Внесение сказочного сюжета в коррекционный процесс при реализации образовательной области «коммуникация»
консультация по теме

Кудряшова Надежда Дмитриевна

Данная статья о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала, о новых возможностях работы со сказкой, которая является не только культурологическим феноменом, но и феноменом психологическим, формой духовного опыта человечества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внесение сказочного сюжета в коррекционный процесс при реализации образовательной области «коммуникация»

 На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Ключевым методом  для развития коммуникативных навыков,  активно разрабатываемым психологами в последнее время, и применяемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста  является сказочный сюжет.

Использование сказок   поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности метода. Ощутимо повышается познавательный интерес,  развивается воображение, внимание, мышление, речь и память. 

Достоинство и привилегии данного метода заключаются в том, что наше воздействие на детей облачено в сказочные одежды, у детей не возникает ощущения давления.

Сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, учатся четко выражать свою мысль. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.

Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством в работе с детьми старшего дошкольного возраста. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева.

Концепция использования сказки в воспитательной работе разработана российскими учеными: Л.Б. Фесюковой, Л.Д. Коротковой, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и др.

 Использование различных форм работы со сказкой позволяет повышать  мыслительную и эмоциональную активность, снимать физическую и психическую напряженность, совершенствовать речевые навыки, способствовать развитию психических процессов и творческих способностей у детей.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе остается актуальным вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала. Это связано с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. 

Погружение в сказку предоставляет возможность не просто приобрести новые знания, а непосредственно прочувствовать, осознать  значимость того или иного события; примерить на себя образ героя сюжета.

Грамотный подбор формы работы со сказкой во многом определяет ее эффективность. Важно изначально определить поставленную цель. Так, например, изготовление кукол для сказки позволяет ребенку почувствовать себя волшебником, который заставляет двигаться неподвижную куклу так, как считает нужным. Ребенок, общаясь с куклой, проявляет те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам он не может или не позволяет себе проявить.

 Живыми персонажами могут становиться и пальчики малыша во время различных пальчиковых игр. Пальчиковые игры создают условия для развития мелкой моторики рук, но не только. Дети, находясь в сказке, изображают животных, положительных героев и злодеев, отыгрывают свои проблемы. 

Развитию творчества способствует изготовление и рисование объемными «волшебными красками». В процессе изготовления  краски и подбора цвета по своему желанию и внутреннему состоянию дети получают возможность выплеснуть накопившиеся эмоции. В ходе рисования полученными красками возможна  организация придумывания истории, сказки об изображенных существах и мирах, что пробудит фантазию, и будет способствовать обогащению словаря дошкольника.

Формированию осознанного, гармоничного выбора способов жизни помогает решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром.

Пример задачи: чтобы попасть на волшебную поляну, нужно пройти через волшебный лес. Он такой большой, что его не обойти, а когда подходишь к нему, то он встает стеной. Как попасть на волшебную поляну?

Как сказочные задания, так и ответы детей могут быть разными. Задания направлены на то, чтобы не повторять ответы товарищей. Поначалу дети теряются в ситуации выбора, затем их ответы становились не похожими на ответы друзей. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть, учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций при разыгрывании этюдов, эпизодов сказки. Участие в такой деятельности учит выразительному изображению отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.

Сочинение сказок и историй является эффективным приемом работы с речевыми и поведенческими нарушениями. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков, умения точно передать свой замысел. Всеми этими умениями ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

При обучении детей рассказыванию возможно использование различных приемов: рассказывание новой или известной сказки от третьего  или первого лица, групповое рассказывание сказки, рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения, групповое придумывание сказки, придумывание и рассказывание нарисованной сказки, рассказ новой сказочной истории от лица куклы-персонажа.

Работа со сказками дает хорошие результаты. Дети учатся думать, уважать мнение друзей и прислушиваться к нему, учатся вставать на место другого, и видеть мир с разных сторон. Дошкольники становятся более раскованными, они свободно вступают в контакт со взрослыми и со сверстниками. Учатся фантазировать, сами организовывают игры со сказками, речь становится образной, выразительной.

Литература

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: Речь, 2008. –240 с.
  2. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
  3. Карелина И.О.Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 120 с.
  4. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Эксмо, 2006. – 346 с.
  5. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. 144 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательной области "Коммуникация" в контексте технологии блочно-тематического планирования

Материал был подготовлен для выступления на августовской конференции по теме "ФГТ"...

Логопедические технологии в реализации образовательной области "Коммуникация"

Презентация содержит материалы и иллюстрации логопедических технологий,которые могут быть использованы в рамках реализации образовательной области "Коммуникация" - речевые игры,  лексико-граммати...

Коррекционно-развивающее занятие по образовательной области "Коммуникация"

Подробный конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие на остров Дружбы"...

Конспект НОД в средней группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему: «Искупаем куклу Катю».

Конспект НОД в средней  группе по реализации образовательной области «Коммуникация» на тему: «Искупаем куклу Катю»....

Конспект открытого мероприятия по реализации образовательной области «Коммуникация» «Путешествие в лес» (по программе «Кроха»)

это занятие на развитие речи детей младшей группы, а так же на закрепление знаний  о диких животных....

"Сказка о потерянной дружбе" (Реализация образовательной области коммуникация с учётом интеграции образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура, музыка, познание (ФМП)

«Сказка о потерянной дружбе»Реализация образовательной области коммуникация с учётом интеграции образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы, физическая культура,...