Статья "ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК БАЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
статья по музыке

Павленкова Наталья Петровна

 При наличии правильно построенного педагогического процесса достигается переход к новым формам общения – речевым. Повышение эффективности восприятия детьми с нарушением слуха фонетической структуры речи с помощью остаточного слуха связано с применением специальных вспомогательных средств и аппаратуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f.r._kak_baza_dlya_razvitiya_ustnoy_rechi_detey.doc38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК БАЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Павленкова Н.П.

ГБУ  РС(Я)  РРЦ  «СУВАГ», г.Нерюнгри

                                                                       

« Без речи нет ни сознания, ни самосознания... Обучать глухого речи означает не только давать ему возможность общаться с людьми, но и развивать в нем сознание, мысль, самосознание. Это возвращение его в человеческое состояние». Л.С.Выготский.    

 При наличии правильно построенного педагогического процесса достигается переход к новым формам общения – речевым. Повышение эффективности восприятия детьми с нарушением слуха фонетической структуры речи с помощью остаточного слуха связано с применением специальных вспомогательных средств и аппаратуры.

 Основу формирования устной речи  составляет                                                                                                                  умение воспринимать определенный речевой материал на слух, воспроизводить его внятно, достаточно естественно и выразительно. Развивающаяся в ходе специального обучения слуховая функция (восприятие и воспроизведение устной речи, неречевых звучаний) служит основой для формирования устной речи, активизации устной коммуникации, обогащения представлений детей о неречевых звучаниях окружающего мира.

Фонетическая ритмика – это база для работы в развитии речи и слуха ребенка. Средствами в фонетической ритмике являются ритм и движение. Нет ритма без движения  и движения без ритма. Элементы движения и элементы речи идентичны - ритм, интонация, напряжение, время и пауза, интенсивность. Важный раздел обучения на фонетической ритмике – совершенствование произносительной стороны устной речи детей. Педагог постоянно побуждает их к внятной выразительной речи, наиболее полной реализации своих произносительных возможностей. Кроме того, он осуществляет специальную работу над произношением при декламации, а также при проведении специальных упражнений, направленных на автоматизацию произносительных умений и навыков. В процессе обучения реализуется дифференцированный подход к детям, учитывающий состояние слуховой функции, уровень речевого развития, навыков восприятия и воспроизведения устной речи каждого ребенка.  На занятиях по фонетической ритмике проводится целенаправленная работа по развитию у детей речевого дыхания - длительного выдоха, умения правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно, на одном выдохе слова и короткие фразы, а также делить фразы на синтагмы. Важно приучать детей начинать говорить сразу после вдоха, чтобы избежать « утечки воздуха». В большинстве случаев правильное положение тела и мягкая голосовая атака обеспечивают хорошее управление дыханиемШироко используется работа по развитию голоса нормальной высоты, силы и тембра, его модуляций по силе и высоте. Развитию более естественного звучания голоса содействует специальная работа над хорошей осанкой, нормализацией мышечного тонуса детей. На занятиях по фонетической ритмике закрепляются умения детей правильно воспроизводить звуковую структуру речи: отрабатываемый звук сначала находится в наиболее удобной для него позиции, а затем в различных позициях (в сочетании с разными гласными в начале, середине, конце слова, а также в стечениях согласных). Большое внимание уделяется работе над словом и фразой. У воспитанников Центра «СУВАГ» закрепляются умения произносить слова слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (точно или приблизительно, с использованием регламентированных замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. Работа над фразой включает развитие умений воспроизводить фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы), соблюдая ритмическую и, по возможности, мелодическую структуру.

В Центре «СУВАГ» ведется целенаправленная работа по развитию у детей умений передавать повествовательную, побудительную, вопросительную интонацию, придавать речи определенную эмоциональную окраску, выражая чувства радости, испуга, боли, гнева и др. Отработка элементов интонации проводится на речевом материале (слова, словосочетания, фразы, небольшие тексты диалогического характера, стихотворные чистоговорки, а также слоги, слогосочетаний), звуковой состав которого дети воспроизводят правильно или с заменами. Особое  значение придается использованию материала, включающего звуки, которые необходимо автоматизировать в речи детей. Совмещение работы по автоматизации звуков и их сочетаний в словах и фразах с одновременным усвоением речевых интонационных структур позволяет добиться более естественного звучания речи детей с нарушением слуха. При отборе фраз учитывается необходимость использования разных интонационных конструкций. Применение диалогов содействует более осознанному восприятию и воспроизведению речевой интонации. Широко используются стихи, считалки, скороговорки, потешки и др.

Выразительность речи детей с нарушением слуха достигается с помощью умения пользоваться соответствующими неречевыми средствами коммуникации: выражением лица, позой, пластикой, естественными жестами. Дети постоянно побуждаются к эмоционально окрашенной речи. В процессе работы над ритмико-интонационной структурой речи воспитанников с нарушением слуха применяют целенаправленное их вслушивание в речевую интонацию, обучение различению и опознаванию на слух ритмико-мелодических элементов речи, моделирование движениями отдельных элементов интонации и интонационной структуры фраз.

На занятиях по фонетической ритмике движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала. Важно, чтобы дети хорошо видели педагога. Характер движений (напряженность, сила, длительность, плавность или отрывистость и др.) должен соответствовать произносимому речевому материалу. Дети произносят речевой материал сопряжено с педагогом, отраженно и самостоятельно, с движениями и без движений. Они воспринимают речь педагога слухо - зрительно. При этом отрабатывается восприятие фраз, слов, звуков и их сочетаний, элементов интонации только на слух. Появление и закрепление в речи того или иного звука стимулируются разными движениями, соответствующими характеру звука. На занятиях по фонетической ритмике педагог проводит целенаправленную работу по развитию внятной, естественной устной речи воспитанников. На каждом занятии работа направлена на нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитной речи. Формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой материал в заданном темпе и ритме, правильно воспроизводить звуковую структуру речи, выражать свои эмоции интонационными средствами.

Фонетическая ритмика в ГБУ РС (Я) Республиканский реабилитационный центр  «СУВАГ» - один из важных предметов, т. к. именно на этих занятиях, используя все возможности: время и динамику, интонацию, темп, ритм, пространство, мы помогаем детям с нарушением слуха, как можно богаче выразиться. Владея устной речью, ребенок более раскрепощен, что дает ему возможность реализовать себя в драматизации, театральных постановках, концерте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие диалогической речи у детей с нарушением слуха"

Цель проекта разработать программу, по формированию диалогической речи у ребенка с нарушением слуха, для адаптации его в обществе и успешного взаимодействия с окружающими....

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Использование аудиовизуального курса для развития диалогической речи у детей с нарушением слуха.

В докладе рассказывается об использовании аудиовизуального курса (АВК) для развития диалогической речи у дошкольников с нарушением слуха. При использовании АВК речь воспринимается с помощью слуха, зре...

Методическая разработка "Использование сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с сюжетом как средства развития коммуникативных навыков и устной речи у дошкольников с нарушением слуха"

Данную методическую разработку можно использовать в коррекционно-педагогической работе по формированию устной речи у детей 3-4 года обучения с различными нарушениями слуха в том числе, после кохлеарно...

Развитие связной речи у детей с нарушением слуха

Рекомендации по развитию связной речи у детей с нарушением слуха...