Проект «Волшебный песок»
проект по коррекционной педагогике
Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаѐтся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_pesok.docx | 26.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 «Антошка» города Смоленска
(МБДОУ «Детский сад №40 «Антошка»)
Проект
«Волшебный песок»
на 2019-2020 учебный год
Составитель:
педагог-психолог
Короткова Светлана Георгиевна
Оглавление
1. Пояснительная записка ........................................................................................................................ 3
2.Основные принципы игр на песке. .................................................................................................................. …. 4
3.Цели и задачи, обобщенные требования к уровню развития воспитанников .............................................................................................4
4. Календарно-тематическое планирование................................................................................................6
5. Список детей...................................................................................................................... 8
6.Список литературы .................................................................................9
1. Пояснительная записка.
Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! ». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаѐтся семья. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всѐ очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну — нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка — возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Песочная терапия – прекрасная возможность выразить своѐ отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребѐнка. В настоящее время песочная терапия широко используется во всем мире в области дошкольного образования. Почему именно песок, спросите вы? Песок является природным материалом, с древних времѐн используемым человеком. Песок и вода – естественные символы, относящиеся к двум первоэлементам, из которых, как верили древние философы, состоит мир. Сама структура песка притягивает нас и наших детей вступить с ним во взаимодействие. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, из которых можно создавать всѐ, что угодно и быть Мастером своего мира.
В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук, наглядно-образное мышление, восприятие, память, воображение. Воображение – один из важнейших мыслительных процессов .Развивая воображение совершенствуются познавательные процессы и способность к творчеству, формируется личность ребѐнка.
Занятия рассчитаны на 4-5 летних детей (средняя группа) в количестве 4-х учебных часов в месяц, 1 учебного часа в неделю. За основу взята программа Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке». В учебный процесс включают самые разнообразные, игровые материалы с песком, которые позволяют сделать занятия доступными, содержательными, интересными, познавательными и развивающими. Такое нестандартное решение способствует прекрасному тонизирующему и здоровьесберегающему действию, а также положительно влияет на эмоционально-личностную сферу дошкольников.
2.Основные принципы игр на песке.
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность.
Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.
2. Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур, и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
3. Реальное ―проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр .На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он ―на деле убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути.
3. Цели и задачи проекта обобщённые требования к уровню развития воспитанников.
Ожидаемые результаты
Цель :развитие творческого воображения, креативных способностей и мелкой моторики рук посредством песочной игротерапии
Задачи:
- Пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
- Развивать тактильно-кинетическую чувствительность, мелкую моторику рук;
- Развивать творческое воображение, зрительно-пространственную ориентировку, творческие (креативные) способности;
- Способствовать развитию объективной самооценки, чувству контроля своего поведения, воспитывать положительные качества личности: усидчивость, терпение и т. д.
• Повышение тактильно-кинетической чувствительности, познавательной активности и мелкой моторики рук;
• Повышение уровня развития фантазии, воображения, внимания;
• Повышение и обогащение словарного запаса, коммуникативных навыков детей;
• Повышение самооценки дошкольника;
• Воспитание положительных нравственных качеств личности.
На занятии используются различные методы и приёмы:
- игровой;
- наглядный
- словесный ( использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков, заданий );
- исследовательский;
- сказкотерапия
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребѐнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Количество занятий
Срок реализации 1 год.
Название «Волшебный песок»
Количество занятий
Продолжительность занятий в неделю 1 в год
4. Календарно - тематическое планирование .
Примечание
Название упражнения | Цели, задачи | Дата проведения |
1.«Здравствуй песок» | Развивать тактильную чувствительность, обучать специальным движениям, учить сравнивать и ощущать. | |
2.«Отгадай загадку» | Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук , мышление, воображение. | |
3.«Песочный дождик» | Развивать коммуникативные навыки, побуждать интерес, стимулировать внимание. | |
4«Весѐлая ферма» | Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук. Умение классифицировать внимание, память. | |
5. «Необыкновенные следы» | Развивать тактильную чувствительности ,учить имитации следов животных, развивать воображение. | |
6. «Я пеку, пеку, пеку!» | Развивать мелкую моторику рук, формировать представление об изменчивости формы песка | |
7. «Дорожки из песка» | Научить детей рисовать карты-схемы, развивать воображение, фантазию. | |
8. «Хлоп и шлёп | Развивать мелкую моторику рук, развивать тактильную чувствительность детей | |
9.«Узоры на песке» | Учить рисовать стэкой, деревянной палочкой узоры на песке, развивать воображение, фантазию | |
10. «Отпечатки» | Развитие зрительного и тактильного восприятия | |
11. «Секретные задания кротов» | ||
12. «Подготовка канавки, горки для прогулки куклы» | Закрепить свойства песка. | |
13. Подвести к тематическим постройкам | Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. | |
14.«Ручеек течет» | Развитие зрительного восприятия, образного мышления, произвольности |
Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
«Детские секретики» Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.
«Ковер-самолет для принцессы» Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева), закрепить знания о геометрических формах.
«Общим словом назови и запомни» Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.
«Цветные заборчики» Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений ,развитие мелкой моторики ,мышления.
«Норки для мышки» Знакомство со свойствами песка, развитие координации движений «Ровняем дорогу-строим мост.» Развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка и работой экскаватора.
«Постройка домика для куклы» Закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.
«Пересыпание сухого песка через воронку» Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка. «Строители на сказочном острове» Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способностей, умения строить в соответствии с планом-схемой.
«Новая квартира куклы Маши» Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.
«Путешествие в сказочный город» Развитие образного мышления, воображения, речи. «Мы создаем мир» Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека «Посёлок, где мы живем» Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном посёлке: кто в нем живет, Формочки, лопатки какой ездит транспорт, какие работают предприятия «Во саду ли, в огороде» Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики. Игра «Победитель злости» Снятие психоэмоционального напряжения, знакомство с эмоциями. «Песочные прятки» Развитие тактильной чувствительности. Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, продолжать знакомство со свойствами песка. «Кто к нам приходил?» Развитие зрительного и тактильного восприятия.
«Дождик моросит» Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса, закреплять свойства песка.
«Сеем, сеем» Развитие тактильных ощущений, закреплять свойства песка. «Мы - исследователи, археологи» Способствовать развитию зрительного, тактильного восприятия, учить находить предмет и определять его на ощупь.
Список средств обучения.
1. Набор игрового материала: «Живой песок» 2-х видов (хранится в пластиковых контейнерах):
2. Лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
3. разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста.
4. миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);
5. набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);
6. различные здания и постройки;
7. бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.
Список литературы
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке»: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
- Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
- Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
- Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб. : Речь, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект Волшебный песок
Педагогический проект "Волшебный песок" разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ориентирован на средний и старший дошкольный возраст. Продолжительность проекта - 1 учебный год. Це...
Проект "Волшебный песок"
Данный краткосрочный проект разработан для детей 2 младшей группы и направлен для ознакомления со свойствами песка, правилами поведения во время игр с песком....
Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"
Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это д...
проект "Волшебный песок"
Проект разработан для детей 2 младшей группы. Материал содержит паспорт проекта, игры-эксперименты, опыты, художественное слово....
Проект "Волшебный песок"
Для детей младшего возраста...
Фотографии детских построек из песка в рамках проекта "Волшебный песок"
В рамках проекта "Волшебный песок" воспитанники Солнцестроительного колледжа обучались профессиям архитектора и строителя-каменщика. В течение июня ими были разработаны и созданы различные постройки и...
Экологический проект "Волшебный песок" (первая младшая группа)
Этот материал пригодится воспитателям детского сада....