Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
методическая разработка по теме
Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка. Игры с песком снижают негативные проявления (страх, агрессию, тревожность), уменьшают проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида). В песочнице дети регулируют свое поведение, учатся общаться, взаимодействовать, налаживают эмоциональное общение со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesochnaya_igroterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_emocionalnoy_sfery_doshkolnikov.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком
Сказочные этюды на выражение эмоций
Этюд па выражение страха «Мост Страха»
Инструкция: «Ребята, вы отправляетесь В дальнее путешествие, на пути вам встретится много преград. Самая главная и сложная из них — Мост Страха. Для того чтобы пройти по нему, необходимо взяться за руки, закрыть глаза и пройти по узкому мостику (мосток из ребристых дорожек). А обратно мы пойдем спиной друг к другу!»
Материал: ребристые дорожки, записи музыки с оттенками тревоги и радости.
Этюд на выражение гнева «Зыбучие пески»
Инструкция: «Представьте себе, что вы превратились в злых волшебников. Когда вы ступаете на горячий песок, ваши ноги начинают проваливаться. Вы гневаетесь, раздвигаете песок...»
Материал: ткань, имитирующая песок.
Этюд на выражение радости «Встреча с маленькими человечками»
Инструкция: «В небольшой песочной стране жили маленькие человечки. Они не умели радоваться. Я прошу пас научить их радоваться с помощью мимики, жестов, движений. Покажите человечкам, как выглядит радость».
Материал: песочница, фигурки гномов.
Этюд на выражение восторга «Ветер перемен»
Инструкция: «Ребята, представьте себе, что вы живете в городе, где никогда ничего не происходит. И вдруг однажды вечером по всем улицам города разнеслась музыка, и появился фокусник. Какое чувство вы испытаете?»
Материал: запись музыкального сопровождения, миниатюрные игрушечные домики, фигурка фокусника.
Упражнения на расширение представлений детей об эмоциях
«Портрет на песке»
Инструкция: «Ребята, нарисуйте на песке свой портрет:
© когда вам дарят новую игрушку;
© когда вас обидели;
© когда вы испугались;
© когда увидели радугу».
Материал: песочница.
«Песчинки-эмоции»
Инструкция: «Ребята, создаете в песочнице картину «Песчаные эмоции», используя разноцветный песок.
Материал: разноцветный песок.
Игра-тренинг на снятие напряжении «Песочная река»
Инструкция: «Ребятки, закройте глазки и представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Материал: запись релаксационной музыки.
Игры для развития общения
«Страна понимания»
Инструкция: «Ребята, далеко-далеко есть страна понимания, где живут добрые люди, которые понимают друг друга без слов. Сейчас я загадаю слово и покажу его жестами, а вы скажете мне, что я загадала».
Детям предлагается самостоятельно поиграть в эту игру.
«Прием в королевстве Кривых зеркал»
Инструкция: « Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в королевство Кривых зеркал спасать друга, но чтобы пройти мимо стражников, вам необходимо с ними познакомиться и подружиться...»
Игра на оптимизацию самооценки «Мы — мастера»
Инструкция: «Ребята, сегодня вам, детям посчастливилось принять участие в конкурсе мастеров-ремесленников. Вам нужно рассказать всем, что они умеют делать лучше всего. Свой рассказ вам нужно начинать словами: «Я лучше всего умею делать...»
Упражнении на снятие агрессин и конфликтности
«Рыча, лев, рычи; стучи, поел), стучи»
Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам превратиться при помощи волшебных слов в паря зверей - во льва. По моему сигналу вам нужно порычать так громко, чтобы услышат все звери в лесу.
По моему второму сигналу рычание должно прекратиться.
(Дети выполняют задание по инструкции педагога.)
А теперь давайте покатаемся на поезде. Я сама стану во главе, а вы будете вагончиками. При движении мы будем произносить четко характерные звуки, выполнять движения».
Материал: запись музыкального сопровождения.
«Песочные поединки»
Инструкция: «Король сказочной страны объявляет жителям о поединке. Вам нужно выбрать себе действующих персонажей. Для того чтобы одержать победу, необходимо:
© соорудить совместно с персонажем друга сторожевую башню;
© проплыть под водой в песочной реке;
© написать парами песочное послание».
Этюды на снижение импульсивности и демонстративности
«Песочное зеркало»
Инструкция: детям предлагается посмотреться в песочное зеркало и нарисовать, какими они увидели себя.
Материал: «песочное зеркало», карандаши, цветные мелки, краски, альбом.
«Веселое купание»
Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам искупаться в теплом песке, но вам необходимо быть осторожными, ведь под „песчаной водой" есть жители, которых нельзя наделать».
Материал: песочница, фигурки «подводных жителей».
Игры на снижение тревожности и незащищенности
«Что же спрятано в песке»
Инструкция: «Ребята, опустите руку в песок и постарайтесь определить и назвать спрятанные в песке фигурки».
Материал: песок, фигурки.
«Сундучок с сюрпризом»
Инструкция: ребята открывают сундук с песком. Им предлагается одним пальцем, выполняя круговые движении, найти сюрприз.
Материал: сундучок с песком, сюрпризы - бусины, пуговицы, шишки.
«Бал зверей»
Инструкция: «Сейчас вы отправитесь на бал. Вал не простой, а звериный. Пусть каждый ребенок по желанию выберет себе зверя, охарактеризует его и выполнит вместе с ним танцевальные движения в соответствии с выбранным образом»
.
Игры па снижение эгоизма
«Великая тайна пустыни»
Инструкция: «Сегодня нам предстоит разгадать тайну. Но это сможет сделать только тот, кто подарит самое дорогое своему другу».
После словесного обсуждения подарков и поступков раскрывается тайна, что самое дорогое в пустыне - это вода. Педагог выступает в роли путника, которому очень хочется
пить, и предлагает детям определенное количество воды. Им необходимо разделить воду на всех поровну.
Материал: песок, пода.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин зеркал»
Инструкция: «Я предлагаю вам побывать в магазине, где продаются различные необычные и волшебные зеркала. Если посмотреться в такое зеркало, то превратишься в Карабаса, Кота в сапогах, Спящую красавицу, Бабу Ягу...»
Дети «смотрятся в «волшебные зеркала» и проигрывают эпизод из их сказки.
Материал: «волшебные» зеркала.
«Четыре характера»
Инструкция: «У каждого человека свой характер. Представьте себе, что вы попали в пещеру. Каждый здесь ведет себя по-своему, но все равно вам нужно суметь договориться, чтобы вместе найти выход».
Творческие задания
Детям предлагаются следующие задания:
рисовать песком на стекле;
перевоплотиться (в животных пустыни, жаркое солнце, капельки дождя...);
собрать солнце из песочных лучиков;
разыграть истории из «волшебного мешочка», из «волшебного сосуда»...
Источник: «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы дтей дошкольного возраста» О.Ю. Епанчинцева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"
Отчет по самообразованию...
Буклет для педагогов:" Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников".
Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком...
Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....
Опыт работы по теме: «Синтез искусств как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»
Представление опыта работы по теме "Синтез искусств как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"...
мероприятия в доу как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
в материале рассказывается о влиянии развлекательных мероприятий на развитие ребенка...
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель обогащения понимания эмоций и чувств состоит в том, чтобы имеющиеся у дошкольника (каждой возрастной группы) первичные и неполные знания об эмоциях и чувствах обогатились, стали более полными. В ...
Конспект мастер – класса «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Конспект мастер – класса «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»...