Песочная игротерапия
материал по коррекционной педагогике

Фирсова Мария Александровна

Предварительный просмотр:

Использование песочной игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.

В основе песочной терапии лежит спонтанность и интуативность проявления ребенка в песочных играх.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, что делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Для проведения игр с песком не требуются сложные или дорогостоящие пособия — можно вполне обойтись теми предметами, которые без труда можно найти в каждом доме.

Основные принципы организации игр на песке:

- Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляет творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей, поопряем фантазию и творческий подход.

- «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр.

Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

- Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. То есть, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и разыгрывает ее на песке, используя для этого миниатюрные фигурки. Так он на деле убеждается в правильности или ошибочности принимаемых решений.

Так что же понадобится, чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр?

1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают с учетом величины группы — количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер — 50х70 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет визуально охватывать его целиком. Песочные терапевты называют ящик с песком «подносом» — для удобства транспортировки по бокам он может быть снабжен ручками. Лучше, если поднос будет именно деревянным, однако возможно использование и других материалов.

Для занятий с большими группами детей потребуется поднос значительно большего размера.

Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом дно подноса будет символизировать воду, а борта — небо.

2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слишком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется
меньитая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Таким образом, песок задает символическую «линию горизонта».

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок (высотой желательно не более 8 сантиметров). Чем она больше и разнообразнее, тем лучше. В набор игрушек могут войти:

— куклы-человечки;

— здания: дома, школы, церкви, замки;

— животные: домашние, дикие, доисторические и пр.;

— машины: сухопутные, водные, космические, фантастические;

— растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;

— постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

— естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;

— символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;

— сказочные герои: злые и добрые;

— живая зелень и пр.;

— домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;

— пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).

Словом, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в вашей «коллекции». Подбор материала для игр вряд ли окажется обременительным, так как сегодня каждый ребенок поможет вам в этом (фигурками из «Киндер-сюрприза», деталями конструкторов и пр.). Если для занятий каких-либо фигурок-образов не хватит, то их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.

Игры-сказки на песке

Так что же происходит в бессознательном ребенка, когда он играет в песок? Оказывается, строя картину из песка, ребенок переносит на песочный «лист» ландшафт своего

внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!). Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное (нока глубинный смысл проигранного на песке может ребенком и не осознаваться). Некоторое время оно активно ассимилирует новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребенка определенные изменения. Это удивительно, но он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт! Таким образом осуществляется, если перефразировать известное явление, «круговорот переносов в природе». Сначала внутренняя реальность переносится вовне — на песочный «лист», потом опыт песочной сказки переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным и уже в виде определенных моделей переносится на реальное поведение ребенка, и так далее.

Подготовка и проведение игр-сказок на песке

Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления:

Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно! (А.Густышкин)

Подготовку и проведение сказочной игры можно условно разделить на семь основных этапов, каждый из которых подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего ребенку пройти весь путь — от предвкушения Сказки до ее счастливого завершения. На каждом из этих этапов новедение взрослого как непосредсетвенного участника игры должно быть различным.

Этап 1. Введение в игровую среду.

Средства. Присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний, то есть установка на внимательное слушание и активное участие.

Стиль поведения взрослого. Доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний.

Этап 2. Знакомство с игрой и ее героями.

Средства. Прослушивание начала сказки (истории). Строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов — того, что требуется по сюжету), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.).

Стиль поведенця взрослого. Позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного помощника, исследователя создаваемого пространства.

Этап 3. Возникновение конфликта, трудностей.

Средства. Детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.).

Стиль поведения взрослого. Взрослый демонстрирует позицию либо стороннего наблюдателя, либо разрушителя (с использованием фигурок и кукол), создается ситуация, в которой ребенок действует самостоятельно, отыгрывая в «песочном мире» свои негативные эмоции.

Этап 4. Выбор помощи.

Средства. Обращение к ребенку за помощью: «Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?.. Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны». При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре.

Стиль поведения взрослого. Взрослый — заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, он ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает его, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает ребенку на его потенциальные возможности. Применимы убеждающие интонации.

Этап 5. Борьба и победа.

Средства. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они — мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами — восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят его так, чтобы в новой стране всем было удобно. Таким образом усиливается опыт успешной деятельности — детям благодарны все сказочные существа.

Стиль поведения взрослого. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Потом искренне восхищается ребенком, благодарит его за выдумку и доброту.

Этап 6. Утверждение победы.

Средства. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование завоеванной победы.

Стиль поведения взрослого. Взрослый интересуется эмоциональным состоянием детей, мыслями и чувствами, которые возникали в процессе игры, спрашивает, понравилась ли им игра и что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию, и пр.

