Учебно-исследовательский проект "Волшебный песок"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании ребенка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Поэтому цель проведения совместных экспериментов - это дать дать ребенку возможность самому открыть что-то новое. Ребенок познает радость открытия нового, узнает необычные свойства привычных предметов, расширит свои представления о мире. Преодолевая трудности, возникающие по ходу проведения эксперимента, он разовьет волю, терпение и способность отстаивать свое собственное мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesok_2011-2012g.docx | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, меня зовут Никита Мозговой, мне 5,5 лет, я воспитанник старшей группы детского сада №4.
Это мои папа и мама.
А это моя двоюродная сестра Диана. Мы с Дианой много времени проводим вместе: отдыхаем, ездим на море, помогаем бабушке. А ещё мы с сестрой любим гулять в парке, и её любимое занятие – игры с песком.
Однажды, когда мы вместе играли в песочнице, Диана спросила: «А что такое песок и откуда он появился в песочнице?»
И я задумался над этим вопросом. Поэтому тема моего исследования звучит так:
«Волшебный песок».
Проблемный вопрос
«Что такое песок и какую роль он играет в жизни человека?»
Цели и задачи исследования
- Выяснить, что такое песок и какую роль он играет в жизни человека.
- Как образовался песок?
- Проделать опыты и убедиться, что песок является полезным материалом.
Из энциклопедии «Для самых маленьких» я узнал, что песок – это созданный природой сыпучий материал, образованный в результате разрушения горных пород под воздействием окружающей среды.
Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра дождя и мороза, она распадалась на мелкие кусочки. Если эти частички достаточно малы, они называются песком.
Давайте посмотрим как это бывает. Проделаем опыт.
Накалим кусочек гранита на пламени спиртовки и бросим в стакан с холодной водой. Через 1-2 минуты достанем кусочек из воды, снова нагреем его и опять опустим в холодную воду. Проведем ещё раз нагревание и охлаждение гранита. Теперь попробуем разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части. Это поисходит потому, что при нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении сжимаются. Связь между ними нарушается, и гранит становится непрочным.
Из этого можно сделать вывод, что песок – это созданный природой сыпучий материал.
Но откуда же тогда берется песок в пустынях? Чтобы ответить на этот вопрос проделаем следующий опыт.
Возьмем горсть сухого песка и выпустим его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий всё большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сплавы. Движение песка похоже на течение.
Из этого следует, что песок может двигаться и легко переносится ветром. Поэтому большая часть песка нанесена в пустыни ветром.
Когда мы слышим слово «песок», то сразу представляется песок на берегу моря,или песок в песочнице. Однако сфера применения песка широка и значительна.
Песок – очень полезный материал. Он употребляется в строительстве при изготовлении бетона и стекла.
Это подтверждает следующий опыт.
Разровняем площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности насыпем песок через сито. Погрузим без надавливания в песок карандаш. Положим на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхнем лоток. проделаем с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет белее отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.
Вывод: рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство песка используют строители для изготовления растворов.
Итак, делаем вывод: песок – это природный материал, один из самых распространённых и незаменимых в строительстве.
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни роз,
Не в радость – дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз –
Весь мир песку был скучен…
И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.