Использование сказочных сюжетов в игровых сеансах для стимуляции всех видов коммуникаций у детей с ЗРР
статья по развитию речи по теме

 Овчар Ольга Николаевна

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей имеющих задержку речевого развития. Речевая деятельность, как совокупность процессов понимания и говорения является основой коммуникации, которая также включает и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения). Дети с ЗРР  часто испытывают затруднения даже  в использовании неречевых коммуникаций, что еще более усугубляет непонимание их сверстниками и не близкими взрослыми. А также может спровоцировать отклонения в формировании их личности (неуверенность в себе, излишнюю стеснительность, повышенную отвлекаемость, агрессивность по отношению к окружающим и др.).  Мы предположили, что наиболее эффективным коррекционно-развивающим средством для активизации всех видов коммуникаций у детей с ЗРР, будет использование в игровых сеансах сказочных сюжетов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование сказочных сюжетов в игровых сеансах  для стимуляции всех видов коммуникаций у детей с ЗРР.

         В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей имеющих задержку речевого развития. Речевая деятельность, как совокупность процессов понимания и говорения является основой коммуникации, которая также включает и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения). Дети с ЗРР  часто испытывают затруднения даже  в использовании неречевых коммуникаций, что еще более усугубляет непонимание их сверстниками и не близкими взрослыми. А также может спровоцировать отклонения в формировании их личности (неуверенность в себе, излишнюю стеснительность, повышенную отвлекаемость, агрессивность по отношению к окружающим и др.).

           Мы предположили, что наиболее эффективным коррекционно-развивающим средством для активизации всех видов коммуникаций у детей с ЗРР, будет использование в игровых сеансах сказочных сюжетов. Сказка занимает важное место в работе с детьми. Сказка для ребенка – это маленькая страна, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая её, и проигрывая вместе с взрослым, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Например, сказка «Репка», «Кораблик» —  учит детей быть добрыми, трудолюбивыми. Сказка «Колобок», «Аленушка и лисичка» — как бы предупреждает ребенка: «Не торопись, малыш (колобок, Аленушка), убегать от родителей в незнакомую тебе жизнь (темный лес). Подожди, не рискуй, наберись опыта!»

Максимальный эффект в реализации возможностей детей раннего возраста достигается тогда, когда обучение проводится в форме игры. Педагоги разыгрывают мини-спектакль с помощью кукол, игрушек и таким образом знакомят детей с содержание сюжета, привлекая их в качестве участников. Дети с готовностью выполняют различные поручения и просьбы персонажей, активно им помогают: предупреждают об опасности, спасают от недругов, переживают за них и всячески помогают.  В ходе такого  игрового сеанса у детей не только обогащается пассивный словарный запас, но и происходит стимуляция всех видов коммуникаций. Это происходит за счет нескольких факторов: во-первых дети настолько увлекаются сюжетом, что начинают чувствовать и вести себя более свободно и уверено; во-вторых, создание проблемных и эмоционально-значимых ситуаций стимулирует как невербальные, так и вербальные комментарии со стороны детей. Также следует отметить, что происходит обогащение просодической стороны речи, ведь герои «говорят» своими голосами, хотя здесь многое зависит от возможностей педагогов: изменять силу, тембр голоса, темп и интонацию при озвучивании персонажей. Если это удается, то отклик детей яркий и  эмоциональный.

Кроме того, в игры-сказки и игры-инсценировки легко и органично включаются задания на формирование  психофизической среды: психогимнастика (покажи как зайка испугался, как волк рассердился, как Алёнушка обрадовалась и т. д.); релаксация (села птичка на веточку расправила крылышки, стала на солнышке греться); голосовые и дыхательные упражнения (дуем на кораблик, сдуваем колобка, кричим в лесу «Ау»); игры и задания на внимание, зрительную память («кто спрятался?», «займи место на …»), пальчиковые и конструктивные игры, создание художественных образов, через продуктивную деятельность. Такое построение игровых сеансов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего сеанса. Такие игры-сказки и игры-инсценировки являются, с одной стороны увлекательным зрелищем для детей, а с другой стороны через активное общение ребенка с героями сказки решаются разноплановые коррекционно-развивающие задачи.

Цель игровых сеансов: Создание оптимальных условий для стимуляции всех видов коммуникаций  у детей с задержкой речевого развития, используя в игровых сеансах сказочные сюжеты.