Этап 7. Выведение из игровой среды и перспектива дальнейших приключений.

Средства. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях.

Стиль поведения взрослого. Взрослый пытается заинтересовать ребенка, опираясь на полученный ребенком опыт успешной деятельности и закрепляя его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование песочной игротерапии в работе с детьми дошкольного возраста Выполнила: Фирсова М.А.

Слайд 3

Основные принципы организации игр на песке - Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно , проявляет творческую активность. - «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. - Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр.

Слайд 4

Так что же понадобится для проведения песочной игротерапии ? 1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Его подбирают с учетом величины группы — количества детей, принимающих участие в игре. Если вы будете заниматься с детьми в малой группе (3—4 человека) или же индивидуально, то рекомендуемый размер — 50х70х8 сантиметров. 2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть ни слишком крупным, ни слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Для песочных игр лучше, если он будет влажным.

Слайд 5

3. «Коллекция» миниатюрных фигурок: — куклы-человечки; — здания: дома, школы, церкви, замки; — животные: домашние, дикие, доисторические и пр.; — машины: сухопутные, водные, космические, фантастические; — растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.; — постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота; — естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца; — символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.; — сказочные герои: злые и добрые; — живая зелень и пр.; — домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.; — пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).

Слайд 6

Игры-сказки на песке

Слайд 7

Подготовка и проведение игр-сказок на песке Для активизации внимания ребенка в начале игры предлагаются стихотворные вступления: Чтоб злодеев побеждать, Мало просто много знать. Надо быть активным, Смелым, добрым, сильным. А еще желательно Делать все внимательно! ( А.Густышкин )

Слайд 8

Этап 1. Введение в игровую среду. Средства. Присказки, потешки , обещание необыкновенных приключений и испытаний, то есть установка на внимательное слушание и активное участие. Стиль поведения взрослого. Доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний. Этап 2. Знакомство с игрой и ее героями. Средства. Прослушивание начала сказки (истории). Строительство в песочнице игрового пространства (сказочной страны, замков, дворцов, морей, рек, лесов — того, что требуется по сюжету), заселение его различными персонажами (сказочными героями, животными, буквами и пр.). Стиль поведенця взрослого. Позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного помощника, исследователя создаваемого пространства. Этап 3. Возникновение конфликта, трудностей. Средства. Детям предлагается продолжение истории, в котором происходит нечто, что разрушает созданный на песке мир (появляются силы зла, разрушения: драконы, чудовища, ураган и пр.). Стиль поведения взрослого. Взрослый демонстрирует позицию либо стороннего наблюдателя, либо разрушителя (с использованием фигурок и кукол), создается ситуация, в которой ребенок действует самостоятельно, отыгрывая в «песочном мире» свои негативные эмоции.

Слайд 9

Этап 4. Выбор помощи. Средства. Обращение к ребенку за помощью: «Что будет с жителями страны? Что делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь?.. Только ты, с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны». При этом взрослый может облачаться в сказочные одежды и непосредственно участвовать в игре. Стиль поведения взрослого. Взрослый — заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, он ищет выход наравне с ребенком. Взрослый убеждает его, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает ребенку на его потенциальные возможности. Применимы убеждающие интонации. Этап 5. Борьба и победа. Средства. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Здесь они — мудрецы и рыцари, феи и волшебники. Каждый выступает под маской наиболее близкого ему персонажа. Далее происходит восстановление, реконструкция, преобразование песочной страны. Именно сейчас дети выступают Творцами — восстанавливают мир в соответствии со своими желаниями и приобретенными знаниями и навыками. Строят его так, чтобы в новой стране всем было удобно. Таким образом усиливается опыт успешной деятельности — детям благодарны все сказочные существа. Стиль поведения взрослого. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Потом искренне восхищается ребенком, благодарит его за выдумку и доброту.

Слайд 10

Этап 6. Утверждение победы. Средства. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование завоеванной победы. Стиль поведения взрослого. Взрослый интересуется эмоциональным состоянием детей, мыслями и чувствами, которые возникали в процессе игры, спрашивает, понравилась ли им игра и что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию, и пр. Этап 7. Выведение из игровой среды и перспектива дальнейших приключений. Средства. Поощрение участников игры и рассказ о возможных последующих играх, приключениях. Стиль поведения взрослого. Взрослый пытается заинтересовать ребенка, опираясь на полученный ребенком опыт успешной деятельности и закрепляя его.

