной принцип: музыка понимается телом, а не рассудком. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её  мышцами, связками, дыханием, что в первую очередь необходимо детям, имеющим патологию зрения.

У детей с нарушением зрения, слуховое восприятие является важным средством психического развития, поэтому его необходимо всячески оберегать и развивать. Развитие слухового восприятия у детей с нарушением зрения средствами элементарного музицирования  благодатная почва. Ведь элементарная музыка - это игра звуками музыкальных инструментов человеческого тела, шумами предметного мира и природы из которых рождает музыка. Знакомство  со звуками окружающего мира начинаем  в старшей группе. У детей младшего возраста соотносимость звуков с предметностью восприятия ещё низка по сравнению с более старшими детьми. Дети познают особое качество стеклянных, металлических, деревянных, шуршащих и других звуков. Удивителен  мир звуков окружающих нас. Его богатство и многообразие  сравнимо лишь с бесконечностью и изменчивостью окружающего предметного мира и мира природы вместе взятых. Это целый звуковой космос, который является неотъемлемой частью нашей жизни. Способы вовлечения ребят в процессы музицирования разнообразны: сказочное повествование, игровые ситуации ролевые игры, игры импровизации, элементы пантомимы, поочерёдное погружение ребёнка в ситуацию зрителя слушателя актёра собеседника придают динамичность интригующую загадочность.

Для музыкальной педагогики, сегодня очевидно, что нельзя идти наперекор природе обращаясь только к логике и игнорируя наглядно образное и эмоциональное восприятие ребёнка, для которого игра  -  фактор постижения действительности. В творческой работе со звуком  дети постигают всё, что происходит с этим звуком во времени. При этом источником звука может стать стакан и бутылка с водой, расчёска с бумагой, пластиковые баночки или металлические крышки.  Способность  понимать через собственное прикосновение, каким может быть звук от  удара, поскрёбывания, поглаживания, потряхивания предмета, постукивания по нему одним пальцем, всей ладошкой. Различение звуков, любование ими - всё это необыкновенно важно для развития тембрового слуха, развивает музыкальность, тонкость слухового восприятия, ассоциативность, что очень важно для слабовидящих детей.       Огромную роль в реализации этих задач играет наличие различных музыкальных инструментов и их использование в процессе работы с детьми. Это треугольники бубны барабаны металлофон и др. Необходимо разнообразить слуховой опыт слабовидящего ребёнка и поэтому наряду с традиционными инструментами мы используем различные виды нестандартного оборудования.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые задания. Нестандартные пособия должны соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, соответствовать возрасту.

Чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, музицировать, пособия должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием.

         Оборудование должно быть доступным, многофункциональным, привлекательным для детей, удобным в уборке и хранении.

  Родители - наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в досугах и развлечениях, помогают в оформлении зала, изготавливают самодельные музыкальные инструменты.

Материал, использующийся для изготовления «инструментов-самоделок»: береста, бубенчики, бумага (гофрированная, самоклеющаяся, оберточная, картон), деревянные палочки, карандаши (цветные, простые), фломастеры, клей, наполнитель (крупа, горох, камешки), палочки от флажков, скорлупа (фисташек, грецких орехов), спичечные коробки, скотч, ткань и многое другое.

         Дети очень любят играть на таких инструментах. Во-первых, они необычны, во-вторых, дети изготавливают их сами в детском саду или дома с помощью родителей, в-третьих, дети сами находят атрибуты для изготовления таких инструментов. Дети сами придумывают названия этим инструментам по тембру их звучания или по способу игры на них: шумелки, звенелки, «ветерок», «дождик», бурчалки, фырчалки и тому подобное. Инструменты-самоделки помогают поддерживать интерес к занятиям в ансамбле. При помощи их необычного звучания мы сочиняем небольшие музыкальные сказки, озвучиваем стихи и песенки.

В процессе игры на инструментах ярко проявляются индивидуальные черты каждого: наличие воли, эмоциональность, сосредоточенность, воображение. Для многих этот вид деятельности помогает раскрыть духовный мир. Преодолеть застенчивость и скованность.

Маракасы из пластмассовых ложек: одноразовые пластмассовые ложки - 2 шт., пластиковое яйцо киндер, любая крупа (в моём случае - чечевица), упаковочная бумага, тесьма или тонкая лента, скотч (тонкий и двухсторонний), ножницы. - и ваше чадо готово танцевать горячие латинские танцы!

 Ксилофон «по-грецки»

Замечательный ксилофон можно сделать из скорлупок грецких орехов, приклеив их на разделочную доску. Конечно, настроить такой инструмент не удастся. Но отрабатывать ловкость рук очень даже можно. Даже попасть молоточком по скорлупке непростая задача.

Шейкер - погремушка - Сделать музыкальный шумовой инструмент можно из внутреннего цилиндра от бумажных полотенец или из картона. Только последние нужно с обоих концов заклеить, чтобы можно было туда что-либо положить. Делают шейкер и из двух одноразовых стаканчиков, склеив их между собой скотчем. Для создания звукового эффекта внутрь ёмкости помещают крупу, песок, мелкие камушки, бисер, дробь, пуговицы. Можно прикрепить к круглым ёмкостям ручки, раскрасить их акриловыми красками. Тогда получаться очень красивые музыкальные шумовые инструменты. своими руками, которые можно соорудить из подручных материалов.

Шуршалки  можно изготовить из различных шуршащих материалов Целлофановые пакеты, гофрированная бумага

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь. 

Барабаны изготавливаются из ведёрок из под майонеза

Из CD дисков можно сделать трещётку.

Из обычных ключей – металлофон.

Хрустальный колокольчик из фужера с отколотой ножкой, которую нужно тщательно зашлифовать и приклеить деревянный язычок.

Трещётки  можно изготовить из пробок от бутылок и прищепок.

        

Нестандартное музыкальное оборудование  не только вносит разнообразие в процесс музицирования и доставляет удовольствие детям, но и способствует качеству образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста

в материале представлены примеры использования  методов ТРИЗ в работе с дошкольниками....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду - актуальная проблема современного дошкольного воспитания. В нашей стране, за последние 5 лет, произошёл ряд событий, определяющи...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависитего будущее процветание.Во всех существующих программах воспитания и...

«Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»

Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здоровьесберегающая технология, направленная  на сохранение и укрепление психолог...

Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)

МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо...

Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста

Специфика применения педагогических средств в процессе нравственного развития детей старшего дошкольного возраста...

«Использование нетрадиционных музыкальных инструментов в процессе музицирования с детьми старшего дошкольного возраста».

Тема: «Использование нетрадиционных музыкальных инструментов в процессе музицирования с детьми старшего дошкольного возраста»....