Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Перушкина Наталья Викторовна

Формирование  знания о зимующих птицах, умение различать их по внешнему виду, правильно называть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимующие птицы».

( 2я младшая группа №3, учитель – дефектолог Перушкина Н.В.)

Образовательная область: Познание ОСОМ, развитие речи.

Цель: 

Формирование  знания о зимующих птицах, умение различать их по внешнему виду, правильно называть.

Задачи:

  1. Знакомить с понятием «зимующие птицы»,  с видами питания зимующих птиц;
  2. Развивать умение участвовать в беседе, упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, упражнять в образовании существительных с помощью суффикса, развивать зрительное восприятие, координацию движений;
    развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику,
    формировать умение производить  длительный плавный ротовой выдох.
  3. Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок;
разучивание игры «С добрым утром».

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность.

Материалы и оборудование:  магнитная доска, птица на палочке, наглядный материал Птицы, разрезные картинки Птицы, колокольчик, снежинки, кормушка, корм для птиц.

Структура НОД:

  1. Вводная часть.

Дефектолог:

Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, улыбнёмся и подарим им своё хорошее настроение и улыбки.

      А теперь, ребята, садитесь на свои места.

Приветствие «С добрым  утром» (самомассаж)

Подготовим к занятию наши глазки, чтобы они хорошо видели, наши уши, чтобы они все слышали, наши руки.

С добрым утром, глазки, (поглаживаем глаза)

Вы проснулись? Да! (хлопнуть в ладоши на слово Да)

С добрым утром, ушки (поглаживаем уши)

Вы проснулись? Да! (хлопнуть в ладоши на слово Да)

С добрым утром, ручки, (поглаживаем руки)

Вы проснулись? Да! (хлопнуть в ладоши на слово Да)

С добрым утром, ножки, (топаем)

Вы проснулись? Да! (хлопнуть в ладоши на слово Да)

С добрым утром, ребята,

Вы проснулись? Да! (хлопнуть в ладоши на слово Да)

  1. Основная часть.

Ребята, а вы знаете, когда я утром шла в детский сад,я увидела у нашей двери птицу и  пригласила её к нам в гости (демонстрация птицы).  Оказывается, прилетела она не одна, а со своими друзьями.

Познакомимся с ними.

Воробей маленький, коричневого и серого цветов. Воробей  чирикает

чик – чирик!

Голубь толстый, серый, его часто мы можем встретить в городе. Голубь - воркует – груу - груу - груу!

Снегирь у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка - красная. Снегирь – посвистывает - рюм-рюм-рюм! Снегирь прилетает к нам в город зимой.

- Ребята, давайте рассмотрим этих птиц.

У всех птиц есть туловище, голова, крылья, лапки, хвост, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.

Зачем птицам крылья? (летать)
Зачем птицам лапки? (передвигаться по земле, цепляться за ветки) 
Зачем птицам клюв? (есть, пить)

А чем же отличаются птицы?  Цвет перышек у всех разный, по – разному голос подают, и,  конечно же,  птицы отличаются по размеру.

Игра «Большой  - маленький»

Посмотрите, голубь большой, а воробей маленький.

У голубя большая голова, а у воробья маленькая головка

У голубя большой глаз, а у воробья маленький глазик

У голубя большой клюв, а у воробья маленький клювик

У голубя большой хвост, а у воробья маленький хвостик

У голубя большие лапы, а у воробья маленькие лапки

У голубя большие крылья, а у воробья маленькие крылышки

Игра  «Какой птицы не стало?»

Ход: на магнитной доске выкладывается  в ряд три карточки с изображением птиц, проговаривается с детьми их названия. Затем дети закрывают глаза,  дефектолог убирает одну из карточек и задает ребятам вопрос «Кого не стало?».

Повторим еще раз названия птиц.

Птицы приглашают вас с ними поиграть.

По команде ночь вы глазки закроете, в это время улетит одна птица. По команде день глаза откроете и скажите, кого не стало.

Понятие «Зимующие птицы»

Есть птицы, которые с наступлением зимы, спасаясь от холода и голода, улетают в теплые края. Но Воробей, голубь  и некоторые другие птицы  не улетают в теплые края, а живут рядом с нами и зимой, т.е.  остаются зимовать вместе с нами. И Снегири прилетают  к нам  зимой и зимуют с нами. А раз эти птицы зимуют вместе с нами, их называют – ЗИМУЮЩИЕ.

Физ. минутка «Птички» и зрительная гимнастика «Птица в полете»

Зимующие птицы прислали нам волшебный колокольчик. Каждый, кто дотронется до него, на время превратится в зимующую птичку.

Спросить, кто в кого превратится.  Кем будешь ты….

Пока звенит колокольчик,  вы летаете, как только колокольчик замолкает, вы останавливаетесь.

А теперь стойте спокойно на месте и только глазками следите, куда полетела птица (вверх вниз вправо влево по кругу).

Колокольчиком позвоню, и птицы превратятся обратно в детей.

Упражнение «Подуй на снежинки». 

На столе лежат снежинки. Дети дуют на них, снежинки разлетаются, а под ними файл с картинками. Вырабатываем длительный и плавный выдох.

Игра «Собери птицу из частей».

Ребята, это зима заколдовала  птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините частички, то расколдуете  птиц.

Дети собирают картинки зимующих птиц из частей в целое.

Правильно собрали, молодцы. Птиц мы расколдовали. Ребята, расскажите, каких птиц вы собрали?

Игра «Птичья столовая».

Ребята, посмотрите, что у меня есть?  - Кормушка

Зачем она нужна? Чтобы накладывать корм для птиц.

В кормушке лежат снежные комочки, а в них спрятано угощение для птиц. Разверните их и узнаете, чем можно покормить птиц зимой.

На улице зимой холодно и морозно. Птицам приходится трудно, так как нелегко найти корм. И чтобы птички не замерзли от холода и голода мы должны их подкармливать.

3.Заключительная часть

Кто прилетал к нам на занятие?

Птицы, которые остаются с нами зимой, называются зимующие.

Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи "Беседа с Каркушей о птицах"

Данный конспект предназначен для провежения занятия по ознакомлению с окружающтим миром и развитию речи во второй младшей группе. Занятие содержит сюрпризный момент, игровую ситуацию, художественное с...

Конспект мероприятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе Тема: «Птицы», с самоанализом

Форма проведения: Экологическая викторина.Цель: Закрепление знаний детей об окружающем мире.Задачи:1.     Образовательные: расширить и закрепить знания детей о птицах; вырабатывать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимушка-зима».

Конспект по занятия по ООМ и развитию речи для детей с задержкой психического развития....

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимушка – Зима - веселая пора » с детьми старшей группы №7

Конспект подгруппового занятияпо ознакомлению с окружающим миром и развитию речи«Зимушка – Зима - веселая пора » с детьми старшей группы №7...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи на тему: "Зимующие птицы. Сорока"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  и развитию речи  на тему: "Зимующие птицы. Сорока"...