Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
методическая разработка по теме

Александрова Ирина Алексеевна

Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка. Игры с песком снижают негативные проявления (страх, агрессию, тревожность), уменьшают проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида). В песочнице дети регулируют свое поведение, учатся общаться, взаимодействовать, налаживают эмоциональное общение со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников

Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком

Сказочные этюды на выражение эмоций

Этюд па выражение страха «Мост Страха»

Инструкция: «Ребята, вы отправляетесь В дальнее путешествие, на пути вам встретится много преград. Самая главная и сложная из них — Мост Страха. Для того чтобы пройти по нему, необходимо взяться за руки, закрыть глаза и пройти по узкому мостику (мосток из ребристых дорожек). А обратно мы пойдем спиной друг к другу!»

Материал: ребристые дорожки, записи музыки с оттенками тревоги и радости.

Этюд на выражение гнева «Зыбучие пески»

Инструкция: «Представьте себе, что вы превратились в злых волшебников. Когда вы ступаете на горячий песок, ваши ноги начинают проваливаться. Вы гневаетесь, раздвигаете песок...»

Материал: ткань, имитирующая песок.

Этюд на выражение радости  «Встреча с маленькими человечками»

Инструкция: «В небольшой песочной стране жили маленькие человечки. Они не умели радоваться. Я прошу пас научить их радоваться с помощью мимики, жестов, движений. Покажите человечкам, как выглядит радость».

Материал: песочница, фигурки гномов.

        

Этюд на выражение восторга  «Ветер перемен»

Инструкция: «Ребята, представьте себе, что вы живете в городе, где никогда ничего не происходит. И вдруг однажды вечером по всем улицам города разнеслась музыка, и появился фокусник. Какое чувство вы испытаете?»

Материал: запись музыкального сопровождения, миниатюрные игрушечные домики, фигурка фокусника.

Упражнения на расширение представлений детей об эмоциях

«Портрет на песке»

Инструкция: «Ребята, нарисуйте на песке свой портрет:

©  когда вам дарят новую игрушку;

©   когда вас обидели;

©   когда вы испугались;

©   когда увидели радугу».

Материал: песочница.

«Песчинки-эмоции»

Инструкция: «Ребята, создаете в песочнице картину «Песчаные эмоции», используя разноцветный песок.

Материал: разноцветный песок.

Игра-тренинг на снятие напряжении «Песочная река»

Инструкция: «Ребятки, закройте глазки и представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Материал: запись релаксационной музыки.

Игры для развития общения

«Страна понимания»

Инструкция: «Ребята, далеко-далеко есть страна понимания, где живут добрые люди, которые понимают друг друга без слов. Сейчас я загадаю слово и покажу его жестами, а вы скажете мне, что я загадала».

Детям предлагается самостоятельно поиграть в эту игру.

«Прием в королевстве Кривых зеркал»

Инструкция: « Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в королевство Кривых зеркал спасать друга, но чтобы пройти мимо стражников, вам необходимо с ними познакомиться и подружиться...»

Игра на оптимизацию самооценки «Мы — мастера»

Инструкция: «Ребята, сегодня вам, детям посчастливилось принять участие в конкурсе мастеров-ремесленников. Вам нужно рассказать всем, что они умеют делать лучше всего. Свой рассказ вам нужно начинать словами: «Я лучше всего умею делать...»

Упражнении на снятие агрессин и конфликтности

«Рыча, лев, рычи; стучи, поел), стучи»

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам превратиться при помощи волшебных слов в паря зверей - во льва. По моему сигналу вам нужно порычать так громко, чтобы услышат все звери в лесу.

По моему второму сигналу рычание должно прекратиться.

(Дети выполняют задание по инструкции педагога.)

А теперь давайте покатаемся на поезде. Я сама стану во главе, а вы будете вагончиками. При движении мы будем   произносить  четко  характерные  звуки,  выполнять движения».

Материал: запись музыкального сопровождения.

«Песочные поединки»

 Инструкция: «Король сказочной страны объявляет жителям о поединке. Вам нужно выбрать себе действующих персонажей. Для того чтобы одержать победу, необходимо:

©  соорудить  совместно  с  персонажем  друга  сторожевую башню;

©   проплыть под водой в песочной реке;

©   написать парами песочное послание».

Этюды на снижение импульсивности и демонстративности

«Песочное зеркало»

Инструкция: детям предлагается посмотреться в песочное зеркало и нарисовать, какими они увидели себя.

Материал: «песочное зеркало», карандаши, цветные мелки, краски, альбом.

«Веселое купание»

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам искупаться в теплом песке, но вам необходимо быть осторожными, ведь под „песчаной водой" есть жители, которых нельзя наделать».

Материал: песочница, фигурки «подводных жителей».

Игры на снижение тревожности и незащищенности

«Что же спрятано в песке»

Инструкция: «Ребята, опустите руку в песок и постарайтесь определить и назвать спрятанные в песке фигурки».

Материал: песок, фигурки.

«Сундучок с сюрпризом»

Инструкция: ребята открывают сундук с песком. Им предлагается одним пальцем, выполняя круговые движении, найти сюрприз.

Материал: сундучок с песком, сюрпризы - бусины, пуговицы, шишки.

«Бал зверей»

Инструкция: «Сейчас вы отправитесь на бал. Вал не простой, а звериный. Пусть каждый ребенок по желанию выберет себе зверя, охарактеризует его и выполнит вместе с ним танцевальные движения в соответствии с выбранным образом»

.

Игры па снижение эгоизма

«Великая тайна пустыни»

Инструкция: «Сегодня нам предстоит разгадать тайну. Но это сможет сделать только тот, кто подарит самое дорогое своему другу».

После словесного обсуждения подарков и поступков раскрывается тайна, что самое дорогое в пустыне - это вода. Педагог выступает в роли путника, которому очень хочется

пить, и предлагает детям определенное количество воды. Им необходимо разделить воду на всех поровну.

Материал: песок, пода.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин зеркал»

Инструкция: «Я предлагаю вам побывать в магазине, где продаются различные необычные и волшебные зеркала. Если посмотреться в такое зеркало, то превратишься в Карабаса, Кота в сапогах, Спящую красавицу, Бабу Ягу...»

Дети «смотрятся в «волшебные зеркала» и проигрывают эпизод из их сказки.

Материал: «волшебные» зеркала.

«Четыре характера»

Инструкция: «У каждого человека свой характер. Представьте себе, что вы попали в пещеру. Каждый здесь ведет себя по-своему, но все равно вам нужно суметь договориться, чтобы вместе найти выход».

Творческие задания

Детям предлагаются следующие задания:

рисовать песком на стекле;

перевоплотиться (в животных пустыни, жаркое солнце, капельки дождя...);

собрать солнце из песочных лучиков;

разыграть истории из «волшебного мешочка», из «волшебного сосуда»...

Источник: «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дтей дошкольного возраста» О.Ю. Епанчинцева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для педагогов:" Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников".

Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком...

Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....

Опыт работы по теме: «Синтез искусств как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»

Представление опыта работы по теме "Синтез искусств как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"...

Методическая разработка "Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста"

   У большинства детей дошкольного возраста отмечают недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Отставание в развитии ...

Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

У большинства детей дошкольного возраста отмечают низкий уровень не сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. Не сформированность тонкой моторики рук у...

Конспект мастер – класса «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Конспект мастер – класса «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»...