Модели инклюзивной деятельности образовательной организации
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Чайкина Юлия Владимировна

Существует 4 модели инклюзии обучающихся с ОВЗ в общем пространстве в образовательной организации.

1.Постоянная полная инклюзия

2.Постоянная неполная интеграция (инклюзия)

3. Частичная инклюзия.

 4. Эпизодическая (внеурочная) инклюзия

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: «Модели инклюзивной деятельности образовательной организации»

Воспитатель ГБДОУ Детский сад № 4 комбинированного вида

      выборгского района г.Санкт-Петербурга

                                                                   Чайкина Юлия Владимировна

                                                                   2021 год

Существует 4 модели инклюзии обучающихся с ОВЗ в общем пространстве в образовательной организации.

1.Постоянная полная инклюзия (интеграция). Постоянная полная интеграция предполагает обучение ребенка с ОВЗ на равных с нормально развивающимися детьми в одних дошкольных группах и классах. Это значит, что ребёнок находится в классе с обычными учениками постоянно: один или в сопровождении тьютора. Ребёнок проходит программу во время уроков, участвует во внеурочной деятельности, праздниках.

Недостатки полной постоянной инклюзии:

1)Работа педагога с учащимися на уроке одновременно по двум программам. Учитель работает по основной школьной программе с классом и по специальной адаптированной рабочей программе с учащимся с ОВЗ. Уроки, задания и контрольные работы адаптированы под каждого отдельного ученика.

2)Высокие требования к квалификации и уровню профессионализма учителя, который одновременно должен выступать в качестве педагог-дефектолога, а также хорошо владеть технологией дифференцированного обучения. Не все педагоги умеют работать с детьми с нарушениями, поэтому учителя должны проходить специальные курсы повышения квалификации.

3)Трудности организации интегрированного обучения в основном звене, где функцию дефектолога должны взять на себя учителя-предметники. Достаточно сложно организовать качественный процесс, если с учеником работают одновременно несколько учителей. Здесь на помощь должны прийти методические объединения и работа с ребёнком тьютора. Достоинства полной и постоянной интеграции: адаптация и интеграция в социум, но при наличии специально созданных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Общение детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками, воспитание отзывчивости у здоровый детей, полноценное образование детей с ОВЗ.

Существующие барьеры:

-Архитектурная недоступность школ. Чаще всего тот вопрос решается совместно с администрацией школы.

 - Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми. Это далеко не так. Просто детям с ОВЗ нужны другие подходы и специфические способы объяснения информации.

 -Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах.

 -Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.

Подлинная и формальная инклюзия .

Подлинная инклюзия предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Формальная инклюзия является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается.

2.Постоянная неполная интеграция (инклюзия). Постоянная неполная интеграция по мнению Н. Д. Шматко, постоянная неполная интеграция может быть эффективна для тех детей школьного возраста, чей уровень психического развития несколько ниже возрастной нормы, кто нуждается в систематической и значительной коррекционной помощи, но при этом способен в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. Постоянная, но неполная интеграция может быть организована во всех типах образовательных учреждений: в массовых, комбинированного и компенсирующего вида и в массовых школах. Дети с нарушениями интеллекта объединяются с нормально развивающимися детьми в одну дошкольную группу, получившую название «смешанная». В таких случаях ребёнок присутствует не на всех уроках. Такому ребёнку нужно сопровождение и сенсорная комната - место для эмоциональной и психической разгрузки.

3. Частичная инклюзия.

Частичная инклюзия - дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы по включению детей-инвалидов в инклюзивное по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. При частичной и временной интеграции все школьники класса вне зависимости от достигнутого уровня развития объединяются со своими нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера. Смыслом временной интеграции является создание условий для  приобретения начального опыта общения с нормально развивающимися сверстниками. Временная интеграция является, по сути, этапом подготовки к возможной в дальнейшем более совершенной форме интегрированного обучения. Данная модель интеграции может быть реализована в дошкольных учреждениях комбинированного вида, имеющих как группы для нормально развивающихся детей, так и специальные группы, а также в массовых школах, где открыты специальные классы. Общение и взаимодействие детей с ОВЗ и нормально развивающимися обеспечивается в процессе совместных прогулок, подготовки и проведения праздников, развлечений, посещение кружков, участие в спортивных соревнованиях и т. д. характера.

 4. Эпизодическая (внеурочная) инклюзия. Эпизодическая или внеурочная инклюзия – это целенаправленная организация хотя бы минимального социального взаимодействия детей с выраженными нарушениями развития со сверстниками, преодоление тех объективных ограничений в социальном общении, которые создаются в условиях специальных (коррекционных) учреждений. Эпизодическая интеграция может быть рекомендована детям с более глубоким интеллектуальным нарушением, с отягощенной умственной отсталостью, либо имеющим выраженные расстройства поведения. Эпизодическая интеграция предполагает, что воспитанники специальных учреждений практически все время обучаясь отдельно, эпизодически объединяются с детьми из массовых учреждений на определенное время. Социальное взаимодействие обеспечивается: - в лагерях отдыха, -специально организованных походах, праздниках, конкурсах, - при организации и проведении выставок детских работ, - в кружках и др. Модель инклюзии определяется с помощью психолого-медико-социальной комиссии, а также после беседы классного руководителя со специалистами, которые работают с ребёнком и педагогическим коллективом. Очень важно, чтобы рекомендации комиссии не были посредственными: посмотрели-написали заключение. Важно, чтобы специалисты протестировали как можно больше возможностей обучающегося и дали полное, обоснованное заключение. Итоговый выбор останется за Вами. Вы также, будете выбирать, будет обучение ребёнка качественным или формальным. Всегда помните, что в Ваших руках жизнь Вашего ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная подготовка педагогов для работы в инклюзивной дошкольной образовательной организации

Первичным и важнейшим этапом создания образовательной среды  обеспечивающей  доступность, качество образования и социализацию лиц с ОВЗ в дошкольной  образовательной  организации я...

Сопровождение в инклюзивной практике образовательных организаций Российской Федерации

В 1998 году Елена Ивановна Казакова сделала доклад на конференции в Санкт-Петербурге, где определила понятие психолого-медико-педагогического сопровождения и концептуально его описала....

«Лучшая модель управления дошкольной образовательной организацией : развитие образовательных технологий.»

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли родители . Этопредъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену...

Повышение квалификации "Проектирование инклюзивной среды образовательной организации на базе новых педагогических и информационных технологий в рамках ФГОС ООО и ФГОС НОО, ФГОС УО и ФГОС ОВЗ для достижения новых образовательных результатов».

https://sch1985.mskobr.ru/edu-news/2155Учителя и воспитатели нашей школы обучались на курсах повышения квалификации «Проектирование инклюзивной среды образовательной организации на базе новых пе...

Модель деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Определение общего содержания процесса деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связано, главным образо...

Реализация сопровождения в инклюзивной практике образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС

Реализация сопровождения в инклюзивной практике образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС...