«Практические и теоретические рекомендации по формированию лексического строя речи детей с ОНР»
консультация по коррекционной педагогике

Боярова Оксана Васильевна

Рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskiy_stroy.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Практические и теоретические рекомендации по формированию лексического строя речи детей с ОНР»

Как известно, слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т. д. слово имеет не только определенное звучание, но и смысловое содержание. Содержанием каждого слова является понятие. Процесс называния предметов- это и процесс познания.

         Новые слова усваиваются в процессе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них. Эта работа осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.

         Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является также ознакомление с различными способами словообразования.

         Игра для ребенка- это мощнейшая сфера «самостоятельности»: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Она оказывает большое влияние и на развитие речи, т. к. игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию ( развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико- грамматических категорий родного языка, а также помогает закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности ребенка.

Игра « Один – много»

Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных.

Упражнения

Мяч               мячи   много мячей           стол       столы     много столов

Кукла             …….   ……..                     Стул       …….               …….

Кубик             …….    …….                    кровать   …….              …….

Пирамидка    …….    ……..                   диван      ……..              ………  

Столик          столики      много столиков

Стульчик       ……….       ……….

Кроватка       ………         ……..  

Диванчик      …….            ……..

 

Игра «Назови ласково»

Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных и имен прилагательных.

Упражнения

Яблоко- яблочко

Груша-

Слива-

Лимон-

Ананас-

Апельсин-

Добрый слон- добренький слоник

Зубастый крокодил-

Ленивый бегемот-

Быстрая обезьяна-

Игра «Вершки и корешки»

Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.

У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли( вершки), а у других- то, что растет в земле (корешки).

Вершки-----------------------               -----------------------------корешки

                                            Капуста

                                            Морковь

                                            Баклажан

                                            Свекла….

 Игра «Съедобное и несъедобное»

Цель: закрепить в речи детей обобщающие понятия

Съедобный                                                                         несъедобный

-----------------------------боровик---------------------------

                                      Поганка

                                       Лисичка

                                       Мухомор

                                       Масленок…

Игра «Чье гнездо?» «Чьи перья?»

Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Гнездо грача-грачиное гнездо             гнездо скворца-

Гнездо журавля-                                    гнездо ласточки-

Перо у гуся- гусиное                            перо у утки-

Перо у курицы-                                     перо у индюка-

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: научить детей образовывать относительные имена прилагательные от имен существительных.

Шуба из меха-  меховая шуба

Платье из ситца -…..

Носки из шерсти-…….

Игра «Посчитай 1-2-5»

Цель: научить детей правильно согласовывать числительные с существительными.

Автобус- 1 автобус, 2 автобуса, 5 автобусов

Самолет-

Поезд-….

Игра «Кто где живет?»

Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.

Нора (чья?) – лисья нора

Берлога (чья?)-

Логово (чье?)-

Дупло (Чье?)-

Игра «Кто внимательный?»

Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог.

Вставить нужный предлог, чтобы предложение было правильным.

Дети учатся……школе.

Дети гуляют…..школой.

Дети вышли……школы.

Дети идут….школе.

Дети зашли….школу.

Игра «Продолжи предложение»

Цель: закреплять знания о профессиях, связанных с работой на транспорте.

Кто чем управляет?

Автобусом управляет…(водитель)

Грузовиком…(шофер)

Поездом…(машинист)

Вертолетом….(вертолетчик)

Самолетом…(летчик)

Кораблем….(капитан)

Мотоциклом…(мотоциклист)

Велосипедом…(велосипедист)

«Что здесь лишнее?»

Цель: развивать  операции обобщения, классификации, конкретизации.

Назвать лишний предмет, объяснить, почему он лишний, как одним словом назвать все остальные предметы.

Корабль, лодка, парусник, грузовик.

Самолет, вертолет, ракета, поезд.

Троллейбус, автобус, трамвай, самосвал.

Паровоз, тепловоз, электричка, скорая помощь.

Скорая помощь, пожарная, милицейская машина, велосипед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол: «Практические и теоретические рекомендации родителям по формированию лексического строя речи детей с ОНР»

Слово является одной из значимых единиц языковой системы. Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является ознакомление с различными способами словообразования. Игра дл...

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

Статья о формировании лексического сторя у детей с ОНР. Статья будет также интересна воспитателям. Она позволит интересно организовать работу по развитию лексического строя у детей....

Консультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"

Конультация для родителей "Особенности нарушений формирования лексического строя речи у детей с задержкой психического развития"....

Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Лексика, как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство словаря есть признак высокого развития ребенка. При нарушении формирования лексическ...

Использование кругов Луллия для формирования лексического строя речи у детей с ОВЗ

Игровые задания и упражнения, созданные на основе изобретения – Раймонда Луллия, являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей, относятся к системе ТР...

Формирование лексического строя речи у детей без речевых патологий

Формирование лексического строя речи у детей без речевых патологий ...

Логопедическая работа по формированию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Данная статья опубликована в сборнике XVIII Международной научно-практической конференции «Антропоцентрические науки в образовании»....