Семинар-тренинг «Психологическое самочувствие педагога»
материал по коррекционной педагогике

Тюрина Оксана Владимировна

Семинар для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края

Семинар-тренинг

«Психологическое самочувствие педагога»

Составитель:

педагог-психолог Тюрина О.В

Кулунда, 2021

      «Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества»

Первостепенные задачи любого дошкольного учреждения - укрепление здоровья и физическое развитие воспитанников, функциональное совершенствование и повышение работоспособности их организма.

Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно — больной воспитатель не может воспитать здоровых детей. Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества.

1. Упражнение «Знакомство»

Цель: Создание положительного настроения, позитивного настроя на работу.

Познакомить участников группы и создать благоприятную групповую атмосферу.

Инструкция: «Задача - назвать свое имя, рассказать историю своего имени (кто назвал, почему?) и назвать качество своего характера, которым гордишься,

2. Ожидание

Цель: определение ожиданий участников встречи.

Ресурсы: горизонтально расположенный ватман, на котором в право нижнем углу картинка пушки, заготовки листочков бумаги округлой формы (ядра)

Психолог: Давайте проведем небольшое упражнение и «зарядим» пушку нашими ожиданиями от сегодняшнего занятия.

Нам необходимо на «ядрах» записать свои ожидания от сегодняшнего занятия. (участники озвучивают ожидания вслух, а тренер или помощник «заряжают пушку ядрами» вклеивая листочки возле пушки. Ожидания могут быть различными: «Хорошо провести время, отдохнуть от работы, узнать новое и т.п.»)

3. Правила

Цель: выработка правил работы на занятии.

Ресурсы: ватман с уже записанными правилами, маркеры, если понадобится дополнить правила.

Психолог: Сегодня на мероприятии мы будем придерживаться следующих правил, внимательно изучите их, если у вас есть дополнения или замечания – говорите, мы их учтем. Вы также можете дополнять наши правила по ходу тренинга (правила зачитываются вслух участниками, можно попросить кратко расшифровать их смысл, психолог вносит изменения правил в текст по желанию участников):

  • Будь активным, есть мнение – выскажи его.
  • Все мнения интересны.
  • Дождись, когда выступающий закончит мысль.
  • Говори только от своего лица.
  • Если информацию ты адресуешь кому-то конкретно, то обращайся напрямую к этому человеку, а не говори о нем в третьем лице
  • Все мысли и события тренинга не повод для обсуждения за пределами группы.
  • Избегай критики при проведении упражнений, хочешь критиковать — дождись обсуждения.

2. Упражнение" Грецкий орех"

Цель: Настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности.

Для проведения этого упражнения ведущий (педагог-психолог) высыпает из мешочка в центре круга грецкие орехи и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать сой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника- найти свой орех.

Первичные известные факторы, влияющие на физическое, психологическое здоровье воспитателя:

  • Огромное эмоциональное напряжение, связанное с ответственностью за жизнь детей;
  • Стабильное напряжение речевого аппарата;
  • Постоянная необходимость переключения внимания;
  • Гиподинамия;
  • Низкая самоорганизованность;
  • Недостаточный уровень психологической культуры;
  • Неудовлетворенность работой;
  • Нестабильное финансовое положение;
  • Личные причины.

Эти факторы, влияющие на психологическое здоровье воспитателя, могут вызвать разлады общего состояния женщины-педагога. Иногда это приводит к эмоциональному, психологическому и профессиональному выгоранию, что влечёт за собой различные заболевания.

Для педагогов с педагогическим стажем 15-20 лет характерны “педагогические кризисы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами.

В начале семидесятых годов XX века ученые обратили внимание на то, что многие люди после нескольких лет работы испытывают состояние, близкое к стрессовому (постоянное утомление, головные боли, бессонница, общее ухудшение здоровья). Работа перестает приносить удовольствие, а напротив, вызывает даже враждебность. У человека появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, и действительно – снижаются конкретные профессиональные достижения, а также выносливость и внимание в целом. Это явление удачно назвали «выгоранием».

4. Тест «Погода в ДОУ»

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

  1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
  2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
  3. Съедаете что-то другое.
  4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Каждый участник выбирает один из четырех вариантов, не сообщая о своем выборе вслух. Психолог выдает каждому карточку с интерпретацией (другие об этом не знают) и предлагает участникам образовать четыре группы (невербально), затем по карточкам проверить эмпатийность.

Упражнение 5. "Звуковая гимнастика" 

Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, психолог рассказывает о правилах. применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Особенностью методики является дыхание: сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха. Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, дает команду всем его клеточкам настроиться на работу, воздействует благотворно на весь организм

  1. Звук «Е» - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения, воздействует на щитовидную железу;
  2. Звук «И» — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
  3. Звук «О»— воздействует на сердце, легкие;
  4. Звук «У» — воздействует на органы, расположенные в области живота;
  5. Звук «Я»— воздействует на работу всего организма;
  6. Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности.
  7. Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе.
  8. Звук «Т» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.
  9. Звук «X»— помогает очищению организма;

Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы. Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, смех помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Большинство людей признаются, что после слез, они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. 

6. Упражнение "Удовольствие"

Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается про ранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.

8. Рефлексия

Психолог: Давайте вернемся к нашим ожиданиям от тренинга. Оправдались ли ожидания? Об этом мы напишем на листочках разной формы. (Участники зачитывают написанное, психолог или помощник прикрепляют в центре листа ватмана, где размещена «заряженная пушка», звездочки, мишки, машинки, зайчики вылетают из пушки, при этом получаем красочный салют).

9. Заключение

Психолог: Спасибо всем за активное участие в работе! Вы молодцы, я попрошу вас улыбнуться участнику, который находится слева от вас, подмигнуть участнику справа. Мы все заслуживаем радостных и дружных аплодисментов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".

Развитие коммуникативной компетенции педагога при общении с родителями...

Семинар- тренинг психолога «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки....

презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".

Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...

Семинар-тренинг "Профилактика эмоционального выгорания педагога"

Предлагаю Вашему вниманию семинар-тренинг...

Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".

Семинар-Тренинг    " Построение  эффективного общения педагога ДОУ с родителями". «Для того чтобы жить среди людей и добиваться от них того, что вам надо, нужн...

Семинар - тренинг «Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»

laquo;Саморегуляция эмоционального состояния педагогов ДОУ»...