Слайд 11

« СКАЗКА О ПЕСОЧНОМ ГОРОДЕ » В одном городе, под названием, Песочный, жили маленькие жители – песочные человечки. Они были очень трудолюбивые ребята, и свой город построили своими руками. В городе всё было песочным: песочные домики, песочные деревья и даже песочные клумбы с цветами из песка. Каждый день жители города лепили фигуры из песка: машины, лошадки, качели и другие игрушки. Посреди города было красивое озеро, воду из которого человечки использовали для лепки фигур. Но однажды в город прилетела злая колдунья, и решила высушить озеро. «Нет озера, нет песочных фигурок!» - подумала она. И озеро высохло…. Опечалились жители Песочного города, попробовали лепить из сухого песка, ничего не получается. Собрались человечки вместе, и стали думать, как им быть? « Вот что дорогие соседи, - сказал пожилой песочный человечек, - а с колдуньей придётся помириться!» «Но как, - удивились остальные жители. Она ведь нас терпеть не может, она злая.» Решили человечки задобрить колдунью, чтобы она превратилась в добрую фею. Захотелось им построить прекрасный песочный дворец. Прилетела колдунья, увидела прекрасный дворец, только немного недостроенный. Когда она спросила, для кого этот дворец, песочные человечки сказали что для неё, и очень огорчились, что не могут закончить работу, потому что в городе нет больше ни капли воды. И тут с колдуньей свершилось чудо, она решила расколдовать озеро с водой. Озеро мгновенно заполнилось чистой, светлой, прозрачной водой. Человечки, поблагодарив колдунью, принялись достраивать замок. Колдунья вошла в замок и на глазах у изумлённых жителей превратилась в прекрасную фею. Человечки благодарили фею за воду, а фея благодарила человечков за прекрасный замок, и за то, что они помогли ей стать доброй. Она предложила жителям песочного города дружбу и защиту. Все засмеялись и захлопали в ладоши. Так добро и умелые руки победили злое сердце.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание на тему: «Формирование н авыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости» Выполнила: Фирсова М.А .

Слайд 2

Цель собрания Просвещение родителей в вопросах формирования навыков самообслуживания у детей с умеренной степенью умственной отсталости.

Слайд 3

Задачи собрания сформировать у родителей представление о необходимости развития навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости; познакомить родителей с приемами, способствующими формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с умеренной степенью умственной отсталости; - создать условия для активного включения родителей в совместную деятельность.

Слайд 4

План собрания 1. Вступительная часть. Упражнение «Воображение». 2. Упражнение «Ассоциации». 3. Обсуждение проблемной ситуации. 4. Рекомендации для родителей. 5. Заключительная часть. Упражнение «Чудесная сумка». Раздача памяток для родителей.

Слайд 5

У пражнение «Воображение» Сделайте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что на ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом, прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос, превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?

Слайд 6

Упражнение «Ассоциации» Педагог представляет вниманию родителей ключевое понятие темы «навыки самообслуживания» и предлагает им называть как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. Все высказывания фиксируются на доске. Когда поток родительских ассоциаций иссякнет, педагог обобщает знания родителей и дает новую, неизвестную слушателям теоретическую информацию по проблеме.

Слайд 7

С итуация для обсуждения «В группу Таня попала в 3 года 6 месяцев. У девочки отсутствовали навыки самообслуживания, никакого представления о режиме у нее не существовало, ложку в руке держать не умела, могла пить из чашки только тогда, когда ее подносил ко рту взрослый. Дома во время кормления Таню держали на коленях, поэтому она не была приучена самостоятельно сидеть во время еды на стульчике за столом: если ее не удерживали, она вставала и бродила по комнате. Одеваться, обуваться и снимать с себя одежду Таня не умела. Когда ее одевали, она сидела безучастно, не помогая взрослому. Девочка могла лишь в минимальной степени подражать окружающим. Она не понимала, что значит играть. Игрушки Таня отбрасывала, перекладывала с места на место или стучала ими друг о друга, не знала, каким образом можно их применить. Ребенка надо было учить всему: навыкам самообслуживания, умению реагировать на действия других людей, подражать им, играть. За первые четыре месяца пребывания в группе Таня привыкла к режиму, перестала капризничать и выполняла все требования как должное, а многие — с видимым удовольствием. Умываться она шла спокойно, подставляла руки под струю воды, научилась делать первые движения при умывании — терла ладошкой о ладошку, самостоятельно несла мыло и полотенце на место. Правильно вытирать полотенцем лицо и руки Таня еще не научилась, но было заметно, что и этим навыком она вскоре овладеет…»

