Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это дать дать ребенку возможность самому открыть что-то новое. Ребенок познает радость открытия нового, узнает необычные свойства привычных предметов, расширит свои представления о мире. Преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, он разовьет волю, терпение и способность отстаивать свое собственное мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesok_2011-2012g.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, меня зовут Никита Мозговой, мне 5,5 лет, я воспитанник старшей группы детского сада №4.

Это мои папа и мама.

А это моя двоюродная сестра Диана. Мы с Дианой много времени проводим вместе: отдыхаем, ездим на море, помогаем бабушке. А ещё мы с сестрой любим гулять в парке, и её любимое занятие – игры с песком.

Однажды, когда мы вместе играли в песочнице, Диана спросила: «А что такое песок и откуда он появился в песочнице?»

И я задумался над этим вопросом. Поэтому тема моего исследования звучит так:

«Волшебный песок».

Проблемный вопрос

«Что такое песок и какую роль он играет в жизни человека?»

Цели и задачи исследования

  1. Выяснить, что такое песок и какую роль он играет в жизни человека.
  2. Как образовался песок?
  3. Проделать опыты и убедиться, что песок является полезным материалом.

        Из энциклопедии «Для самых маленьких» я узнал, что песок – это созданный природой сыпучий материал, образованный в результате разрушения горных пород под воздействием окружающей среды.

Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра дождя и мороза, она распадалась на мелкие кусочки. Если эти частички достаточно малы, они называются песком.

Давайте посмотрим как это бывает. Проделаем опыт.

Накалим кусочек гранита на пламени спиртовки и бросим в стакан с холодной водой. Через 1-2 минуты достанем кусочек из воды, снова нагреем его и опять опустим в холодную воду. Проведем ещё раз нагревание и охлаждение гранита. Теперь попробуем разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части. Это поисходит потому, что при нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении сжимаются. Связь между ними нарушается, и гранит становится непрочным.

Из этого можно сделать вывод, что песок – это созданный природой сыпучий материал.                                                

Но откуда же тогда берется песок в пустынях? Чтобы ответить на этот вопрос проделаем следующий опыт.

Возьмем горсть сухого песка и выпустим его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают  сплавы. Движение песка похоже на течение.

Из этого следует, что песок может двигаться и легко переносится ветром. Поэтому большая часть песка нанесена в пустыни ветром.

Когда мы слышим слово «песок», то сразу представляется песок на берегу моря,или песок в песочнице.  Однако сфера применения песка широка и значительна.                                                                                                                                                        

Песок – очень полезный материал. Он употребляется в строительстве при изготовлении бетона и стекла.

Это подтверждает следующий опыт.

Разровняем площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности насыпем песок через сито. Погрузим без надавливания в песок карандаш. Положим на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхнем лоток. проделаем с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет белее отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Вывод: рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство песка используют строители для изготовления растворов.

Итак, делаем вывод: песок – это природный материал, один из самых распространённых и незаменимых в строительстве.

Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни роз,

 Не в радость – дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз –

Весь мир песку был скучен…

И так ещё сто тысяч лет

Хранил бы он унынье,

Но был доставлен к нам чуть свет,

И не скучает, вовсе нет,

В песочнице отныне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ

Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...

План исследования учебно - исследовательского проекта «Выше, дальше, быстрее»

В учебно-исследовательском проекте "Выше, дальше, быстрее" подробно описаны цели,задачи,план исследования,историография вопроса. ...

Учебно - исследовательский проект «Выше, дальше, быстрее»

Актуальность проекта,проблемный вопрос и текст к защите проекта....

Учебно-исследовательский проект "Полезные башмачки"

Проведенная исследовательская работа, позволила выявить  интерес ребенка к  обуви: изучена история возникновения обуви, рассмотрены различные ее виды, типы, изучено качество различных матери...

Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников

Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...

учебно-исследовательский проект "Мир динозавров"

Проблема, рассмотренная в данной работе, не только знакомит нас с прошлым, но и дает возможность задуматься о будущем. Ведь если каждый человек, каждый ребенок будет беречь нашу планету, то у нас не б...

Учебно - исследовательская конференция "Мир открытий - мир чудес!" ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Путь крышечки»

Тема исследовательской работы: Путь крышечкиАктуальность«– Тут есть такое твердое правило, –сказал мне позднее Маленький принц. –Встал поутру, умылся, привел себяв порядок &nda...