Современные подходы в формированию и развитию связной речи у детей с нарушением речи.
консультация по логопедии

Жданова Наталья Викторовна

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой  недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их  с другими людьми, снижается познавательная активность. Качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_yanvar_2019.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Современные  подходы в формированию и развитию связной речи у детей  с нарушением речи.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, средство самопознания, саморазвития. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой  недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их  с другими людьми, снижается познавательная активность. Качество связной речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.

В настоящее время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Сегодня развитие связной речи у старших дошкольников находится под стихийным, а потому негативным влиянием зрительной наглядности, динамической и статической, избытка иллюстраций в книгах, видео-материалов, компьютерных игр. Уменьшается время и качество общения. Повсеместно констатируется спад культуры общения, в том числе потеря интереса к чтению. Практика показывает, что  традиционные методы, и приёмы не всегда позволяют скорригировать речевой дефект до поступления ребёнка в школу.

Особенности развития связной речи детей с общим недоразвитием речи 

Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально сложен и при отсутствии явной патологии в психическом и речевом развитии, но он значительно усложняется, если у ребёнка общее недоразвитие речи. Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной  речи у детей с общим недоразвитием речи обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы: фонетико-фонематического, лексического, грамматического. Присутствует  несформированность,  как произносительной (звуковой), так семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов (восприятия, памяти, воображения, внимания) создаёт дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Высказывания этих детей характеризуются:

      •   нарушением связности и последовательности  изложения;

•   смысловыми пропусками;

•   явно выраженной ситуативностью и фрагментарностью;

•   низким уровнем используемой фразовой речи.

Основы формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи

 Сформированная связная речь — важнейшее условие успешного обучения ребёнка в школе. В коррекционно-логопедической работе с детьми формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующая кропотливой, длительной работы логопеда.

Ведущими выделяю:

 •    опора на развитие речи в онтогенезе с учётом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы;

 •    овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;

 •    осуществление тесной взаимосвязи  работы над различными сторонами речи — грамматическим строем, словарём, звукопроизношением.

Ведущим  в работе определяю принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяю при этом обучению тем видам связных высказываний, которые используются в процессе усвоения знаний в период подготовке к школе и на начальных этапах школьного обучения, что предполагает  широкое использование форм и приёмов обучения, способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребёнка. Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания         

Обучение пересказу 

  Обучение пересказу способствует: обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, мышления, совершенствованию структуры  речи, усвоению норм построения предложений и целого текста. Использование высокохудожественных текстов из детской литературы позволяет  эффективно проводить работу по развитию «чувства языка». Особое  внимание уделяется выбору произведений для пересказа. На начальном этапе работы используются  небольшие тексты; в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей. Особое внимание обращают на познавательность содержания, доступность языкового материала текста для обучаемой группы детей. Помимо разбора содержания, для детей с общим недоразвитием речи,  необходимо проведение специального  языкового (лексического) разбора текста. Лексический разбор включает выделение из текста слов-определений, сравнительных конструкций, служащих для характеристики предметов, а также воспроизведение в ответах детей языкового материала, содержащего обозначение последовательных действий, т.е ключевых в смысловом отношении слов, образующих основное «содержательное ядро» текста. Особо выделяют эффективный приём использования детского рисунка. После разбора и пересказа текста  можно предложить выполнить рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего ребёнок самостоятельно составляет пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка. При обучении  пересказу можно использовать магнитно-маркерную доску, которая позволяет достаточно быстро перемещать в пространстве картины и графически изображать маркерами пункты плана рассказа. «Опорные» фрагменты рассказа располагают на доске в линейном ряду в соответствии с эпизодами рассказа. При планировании пересказа,  используют прием моделирования сюжета с помощью наглядной схемы. Особенностью этого приёма является мобильность перемещения схемы по полю доски, что позволяет детям усвоить способ программирования содержания развёрнутого высказывания путём установления последовательности и взаиморасположения основных смысловых звеньев рассказа. Применяя метод личностно-ориентированного подхода и учитывая степень речевого нарушения, излагают  материал от простого к сложному. Работу по развитию словаря осуществляют в процессе разбора текста.

. По мере роста речевых возможностей  при пересказе можно учить детей овладевать доступными приёмами  языковой трансформации. Отличительной  чертой этого приёма является изменение текста, замена рассказа от первого лица рассказом от третьего. Указанная форма способствует овладению детьми лексико-грамматическими средствами построения высказывания,  путём практических целенаправленных действий с ними  в оптимально короткие сроки. 