Слайд 8

Рекомендации для родителей 1) Обучая ребенка пользоваться ложкой, первоначально управляйте его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях поступайте следующим образом: не давайте всю порцию еды сразу, а кладите ее на тарелку частями, по мере надобности. 2) Научить ребенка самостоятельно умываться непросто. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Прежде всего, пусть малыш привыкнет к воде — сначала теплой, затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру: вы вместе с ребенком купаете куклу, пускаете лодочку, достаете со дна тазика затонувшие предметы и т. д. 3) Проблема для ребенка — научиться самостоятельно одеваться. Конечно, вам гораздо проще одеть его самому, чем многократно показывать ему одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее, будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. 4) Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходима длительная тренировка. Все операции: вдевание шнурка, шнуровку и завязывание — проводите поэтапно, а затем объединяйте, после чего можете переходить и к настоящим ботинкам. 5) Внимательно наблюдайте за активностью ребенка, его словами, жестами, поощряйте любую его попытку самостоятельно выполнить то движение, которому обучаете. 6) Часто родители, считая своего ребенка заведомо неспособным выполнять даже самую элементарную домашнюю работу, ставят его в полную зависимость от окружающих. Это глубоко ошибочная позиция. Дети способны выполнять простейшие виды домашних дел. 7) Выработать у ребенка, какие бы то ни было, трудовые навыки можно только многократно показывая все операции. 8) Обязательно контролируйте все действия ребенка.

Слайд 9

Упражнение «Чудесная сумка» В от и подходит к концу наше собрание, перед вами «чудесная сумка». Чтобы Вы хотели положить в неё и взять с собой в будущее из приобретённых на собрании знаний (каждый из родителей высказывает своё мнение).

Слайд 10

Памятка для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей» Цель: Научить ребенка соблюдать навыки опрятности и гигиены, самостоятельности в еде; использовать по назначению предметы и приборы в быту. Последовательность работы: сначала ребенка учат соблюдать режим дня; проситься в туалет; знакомят с простыми навыками гигиены; далее приучают к порядку и выполне­нию элементарных санитарно-гигиениче­ских норм; затем обучают более сложным навыкам самообслуживания. Чему учить ребенка: соблюдать режим дня, проситься в туалет, мыть руки с мылом; умываться, расчесываться, вытирать нос платком, вытирать руки полотенцем и др. Как учить: создать комфортный режим дня; многократно повторять гигиенические процедуры в определенное время: до еды, после прогулки, перед сном, после сна, после занятий и т. д.; путем совместных действий и показа процедур в процессе игровых упражнений с предметами, игрушками.

Слайд 11

Игры и упражнения 1. «Перчатки». Игра проводится в ванной комнате. Взрослый показывает ребенку, как нужно намыливать руки. После появления обильной пены просит его показать мыльные «перчатки». 2. «Парикмахер». Упражнение проводится перед зеркалом. Взрослый показывает, как нужно расчесывать волосы. Предлагает ребенку разные расчески. 3. «Водичка-водичка». Во время умывания взрослый помогает ребенку умываться и приговаривает: «Водичка-водичка, умой мое личико, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». 4. «Уборка рабочего места». После игры взрослый помогает ребенку убрать все игрушки на место. 5. «Поможем Петрушке убрать игрушки». После игры взрослый просит ребенка помочь Петрушке навести в доме порядок, начинает сам уборку, побуждает ребенка убирать вместе с ним. 6. «Гости». Взрослый накрывает на стол красивую скатерть и объявляет, что к ним идут в гости куклы. Вместе с ребенком на крывают стол: расставляют тарелки, чашки и др.

Слайд 12

Используемая литература 1. Закрепина , А. В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007. 2. Маллер , А.Р. Помощь детям с недостатками развития. Книга для родителей. — М.: АРКТИ, 2006 3. Хухлаева , О.В. Активные формы групповой работы с родителями // Школьный психолог, 2006, №19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Песочная игротерапия"

Консультация для родителей "Песочная игротерапия"...

План - конспект занятия в младшей группе "Путешествие к Песочной фее" ( песочная игротерапия)

Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая р...

Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников

Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка. Игры с песком снижают негативные проявления (страх,...

Песочная игротерапия

Использование песочной игротерапии в корекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Песочная игротерапия, как средство способствующее развитию восприятия

Консультации учителя-дефектолога для воспитателей коррекционных групп для детей с нарушением зрения....

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии для детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе. Разработала: воспитатель МБДОУ "Детский сад№67" Березикова Ирина Ивановна

Конспект занятия по развитию речи с использованием песочной игротерапии  для  детей  старшего дошкольного возраста в  логопедической группеСоставитель: Березикова Ирина ИвановнаВос...

Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми группы ОНР.

Метод песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми группы ОНР....