Игровые сеансы «КРУГ» как средство развития коммуникации детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

В статье описан игровой сеанс "КРУГ": цель, задачи, особенности, структура.

Рекомендуется применять для развития коммуникации детей с ОВЗ и типично развивающихся детей разного возраста в ДОУ, ДОО, центрах раннего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krug.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые сеансы «КРУГ» как средство развития коммуникации детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения

По статистике каждый восемисотый ребёнок появляется на свет с тяжёлой генетической аномалией – с одной лишней хромосомой, то есть – с синдромом Дауна. Дети с синдромом Дауна – «солнечные дети», также, как и остальные дети они любят играть, веселиться, читать, шалить.

В нашей стране  созданы центры ранней педагогической помощи и осуществляется процесс интегрированного образования таких детей. Многие из них посещают специализированные группы детских садов . Одним из таких детских садов является наш МКДОУ № 109 города Кирова. В детском саду на данный момент две группы комбинированной направленности, которые посещают дети с ОВЗ и типично развивающиеся дети.

Посещая данные группы ребёнок учится вступать во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. В  результате этого процесса у ребёнка с ОВЗ будут формироваться необходимые коммуникативные навыки и умения такие, как : здороваться, прощаться, подавать игрушки или предметы в процессе совместных игр, помогать другим детям (например в процессе совместных игр или выполнения культурно-гигиенических навыков), делиться информацией (например,рассказывать о каком-либо событии или выполненной работе), просить необходимое (например, вещи или игрушки),выражать согласие или несогласие, отказ от предлагаемой деятельности, от помощи взрослого, выражать эмоции.

Одним из средств развития коммуникации детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения являются игровые сеансы «КРУГ», разработанные на основе дидактических мини-кругов Марии Монтессори  с использованием опыта РБОО Центр лечебной педагогики (г.Москва).

На таких групповых сеансах происходит формирование элементарных социальных навыков таких, как положительная реакция на педагога и сверстника в группе.

Главная цель игрового сеанса « КРУГ»  – дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.

          На наших сеансах решаются и общие задачи, которые  направленны на социальное и эмоциональное развитие ребенка, и специфические, то есть те, которые непосредственно связанны с особенностями нарушений в развитии детей, входящих в группу детского сада.

Основные задачи игрового сеанса:

– создание условий для формирования у детей мотивации к коммуникации;

– формирование своего образа «Я» через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;

– стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;

– развитие произвольной регуляции поведения;

– развитие познавательной сферы: зрительного и слухового внимания, восприятия, памяти и др.;

– формирование представлений об окружающем мире; 

- формирование, развитие и активизация активного и пассивного словарного запаса.

Название игрового сеанса « КРУГ» продиктовано расположением его участников. Дети  располагаются кружком на полу, используя для этого круги-подушки. Такое расположение ограничивает на время внешнее пространство, помогая детям сосредоточиться друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет группу, позволяет каждому испытать единство с остальными участниками, почувствовать себя частью группы, не нарушая при этом личного пространства ребенка. Дети и взрослые выступают как равноправные участники группового занятия, все соблюдают очередность, и каждый становится участником игры.

Особенности организации игровых сеансов:

  1. Структура «КРУГа» организована ритмически , то есть используются ритмичные стихи и упражнения.
  2. Структура «КРУГа» остается неизменной:
  • вначале звенит колокольчик;
  • приветствие ( по кругу передаётся предмет, соответствующий времени года (цветочек, листик, снежинка, веточка) с пожеланием доброго утра каждому участнику «КРУГа» поименно);
  • введение в лексическую тему «КРУГа»;
  • логоритмические упражнения в соответствии с текущей лексической темой «КРУГа»( на развитие направленного дыхания; пальчиковая гимнастика; артикуляционные упражнения)
  • малоподвижная игра коммуникативной направленности;
  • завершение «КРУГа» (по кругу передаётся предмет, соответствующий времени года (цветочек, листик, снежинка, веточка) с пожеланием доброго дня каждому участнику «КРУГа» поименно, затем все берутся за руки и говорят: «Мы- молодцы!»).
  1. «КРУГ» начинается в одно и то же время – после утренней гимнастики.
  2. Игровые сеансы эмоционально насыщены, так как педагоги (учитель-логопед,учитель-дефектолог, педагог-психолог, тьютер) постоянно находятся в контакте с детьми, эмоционально комментируют ход «КРУГа», «заражают» своими эмоциями детей.
  3. Педагоги, присутствующие на сеансах « КРУГ», являются равноправными участниками занятия и наравне с детьми выполняют все задания, участвуют в играх; иногда возникает необходимость в помощи ребенку со стороны педагога, сидящего рядом.

Анализируя свой опыт проведения игровых сеансов «КРУГ» можно сделать вывод, что вследствие проводимых сеансову детей с ОВЗ и их типично развивающихся сверстников:

  • формируются коммуникативные навыки;
  • формируется свой образ «Я» через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
  • стимулируется собственная игровая, коммуникативная, речевая активность ребенка;
  • развивается произвольная регуляция поведения;
  • развивается познавательная сфера: зрительное и слуховое внимание, восприятие, память и др.;
  • формируются представления об окружающем мире;
  • формируется, развивается и активизируется активный и пассивный словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Советы родителям при поступлении ребенка в детский сад....

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

В условиях семьи ребенок с первых дней привыкает к определённому режиму, способу вскармливания к микроклимату семейных отношений и установленным способом общения с ним. Постепенно, в соответствии ритм...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Консультация для педагогов "Особенности развития игровых навыков у детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения"

В кнсультации отражены особенности игровой деятельности у разных категорий детей ОВЗ.Даны рекомендации педагогам по развитию игровой деятельности у детей. с ОВЗ....

Игровая деятельность как средство успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

В статье представлена общая характеристика адаптационного периода в раннем дошкольном возрасте, дано понятие адаптации и игры. Определены основные задачи игры в период адаптации детей раннего дошкольн...

Элементы технологии утреннего и вечернего круга, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Ранний возраст — важнейший период в развитии ребёнка, в том числе и развитии речи. Речь не передаётся по наследству, а малыш принимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т. е. овла...