"Виды коммуникаций. Практическое применение"
статья по коррекционной педагогике

Еричева Людмила Викторовна

СТАТЬЯ

«Виды коммуникаций. Практическое применение»

Коммуникативные способности

Поиски того, что дает возможность людям вступать в контакт между собой, обмениваться информацией и понимать друг друга, распространять информацию дальше, являются одной из важнейших научных проблем нашего времени.

Для людей с тяжелыми нарушениями эта исследовательская работа принесла значительные плоды, в особенности в области так называемой коммуникации с помощью вспомогательных средств.

Здесь, однако, нужно поговорить о том, на чем основывается коммуникация, о возможностях, лежащих перед «преднамеренной коммуникацией». Такая преднамеренная коммуникация развивается из первичных, не целенаправленных сообщений, в большинстве своем из сообщений о самочувствии.

Это может быть крик, говорящий о недомогании или страхе, или улыбка, выражающая хорошее самочувствие. Только если эти сообщения будут восприняты другим человеком, и на них последует реакция, начнется коммуникация.

Коммуникация — такой комплексный и чрезвычайно сложный для описания процесс между людьми, что полноценное описание едва ли возможно.

 

                                                                                        

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья "Виды коммуникаций"18.35 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Виды коммуникаций. Практическое применение»

Коммуникативные способности

Поиски того, что дает возможность людям вступать в контакт между собой, обмениваться информацией и понимать друг друга, распространять информацию дальше, являются одной из важнейших научных проблем нашего времени.

Для людей с тяжелыми нарушениями эта исследовательская работа принесла значительные плоды, в особенности в области так называемой коммуникации с помощью вспомогательных средств.

Здесь, однако, нужно поговорить о том, на чем основывается коммуникация, о возможностях, лежащих перед «преднамеренной коммуникацией». Такая преднамеренная коммуникация развивается из первичных, не целенаправленных сообщений, в большинстве своем из сообщений о самочувствии.

Это может быть крик, говорящий о недомогании или страхе, или улыбка, выражающая хорошее самочувствие. Только если эти сообщения будут восприняты другим человеком, и на них последует реакция, начнется коммуникация.

Коммуникация — такой комплексный и чрезвычайно сложный для описания процесс между людьми, что полноценное описание едва ли возможно.

Виды коммуникаций:

Визуальная коммуникация

Восприятие информации из написанного текста — это просто прогрессивная форма визуальной коммуникации. Изображения, графики, символы — все это можно назвать также формами визуальной коммуникации. При «чистой» коммуникации между людьми визуальные элементы также имеют большое значение. Совсем маленький ребенок уже внимательно наблюдает за лицом матери или отца, он ориентируется на глаза, на положение бровей, позднее на движения рта; он использует свои зрительные способности, чтобы усвоить мимику и жесты партнера и развить в себе такую же способность.

Тактильная коммуникация

Наш самый ранний коммуникативный опыт непосредственно после рождения носит преимущественно тактильный характер, то есть у младенца есть опыт прикосновений, его держат на руках; опыт одевания и раздевания, купания, кормления, все это происходит при непосредственном телесном контакте и с помощью прикосновений. Но прикосновения также важны в коммуникации и для взрослого человека. Мы передаем друг другу сообщения посредством рукопожатия или теплых объятий через нашу кожу.

Вибрационная коммуникация

Ощущение вибрации — одна из самых ранних и элементарных способностей человека, которой уже на ранней стадии беременности владеет ребенок. Ощущающиеся вибрации сильно и не осознанно влияют на бодрость и настроение человека. Очевидно, что для многих детей с тяжелыми нарушениями в умственном развитии ощущение вибрации очень привлекательно, вибрация оказывает на них более интенсивное влияние, чем просто звуковое воздействие.

Обонятельная коммуникация

Запахи также занимают в коммуникации не меньшее место. Часть нашей ориентации в объектах и людях носит очень сильную эмоциональную окраску из-за нашего восприятия запахов. Так, это влияние запаха незаметно используется при совершении покупок, для расслабления, при поведении в различных ситуациях или ориентации в объектах. Парфюм можно понимать непосредственно и как сигнал в коммуникации. Каждому знакомы ситуации, когда впечатление от запаха может отягощать общение или даже помещать возникнуть коммуникации.

Вкусовая коммуникация

Наше вкусовое восприятие служит нам, как правило, для восприятия информации в отношении съедобных объектов. В раннем детстве прием пищи и коммуникация непосредственно совпадают. Долгое время ребенок познает объекты с помощью рта. Коммуникативные элементы присутствуют и в культуре еды и питья. Одной из самых интенсивных коммуникативных прикосновений является поцелуй, который осуществляется опять же с помощью рта, чтобы сделать отношения ощутимыми.

Термическая коммуникация

Мы обладаем способностью ощущать нашей кожей температуру. Эта наша способность несомненно выдерживает анализ на причастность к коммуникации. Укажем, допустим, на связь таких понятий в языке как «близость» и «тепло», где именно «тепло» как понятие, обозначающее термическое восприятие, используется также и для обозначения эмоциональной привязанности.

Соматическая коммуникация

Как уже установлено, наша способность к коммуникации берет начало в обмене телесными ощущениями. Прикосновение и телесная близость — основополагающие элементы коммуникации матери и ребенка. Важной остается в течение многих лет возможность для ребенка приласкаться к матери, посидеть на коленях или побыть на руках, это придает сил и приносит утешение, или во время баловства с отцом можно почувствовать, как собственно они близки с ребенком. Потребность в нежности относится к основополагающим потребностям человека, и все наше тело при этом играет роль, оно целиком восприимчиво и способно передавать сообщения. Пожалуй, каждый знает, насколько значимой и благотворной может быть такая коммуникация.

Практическое применение

-Давайте посмотрим на практике виды коммуникаций.

Используя предметы в данной коробке (дощечки с мягкой и твердой поверхностью, мяч детский, бутылочки с разными ароматическими маслами, разные конфеты, деревянный и металлический предметы).

- Попробуйте показать нужный вид коммуникаций.

Литература.

 -Базальная стимуляция. Концепт для работы с людьми с тяжелыми нарушениями. Андреас Фрёлих. (перевод с немецкого рабочей группой педагогов ДДИ№4), 2015г.

-Практикум по педагогической психологии. Н.Г.Молодцова-СПб.: Питер, 2007.

                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД с использованием технологии развития визуальной коммуникации с применением метода фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства

НОД с использованием технологии развития визуальной коммуникации с применением метода фасилитированного обсуждения произведений изобразительного искусства ...

Консультация для педагогов. "Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности."

Консультация для педагогов."Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности."Обучению дошкольников началу математики отводится важное место. Это вызван...

Использование сказочных сюжетов в игровых сеансах для стимуляции всех видов коммуникаций у детей с ЗРР

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей имеющих задержку речевого развития. Речевая деятельность, как совокупность процессов понимания и говорения является основой коммун...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию коммуникации посредством применения событийного подхода в подготовительной к школе группе «Космические механики»

Цель: Стимулирование коммуникативной познавательной деятельности детей в различных ситуациях.Задачи:Образовательные:Формировать навыки позитивного общения детей;Формировать у детей чувство единства, с...

Презентация к выступлению из опыта работы Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности

Презентация  к выступлению из опыта работы. "Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности"...