"Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"
статья (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Одной из актуальных проблем образования является изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас»,- отмечает В.В.Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние партнера по общению и управлять собственными эмоциями. В настоящее время закономерно то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью. В своей педагогической деятельности я часто замечаю, что под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети – а затем и взрослые. Негативные способы поведения дети переносят в игру. Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты» для ребенка. Игра – самый органичный способ для детей выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения. Поэтому я считаю, что именно в дошкольном возрасте необходимо особое внимание обращать на эмоциональное развитие ребенка, на преодоление и коррекцию в эмоциональной сфере детей. Большую помощь в этой работе мне оказала песочная игротерапия. Летом песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к оружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие пылинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Передо мной стояла цель: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств ребенка, осознание нравственных понятий детей посредством игротерапии. Данная цель реализовывалась через систему задач. Задачи песочной игротерапии. 1. Разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий. 2. Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в д/с. 3. Наладить тесное взаимодействие с родителями по решению проблемы эмоционального благополучия ребенка. Для проведения игр по песочной игротерапии особого оборудования не требуется. Чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное путешествие по песочной стране, необходимы: - водонепроницаемый песочный ящик (песочница); - чистый просеянный песок; - коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице. Для знакомства с песком необходимы формы для песка, сито, кисточки, для игр с водой – специальные емкости для воды, леечки. Ребенок – экспериментатор и изобретатель. Наше дело, как воспитателей, - предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента, в нашем лице, ведь ребенку, как и любому ученому, необходима независимость. Направленность игр. Игры в песке интересны детям, они вызывают интерес у детей, удивление, создают творческую атмосферу. Длительность игр определяется возрастом и желанием детей, они проводятся индивидуально или малыми подгруппами. Условно можно выделить игры с песком нескольких направлений: Познавательное развитие «Что это? Как интересно!». Развитие эмоциональной сферы «Мы такие разные!». Формирование социальных навыков: общение, уверенность в себе, самооценка, гуманные чувства: «Мир вокруг нас». Формирование практической деятельности «Мы – исследователи!». Группы методов и приемов игротерапии. Можно выделить следующие группы методов и приемов песочной игротерапии: 1. Исследовательская, практическая деятельность: работа с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), экспериментирование; поиск, наблюдение. 2. Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций (Ветер, ветер, ты могуч; знойное солнце, проливной дождь…), инсценировка и театрализация (поиски воды, поиск клада…). 3. Словесные методы: мини-беседы, доверительные беседы (почему мне одиноко, как справиться с грустью…), диалоги рассказ педагога (кто здесь живет?), фольклор и чтение произведений художественной литературы. 4. Наглядные методы: показ игрушек (сказочные персонажи, жители пустынь), рассматривание картин и иллюстраций, моделирование (строительство дворца для ветра, сооружение моста). Играя в песке, я опираюсь на разные чувства детей, использую разнообразные способы познания: - сравнение по контрасту и подобию (холодная и теплая песчаная нора); - исследовательская деятельность: потрогать, надавить, растереть, рассыпать песок, намочить (испечем пироги, замесим тесто, тропинка в лесу); - рассуждение (песок состоит из крупинок, вода из капелек); - анализ – синтез; - обобщение и описание (ребенок в речи передает характерные признаки объекта: камешки холодные, твердые, ракушки – ребристые, вода – мокрая, прохладная. теплая). Игры с песком. Чаще всего в работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую следующие игры и упражнения: . Дидактические игры обогащают представления детей о качестве и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении и использовании, пробуждают познавательный интерес к экспериментированию: «Чудесные куличики», «Ловкие пальчики» (вместе с детьми погружаем руки в сухой песок, начинаем шевелить пальчиками и следим за изменениями песочного ландшафта), «Резиновые игрушки», «Что спрятано в песке» и «Плывущий дельфин» (злая волшебница закопала игрушки, необходимо отыскать их в песке и определить, что это за игрушка); «Волшебный пирог» (вместе с детьми «испекли» вкусный пирог, которым угощали сверстников). 2. Сюжетно – ролевые игры в песочнице(«Зоопарк», «Кондитерский магазин», «День рождения мишки») снимают барьер в общении у детей, развивают коммуникативные навыки, умение действовать в соответствии с ролью в играх. 3. Тактильные упражнения (погладь песок, оставить след от кулачков) создают защитную, комфортную атмосферу, переносят в волшебный мир, они имеют огромное значение для развития психики детей. 4. Опыты (сухой песок не сохраняет форму, лепить можно из сырого песка, песок состоит из песчинок, тяжелые предмет оставляет более глубокий след) помогают уяснить свойства и признаки песка, учат детей самостоятельно делать выводы. В экспериментах «Бабушкино сито», «Брызгалки», «Мягкие флаконы» дают представление о сыпучести песка, «Песочная метель», «Танцующие песчинки» - о легкости и воздушности сухого песка. Вся эта кропотливая, созерцательная работа вызывает спокойствие у ребенка, сосредоточенность, умение слушать тишину, себя и окружающих. Выводы. Систематическое включение игр и упражнений в песке привело к положительным результатам и позволило сделать следующие выводы: Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка; Для результативности применяемой методики необходимы разнообразные условия, средства и методы, которые стимулируют желания интересы детей; Песочная игротерапия вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, агрессию, тревожность) и уменьшает проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); Проведенная работа оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей; С помощью песочной игротерапии удалось наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми; Данная методика совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит их выражать свои эмоции в безобидной форме. |
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
детский сад №12 «Рябинка»
ОТЧЕТ
по самообразованию
«Песочная игротерапия как средство
развития эмоциональной сферы дошкольников»
Выполнил: педагог – психолог
Крякина Е.С.
Петровск 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка. Игры с песком снижают негативные проявления (страх,...
Буклет для педагогов:" Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников".
Цель: гармонизировать эмоциональную сферу ребенка через применение игр с песком...
Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"
Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....
Опыт работы по теме: «Синтез искусств как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»
Представление опыта работы по теме "Синтез искусств как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"...
мероприятия в доу как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
в материале рассказывается о влиянии развлекательных мероприятий на развитие ребенка...
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель обогащения понимания эмоций и чувств состоит в том, чтобы имеющиеся у дошкольника (каждой возрастной группы) первичные и неполные знания об эмоциях и чувствах обогатились, стали более полными. В ...
Конспект мастер – класса «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Конспект мастер – класса «Игротерапия как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»...