Задачи

  • Активизировать все виды коммуникаций (речевые и неречевые).
  • Развивать коммуникативные и игровые навыки, способствовать успешной адаптации в коллективе.
  • Развивать интерес к сказкам,  желание сопереживать и   помогать сказочным героям. Побуждать малышей участвовать в инсценировке сказок, эмоционально отзываться на происходящие события.
  • Формировать познавательную  и исследовательскую активность.
  • Развивать общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
  • Формировать навыки продуктивной деятельности (ИЗО-деятельность, лепка, аппликация) в паре со значимым взрослым или всей минигруппой.
  • Повысить родительскую компетенцию, обогатить  родительский опыт.

Структура игрового сеанса:

Игровой сеанс проводится двумя педагогами в детско-родительской группе, наполняемостью от 2 до 4х детей  в возрасте от 2 до 3х лет.

Конспекты игровых сеансов

Игровой сеанс № 1 по мотивам сказки «Колобок»

Цели:1. Побуждать детей эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание сказки.

2. Развивать коммуникативные и игровые навыки.

3. Развивать общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, ловкость.

4. Развивать внимание, наблюдательность, речь.

5. Продолжать учить идентифицировать плоскостные геометрические фигуры (прямоугольники) по цвету, опираясь на зрительное соотнесение.

Оборудование: Иллюстрированная сказка «Колобок», «чудесный мешочек», резиновые колобки, деревянные ложки на каждого; игрушки: зайчик, волк, медведь, лисичка; листы цветного картона по три на каждого (4-х основных цветов); пластилин.

Ход игрового сеанса

Ритуал приветствия: «Клубочек»

Разноцветный наш клубочек,    Очень быстро побежим.

В сказку нас веди, дружочек.    По дорожкам и по кочкам,  

Мы пойдем с тобой гулять,        По оврагам и лесочкам.

Чтобы в сказке побывать.           У пенька остановились,

За тобою поспешим,                    Прямо в сказке очутились.

Педагог рассказывает с показом иллюстраций сказку «Колобок». Дети повторяют показанные педагогом движения.

Жили-были старик со старухой. Вот просит старик: «Испеки мне, старая, колобка». Старуха намела муки (выполняют плавные движения кистями рук к себе), наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки), посолила (собирают пальцы в щепоть, «солят» правой, левой, обеими руками), помешала тесто (круговые движения в разных направлениях правой, левой и обеими руками), слепила колобок.

Педагог предлагает детям достать из «чудесного мешочка» резинового колобка, которого можно одевать на пальчик.

Педагог сопровождает это словами стихотворного текста:

Из «чудесного мешка» мы достали колобка,

Покатай его немножко, а теперь помни в ладошках.

На ладошку положи и немножко остуди. (дуют на него)

Колобок с ладошки «прыг»,

 По дорожке покатился, еле как остановился.

Одевай его на пальчик, кто спешит к нам?

Это зайчик, колобка он хочет съесть. (появляется игрушка зайчик)

- Колобок, колобок я тебя съем.

Ему надо песню спеть.

Дети вместе с педагогом поют песню «колобка» для Зайца.

Дети садятся парами друг напротив друга, и с помощью родителей перекатывают колобков друг другу, несколько раз. А затем складывают их в миску.

Появляется игрушка волк.

- Колобок, колобок я тебя съем.

Педагог просит детей встать и унести колобков подальше от волка (с помощью деревянной ложки). Эти действия сопровождаются песенкой колобка Волку.

Появляется игрушка Медведь.

- Колобок, колобок я тебя съем.

Дети выкладывают дорожку (из прямоугольных листов цветного картона дорожку определенного цвета) и катят по ней своего колобка от медведя. Эти действия сопровождаются песенкой колобка Медведю.

Появляется игрушка Лиса.

- Колобок, колобок я тебя съем.

Дети встают в хоровод и поют песенку колобка для Лисы.

- Хорошая песенка, только стара, я стала, плохо слышу, сядь колобок мне на мордочку, да спой еще разочек. 

Дети поочередно сдувают колобка (помпончик, прикрепленный на ниточке) с мордочки лисы.

Совместно с родителями лепят колобка, катают его по столу, «дразнят» лисичку. Потом оставляют колобков лисичке на блюдечке.

Итог

Ритуал выхода: «Клубочек»

Разноцветный наш клубочек,     В путь дорогу, детвора

Нас веди домой, дружочек.         По дорожкам и по кочкам

Мы чудесно погуляли,                 По оврагам и лесочкам                  

И со всеми поиграли.                    У пенька остановились,              

Нам теперь домой пора,                Снова дома очутились.              

