Развитие связной речи у детей с нарушением слуха
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Николаева Татьяна Николаевна

Рекомендации по развитию связной речи у детей с нарушением слуха

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию связной речи у детей с нарушением слуха

Чтение книг

Данный вид работы проводится на четвёртом году обучения.

 Этапы работы

Предварительная работа.

1) Отработка речевого материала к каждому новому тексту  (слова и обороты, незнакомые детям) на занятиях по чтению:

- рассматривание картинок;

- демонстрация действий по картинкам;

- рассматривание новых предметов и игрушек, манипуляция с ними;

- чтение отдельных  предложений, состоящих из только что узнанных слов и словосочетаний;

- демонстрация действий по написанным  предложениям (текстам) или выполнение заданий;

- дополнение предложений и словосочетаний по картинкам;

- речевые игры;

- лото.

2) На одном занятии давать не более трёх новых слов. Слова должны входить в состав предложений.

3) Предварительную работу проводить в  течение нескольких  занятий.

Первое  занятие.

Чтение текста (сказки, рассказа, стихотворения)

У каждого ребёнка книга  ( лист бумаги) с текстом.

 Если работа проводится со стихотворением, то его текст  вывешивается на доске - он написан на плакате.

На занятии читается весь текст.

1) Чтение  каждой фразы вместе с педагогом хором (предложение читать до точки).

2) Показ прочитанного текста (1-2предложения) на картинке или демонстрация действия.

3) Чтение следующих предложений. Работа по той же схеме.

Можно провести  демонстрацию действия, показать действие на реальных предметах, слепить, нарисовать.

Второе занятие.

Работа над содержанием ( вновь чтение текста).

Ответы на вопросы по содержанию:

- про кого сказка;

- устанавливается ход событий;

- вопросы-выводы: «Почему? Зачем? Что случилось?» и т.п.      

Третье занятие.

Драматизация текста:

1) Чтение законченных смысловых отрывков и демонстрация описанного события.

2) Нахождение в тексте предложения о демонстрируемом действии.

Четвёртое занятие.

Беседа по содержанию  текста (проводить по типу  второго занятия).

Пятое занятие.

Пересказ (стихотворный текст не пересказывается).

1) Чтение по своим книгам самостоятельно (один раз).

2) Пересказ по картинкам (текст закрыт). Рассказывание по очереди.

Шестое занятие.

Рисование по тексту.

1) Рисование по желанию (любой сюжет).

2) Подпись рисунка (делает сам ребёнок). Одна, две и более  фраз.

Седьмое занятие.

Просмотр мультфильма, презентации (если имеется).

Восьмое занятие.

Коллективная драматизация по ролям.

Необходимо в течение всего времени обучения развивать и закреплять навык понимания письменной речи, используя сначала облегчённые специально составленные  тексты, затем адаптированные литературные тексты. Можно предлагать детям читать описательные тексты и тексты -диалоги.

  1. Тексты следует сопровождать рисунками, изображающими условия,  в которых эти события начинают развёртываться.
  2. Фразы диалогов должны быть понятны детям на основе того, что они имели в своём личном речевом опыте, полученным до чтения  по книге.
  3. Чтение диалогов должно протекать с распределением между детьми соответствующих ролей: один спрашивает, другой отвечает или один даёт задание, другие исполняют и сообщают о выполнении.

Например: рассказ «В саду»

 Сад. Папа, Вова. Тома

-Папа, там яблоки.

-Папа там груши.

-Тома, собери яблоки

-Вова собери груши

Тома собирает яблоки.

Вова собирает груши

-Папа,  вот груши.

-Папа, вот яблоки

img036.jpg « В саду» ( заглавие)

img037.jpg         img039.jpg        img041.jpg            img040.jpg                         

                                                                                              Тома                                               Вова

 img042.jpg     img043.jpg                                     img044.jpg

Папа, там яблоки.                Папа, там груши..

img045.jpg                           img046.jpg

img047.jpg                            img048.jpg

Картинки можно предоставлять детям как раскраски. Можно составить книжку-самоделку из раскрасок или рисунков детей.


                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека логопедических тренингов на развитие связной речи у детей с нарушением речи

Картотека логопедических тренингов на развитие связной речи у детей с нарушением речи«От прилагательных – к рассказам – описаниям"Включает в себя логопедические тренинги первого уровня сложности, втор...

Проект "Развитие диалогической речи у детей с нарушением слуха"

Цель проекта разработать программу, по формированию диалогической речи у ребенка с нарушением слуха, для адаптации его в обществе и успешного взаимодействия с окружающими....

Современные подходы в формированию и развитию связной речи у детей с нарушением речи.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой  нед...

Статья "ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК БАЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"

При наличии правильно построенного педагогического процесса достигается переход к новым формам общения – речевым. Повышение эффективности восприятия детьми с нарушением слуха фонетической ...

Развитие связной речи у дошкольников с нарушением слуха.

В статье рассматриваются особенности развития и коррекции детей с нарушением слуха. Логопедические методики по развитию речи и особенности формирования связной речи у детей с нарушениями слуха (в том ...

Использование аудиовизуального курса для развития диалогической речи у детей с нарушением слуха.

В докладе рассказывается об использовании аудиовизуального курса (АВК) для развития диалогической речи у дошкольников с нарушением слуха. При использовании АВК речь воспринимается с помощью слуха, зре...