 Активно и продуктивно работаем над пересказом на материале сказок. Отличительным признаком, отличающим мой способ работы над сказкой, является ступенчатость подачи материала: пересказ сказки, сказки-инсценировки, сказки-спектакли, разыгрывание сказки в настольном или плоскостном театре, использование коврографа. Чтобы предложенные виды деятельности были продуктивными, необходима тщательная предварительная работа. Занятия с использованием сюжетов сказок ориентированы на психологическую защищённость ребёнка, его потребность в эмоциональном общении с логопедом. Использование сказок в  коррекционной работе с детьми способствует как, целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений и отражению их в речи. Наступает переход образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

Удачной находкой при обучении детей пересказу является приём использования наушников. На диктофон наговаривается текст или эпизод рассказа, который прослушивается ребёнком один или несколько раз. Меняется форма подачи материала, и это играет свою положительную роль. Пересказ становится своего рода игрой. Обратный приём — наговаривание текста самим ребёнком и прослушивание его в группе. Отступление от стандартного прослушивания текста даёт положительный результат. Эпизод пересказа обыгрывается, тем самым повышается  интерес и создаётся положительный эмоциональный фон занятия.

 Обучение рассказыванию по картинам Обучение рассказыванию по серии сюжетных картин занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с общим недоразвитием речи. Рассказывание по зрительному восприятию серии сюжетных картин  имеет большое влияние на сенсорное развитие ребёнка. Чем больше каналов восприятия информации педагог сможет задействовать, тем лучше и быстрее дети смогут проанализировать и систематизировать в содержательном и речевом аспекте поток поступающей на занятии информации. Особое значение придают приёмам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического  мышления. Проведение специальной подготовительной работы  подразумевает  отбор и последовательность использования иллюстрированного материала, корректирование структуры занятий и приёмов коррекционной работы.  Современный дошкольник привык  к красочным игрушкам, ярким динамическим мультипликационным фильмам.  Детям с речевым недоразвитием очень трудно овладеть умением выделить главных героев, увидеть сюжет рассказа, самостоятельно логически правильно составить связное высказывание. Успешно используют картины с проблемным сюжетом.   Под сложностью сюжета подразумевается, что для его всестороннего восприятия и осмысления требуются пояснение и помощь взрослого, включение активной мыслительной деятельности, активизация воображения, фантазии ребёнка. Занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи рассказыванию по серии сюжетных картин обязательно проводить эмоционально, в этом случае повышается заинтересованность обучаемого. В  качестве результатов по обучению детей рассказыванию по картинам, особенно с использованием серий сюжетных картин,  выделяют: овладение детьми необходимыми умениями речевыми умениями и навыками, на основе которых возможно составление развёрнутых, правильно составленных рассказов по восприятию. Хочется отметить, что данные  результаты будут  достигнуты в более короткие сроки,  благодаря использованию вышеперечисленных новых приёмов и методов при обучении рассказыванию по серии сюжетных картин. Сформированные умения и навыки помогут ребёнку последовательно изложить любые события, подготовят его к самостоятельному творческому рассказу

. Обучение рассказу — описанию предметов 

Описательный рассказ старших дошкольников с общим недоразвитием речи беден, страдает повторами, часто не используется предложенный план. Обучение описанию оказывает разностороннее воздействие на познавательное развитие детей, формирование их речемыслительной деятельности. Способствует активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания и восприятия. Важную роль  следует отводитьподбору наглядности. Практические действия с иллюстрациями, схемами, предметами, выполняемые самим ребёнком, способствуют уточнению и формированию у него лексико-грамматических категорий, развитию логического мышлению. На занятиях по составлению описательных рассказов приём «живых картинок» очень удачен. Демонстрацию проводить на коврографе или магнитно-маркерной доске. Это вид работы динамичен, позволяет моделировать ситуацию, включать пространственные ориентиры, закреплять предлоги, предложно-падежные конструкции. Использование этого приёма значительно повышает заинтересованность детей в выполнении заданий, стимулирует речевую активность, произвольное внимание.  Ребёнку легче понять сюжет, который создаётся на его глазах.  Использование коврографа позволяет включать двигательный анализатор, который наиболее активизирует речевую деятельность детей. При составлении описательных рассказов апробировали и удачно используют приём «стоп-кадра». При остановленном кадре дети подробно описывают происходящее, проговаривают детали, причём следует обращать их внимание на незаметные при просмотре элементы, качества персонажей и предметов. Дети используют имеющийся у них активный словарь и активизируют, под воздействием вопросов взрослого, пассивный. Экспозицию для стоп-кадра взрослый выбирает в соответствии с полезностью и увлекательностью для ребёнка. В целом использование технических средств позволяет повысить заинтересованность ребёнка, более эффективно донести до него смысл занятия. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде создания единого пространства развития ребенка, невозможного без объединения усилий логопеда и родителей. Заключение: Использование вышеперечисленных  методов и приемов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач по развитию связной монологической речи дошкольников с речевой патологией более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом.