Возможности игры в коррекционной работе
статья по коррекционной педагогике

Егорова Инна Юрьевна

Использование игры учителем-логопедом ГДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_igry_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

(из опыта работы)

Уже 30 лет я работаю учителем-логопедом в детском саду. Моя работа включает в себя большой спектр задач и направлений. Во-первых, это исправление дефектов произношения (из-за чего к нам и обращаются родители), во-вторых, это развитие всех областей речи – фонематических процессов, лексики, грамматики и связной речи, в-третьих, это развитие внимания, памяти, общей и мелкой моторики. Дети 5-6 лет на логопедических занятиях получают и расширяют знания об окружающем мире, знакомятся с основами грамоты, учатся правильно выражать свои мысли и общаться. Эти  задачи успешно реализуются через игру.

Дети с нарушениями речи бывают очень подвижны или наоборот медлительны, зачастую  излишне впечатлительны, не уверены в своих силах, познавательный интерес может быть снижен. Удивительным образом меняются лица ребят, когда предлагаешь им поиграть! Глаза светятся радостью, спадает напряжение, появляется заинтересованность, внимание концентрируется. Ведь играть-это весело! Хочется отметить, что игра позволяет не только узнать что-то новое, но и требует сообразительности, учит выдержке и настойчивости, развивает воображение и умение работать в коллективе.

Игры на моих занятиях бывают словесные, с использованием наглядного материала и  подвижные. Смена деятельности для наших  детей просто необходима.

Для проведения словесных игр не требуется никаких дополнительных атрибутов, только фантазия педагога. Такие игры я часто рекомендую родителям и воспитателям для закрепления материала или навыка, для автоматизации поставленного звука в речь. Все игры соответствуют лексической теме, с которой дети знакомятся на данной неделе. Их можно использовать на прогулке, по дороге домой.

Варианты словесных игр (на развитие фонематических процессов, грамматического строя речи, активизацию словаря):

«Назови 5 слов со звуком …»

«Отгадай, какой гласный звук спрятался в середине слова» (сок, шар, суп, сыр, рис и т.д.)

«Отгадай первый (или последний) звук в слове»

«Назови ласково» (по всем лексическим темам )

«Посчитай и назови» (согласование существительных и числительных )

«Слова-наоборот» (слова-антонимы)

«Подбери словечко» (назвать одним словом место, где продают лекарство -…аптека, хлеб с сыром – бутерброд и т.д.)

«Что лишнее и почему?» (яблоко, груша, помидор, персик)

«Мой, моя, мое» (машина-моя, пальто-мое, стул-мой)

«Бывает-не бывает»  

На занятии такие игры я использую в начале занятия (при орг. моменте) или в конце.

Для настольно-печатных игр необходим раздаточный материал: картинки, сигналы для обозначения звуков, слов. Яркие картинки повышают интерес ребят к игре, помогают быстрее справиться с заданием, развивают зрительное внимание. С их помощью можно провести игры на развитие всех компонентов речи.

 Также, для создания игровой ситуации, я использую различные предметы. Например, для развития слухового внимания нам нужны чашки с водой, листы бумаги, блюдце, металлические и деревянные ложки, доступные музыкальные инструменты. Дети с удовольствием отгадывают звуки, которые я произвожу с помощью этих предметов. С помощью мелких игрушек из различных материалов развиваются сенсорные способности (игра «Волшебный мешочек»). Для знакомства с новыми звуками я использую гонзики Воскобовича, глазки-колечки красного, синего и зеленого цвета. Звук как-бы «оживает», становится веселым другом для ребят. Звук-гонзик играет с ними, просит запомнить, как он выглядит и звучит.

Обязательной частью моего занятия является подвижная игра. Это может быть игра-физминутка или игра с мячом. Это позволяет быстро разнообразить деятельность и подвигаться. Дети всегда с удовольствием играют с мячом, не замечая, как при этом они развивают свои речевые навыки. Также при этом развивается общая и мелкая моторика, ориентировка в пространстве, произвольное и непроизвольное внимание. С помощью такой игры можно развивать любой компонент речи.

Варианты игр с мячом:

Ребенок ловит мяч, называет ответ и кидает мяч педагогу ( «Один-много», «Назови ласково», «Назови какой, какая…», «Собери слово из звуков…», «Назови детенышей» и т.д.)

Ребенок передает мяч другому из рук в руки («Продолжи ряд: каждый знает, что красным …круглым…легким… бывает», «Цепочка слов : дети называют слово на последний звук  предыдущего слова»)

Ребенок подбрасывает мяч или отбивает от пола нужное количество раз ( сколько в слове слогов, в предложении слов…)

В заключение хочется сказать, что удовлетворяя потребность ребенка в игровой деятельности при помощи разнообразных средств создаются игровые ситуации, в процессе которых решаются коррекционные и развивающие задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возможности игры в коррекционной работе с детьми"

Для детей-дошкольников, страдающих речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В статье рассма...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.).

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным,...

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми( из опыта работы учителя-логопеда)

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Важно , чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в н...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы учителя-логопеда.). статья по логопедии

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей.   Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффе...

Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы педагога-психолога)

Игра – деятельность, которая ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. Очень важно понимать особенность дошкольного возраста: центр психической работ...