Профессиональная подготовка педагогов для работы в инклюзивной дошкольной образовательной организации
консультация на тему

Щербакова Надежда Валерьевна

Первичным и важнейшим этапом создания образовательной среды  обеспечивающей  доступность, качество образования и социализацию лиц с ОВЗ в дошкольной  образовательной  организации является владение педагогическими работниками основными компетенциями необходимыми для создания социальной ситуации развития детей с особыми возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональная подготовка педагогов для работы в  инклюзивной дошкольной образовательной организации

Как известно педагог – ключевая фигура реформирования образования. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер. В «Профессиональном  стандарте  педагога»,  утвержденном  приказом  Министерства  труда  и  социальной  защиты  Российской  Федерации  от  18  октября  2013  г.  идет речь  о  необходимости  овладения  педагогами  современными  образовательными  технологиями,  методиками  обучения  и  воспитания,  знаниями,  умениями  и  навыками  в  целях  обеспечения  инклюзивного  образования  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья  (ОВЗ),  а  также  повышение  социального  статуса  и  престижа  педагогической  профессии.

Инклюзия на этапе дошкольного образования  —  это  попытка  придать  уверенность  в  своих  силах  обучающимся   с  ограниченными  возможностями  здоровья,  тем  самым  мотивируя  их  пойти  учиться  в  школу  вместе  с  другими  детьми. Инклюзивное  образование  начинается  с  понимания  того,  что  ребенок  с  ограниченными  возможностями  имеет  все  те  же  потребности,  что  и  здоровый  ребенок,  плюс  особые  потребности.                    

Первичным и важнейшим этапом создания образовательной среды  обеспечивающей  доступность, качество образования и социализацию лиц с ОВЗ в дошкольной  образовательной  организации является владение педагогическими работниками основными компетенциями необходимыми для создания социальной ситуации развития детей с особыми возможностями здоровья:

  • глубокое и всестороннее  знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей дошкольного возраста  с ОВЗ;
  • знание оптимальных способов организации инклюзивного образования, проектирование образовательного процесса интегрирующего  совместное обучение детей с особыми возможностями здоровья и и детьми, не имеющими нарушений в развитии.
  • моделирование развивающей предметно-пространственной среды и использование ресурсов и возможностей ДОО для успешной социализации и образования детей с ОВЗ;
  • овладение современными способами активного взаимодействия ДОО и семей с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ.

К огромному сожалению в  настоящее время существует дефицит педагогических кадров  имеющих специальную профессиональную подготовку.

Надо отметить, что на практике  даже у педагогов с высоким уровнем знаний и профессионализма, умения оперативно принимать решения и действовать в конкретной педагогической ситуации нередко противостоят психологической неготовности педагога к принятию ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации. Это может стать причиной регулярных профессиональных стрессов, эмоционального истощения и профессионального выгорания педагогов.

Уже сейчас  80% ДОО посещают  дети с ОВЗ, дети-инвалиды. И в дальнейшем запросы населения на получение качественного и доступного дошкольного образования детьми с ОВЗ будут прогрессировать. Нам необходимо удовлетворить данные запросы  в полной мере и в первую очередь обеспечить специальную подготовку педагогических работников способствующую организации успешной социализации и  качественного образования  в соответствии с индивидуальными запросами детей с ОВЗ.

В настоящее время задача по профессиональной подготовке педагогов является главной задачей для дошкольного образовательного учреждения. Необходимо создать условия повышающие профессиональную компетентность педагогов в работе с особыми детьми, спланировать системную  работу направленную на профессиональную готовность педагога к инклюзивной практике, мотивационную готовность к инновационной деятельности, формированию социально-личностных качеств, как обязательного условия профессиональной успешности педагога в инклюзивном образовательном пространстве.

Следует отметить, что в научно-теоретическом плане инклюзивное образование дошкольников с ОВЗ можно признать достаточно проработанным направлением современной образовательной политики. Вместе с тем это одно из самых проблемных направлений формирования единого образовательного пространства в контексте организации и реализации образовательного процесса.

 К числу нерешенных проблем можно отнести:

  • организацию целостной многоуровневой образовательной среды в соответствии с образовательными потребностями и психофизическими возможностями детей с ОВЗ;
  • не проработанность форм  и неустойчивый характер взаимодействия специалистов между собой и родителей в том числе;
  • модификацию образовательного процесса с учетом потребности детей с ОВЗ в индивидуальном  обучении не только на занятиях с учителем-логопедом, дефектологом, но и на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОО;
  • проектирование и мониторинг образовательного процесса педагогами;
  • низкий уровень готовности большого числа педагогов инклюзивного образовательного учреждения к овладению коррекционными технологиями сопровождения детей с ОВЗ;
  • наличие дипломированных педагогов и специалистов, не имеющих профильной специализации инклюзивного образования.

Очевидно, что целенаправленная работа по психолого-педагогическому просвещению педагогов, младших воспитателей поможет успешно организовать деятельность по социализации и образованию детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии и формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...

Методические материалы из опыта моей профессиональной деятельности во взаимодействии с воспитанниками дошкольной образовательной организации.

В данном разделе предложены варианты методических  разработок организованной образовательной деятельности и сценарии проведения совместной деятельнсти с воспитанниками ДОО,...

Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»

Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...

Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена профессиональной адаптиции молодых педагогов дошкольного образования. Автором раскрывается сущность профессиональной адаптиции в условиях современного общества, сформулированы цели и ...