Игровой сеанс №2 по мотивам русской народной сказки «Алёнушка и лисичка»

Цели:1-4 см. сеанс №1.

 5. Продолжать учить различать по внешнему виду муляжи ягод и грибов, сортировать их по разным корзинам.

Оборудование: Книжка с красочно иллюстрированной сказкой; кукольные персонажи и карточки: бабка, дед, Аленушка, ёж, медведь, волк, лисичка, муляжи ягод и грибов, мозаичные элементы красного цвета и мозаичное полотно, пластилин белого или жёлтого цвета.

Ход игрового сеанса

 Ритуал приветствия: «Клубочек»

Педагог говорит детям, что сегодня у них в гостях – сказка про девочку Алёнушку. Рассказывает сказку с демонстрацией иллюстраций в книге.  Затем инсценирует её с помощью персонажей кукольного театра с интерпретацией.  

Пошла Алёнушка с подружками в лес. Ох, они  там и веселились: хороводы водили,  ягоды собирали. Дети с родителями и педагогом водят хоровод «Приходи весна!». Разбрелись подружки по лесу: ягоды, грибы ищут. Вот Алёнушка кустик за кустик, деревце за деревце, да и заблудилась.

Бегала Аленушка по лесу в поисках подружек, и повстречала ёжика. Стала просить его помочь ей ягод набрать, да к деду к бабе отвезти. Но добрый ёжик и говорит: Не смогу тебя я домой отвезти, спина у меня колючая, но выведу тебя на земляничную полянку, ты там много ягод сразу наберешь. Дети помогают ёжику подготовить для Аленушки земляничную поляну (мозаика), чтобы порадовать её. Аленушка благодарит ребят и ежика.

Тут появляется медведь со словами: - Это кто тут в моем лесу хозяйничает? Но когда узнает, что Алёнушка заблудилась, предлагает ей набрать у него грибов и ягод.  Дети собирают и раскладывают, сортируя по корзинам грибы и ягоды. Алёнушка благодарит медведя и ребят.

Появляется серый волк. Узнав, что случилось, предлагает Аленушке отвезти её домой. Аленушка спрашивает у волка: Есть ли у тебя дети? Да - отвечает волк. А голодные ли они?- спрашивает Алёнушка. Волк отвечает: Очень. Педагог показывает, а родители проводят с ребенком пальчиковую игру. Взрослый указательным и большим пальцем  поочерёдно «кусает» ногтевые фаланги ребенка на ударные слоги стиха (от указательного пальца к мизинцу и обратно).

2                   3                  4                       5

Кусается    сильно      голодный  волчонок,

5                   4                  3                       2

Наверное, думает,     это,           зайчонок.  (смена рук)

2                   3                  4                       5  

Ай-ай,     не кусайся,    волчонок,   глупыш.

5                   4                  3                       2                                                

Это          не заяц,      а пальчик,         малыш.

Аленушка прощается с волком.

 А тут и лисичка прибежала. Давай говорит Алёнушка, я тебя к деду к бабе отвезу. Понравилась Аленушке лисичка, она и согласилась.        Вот добралась лисичка с Алёнушкой до дома, постучала хвостом в ворота (тук-тук). Открыли им дед и баба, обрадовались. Не знают, куда лисоньку посадить, чем угостить. Поискали, поискали угощение, да ничего не нашли.

Давайте мы, ребятки, для лисички угощение приготовим, поможем деду, бабе.

Дети совместно с родителями и педагогом  лепят бараночки. Угощают ими лисичку, спасибо ей говорят, за то, что Алёнушку домой вернула. Алёнушка тоже рада, что домой вернулась, к деду и бабе.  Говорит,  не пойду я больше  одна без вас в лес, вместе теперь будем ходить.

Ребята, вспомните, кого Алёнушка в лесу сначала повстречала, правильно ёжика, а потом, да – медведя и т.д. Звери хотят поиграть с вами в прятки. Педагог раскладывает линейно карточки с изображением сказочных героев, называя их и переворачивая изнаночной стороной. Ваня покажи, где спрятался волк, Света – где спрятался ёж? Дети переворачивают карточки и убеждаются в правильности выбора.

Итог

Ритуал выхода: «Клубочек».

Игровой сеанс № 3 по мотивам сказки В.Г. Сутеева «Кораблик».

Цели: 1-4 см сеанс №1

5.Продолжать учить идентифицировать предметы по цвету и форме с опорой на зрительное соотнесение.

6.Развивать зрительную память на линейный ряд в пределах 5 единиц, формировать навык дутья.

Оборудование: Кораблик – скорлупа от кокосового ореха, речка – полотно из ткани, парус – лист зелёной цветной бумаги, игрушки и картинки:  лягушонок, мышонок, муравей, жучок, цыплёнок; лодочки и паруса для шнуровки,  плоскостные фигуры лодочки и паруса из цветного картона 4-х основных цветов, тазик с водой, половинки скорлупки грецкого ореха, зубочистки, треугольники цветной бумаги для паруса.

Ход игрового сеанса.

Ритуал приветствия: «Клубочек»

Педагог рассказывает сначала сказку с опорой на иллюстрации в книге.

Затем организует игру-исценировку сказки с помощью игрушек. Педагог мастерит лодку с парусом с комментариями. Смотрите, какая у нас лодка получилась. Давайте посадим в неё наших друзей. Маша посади в лодку цыплёнка, Паша посади в лодку муравья и т. д. Всех посадили, тогда оправляемся в плаванье.

Дети поочередно катают «друзей» по речке.

Ребята, давайте вы сами  построите лодку с парусом и  тоже покатаете её по нашей реке. Дети пришнуровывают парус к лодке, и катают лодочку по реке.

А ещё можно построит лодку с помощью ладошек, и покатать на ней наших «друзей». Но сначала выберите себе «дружка» из персонажей сказки.

Дети складывают ладошки лодочкой, педагог кладет в них, выбранного «дружка» и дети раскачивают руками в такт стишка.

Ветер, ветер – ветерок!     Нашу лодочку гони,

 Натяни парусок!                Да, дружка, не урони.          

Ребята, выберите себе  лодку и парус (плоскостные фигуры из цветного картона, 4-х основных цветов). Наш ковер превратился в озеро, расположите свою лодочку на нем и запомните её. Когда будет играть весёлая музыка, вы будете плавать, резвиться в воде, а когда музыка затихнет, то займёте место на своей лодочке. (Повторяется 3 раза). Давайте соберем сначала все лодочки, а теперь все паруса.

Садитесь на коврик. Вспомните друзей, которые  отправились на лодочке в плаванье. Они хотят поиграть с вами в прятки. Педагог раскладывает линейно карточки с изображением сказочных героев, называя их и переворачивая изнаночной стороной. Ваня покажи, где спрятался мышонок, Света – где спрятался жучок? Дети переворачивают карточки и убеждаются в правильности выбора.

Дети совместно с педагогом и родителями мастерят лодочки из половинок скорлупок грецкого ореха, зубочистки, цветной бумаги, пластилин и запускают получившиеся лодочки в тазике с водой. Дуют на них.

Итог

Ритуал выхода: «Клубочек»

Можно просто прочесть Ребенку сказку, можно прочесть её с выражением, можно рассказать, импровизируя, а можно сделать сказку своим помощником в личностном и интеллектуальном развитии «особого ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты с использованием сказочных сюжетов в РЭМП

Заюшкина избушка - конспект занятия по математике с использованием сказочных сюжетов. Средняя группа  Цель: Упражнять в порядковом счете, Формировать умения соотносить количе...

Внесение сказочного сюжета в коррекционный процесс при реализации образовательной области «коммуникация»

Данная статья о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала, о новых возможностях работы со сказкой, кото...

Конспект НОД с использованием сказочного сюжета "Маша и Медведь"

Конспект для подготовительной группы по развитию речи....

Игровые сеансы «КРУГ» как средство развития коммуникации детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения

В статье описан игровой сеанс "КРУГ": цель, задачи, особенности, структура.Рекомендуется применять для развития коммуникации детей с ОВЗ и типично развивающихся детей разного возраста в ДОУ, ДОО, цент...

Методическая разработка «Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»

Данный методический материал  позволит  сделать образовательную деятельность более яркой и интересной. Будет полезен как воспитателям, так и инстукторам по ФК....

Нетрадиционное, сюжетно – игровое физкультурное занятие с использованием сказочного сюжета в подготовительной группе «Сказка о Солнечном человечке»

АннотацияНетрадиционное, сюжетно – игровое физкультурное занятие  с использованием сказочного сюжета в подготовительной группе«Сказка о Солнечном человечке»1 . Соверше...

Статья "Использование сказочных сюжетов в экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста".

Сказка в жизни ребенка имеет огромное значение.   Сказка очень близка каждому ребенку, в ней присутствуют простые и понятные для ребенка образы. Ребенок чувствует настроение персонажей, с радость...