Рабочая программа учителя-логопеда
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ильясова Дильбар Рамизовна

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_moya.docx69.84 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1    Пояснительная записка………………………………………………..…..…3

1.2    Планируемые результаты………………………………………..…………..5

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1   Характеристика детей 5-6года жизни с ТНР…………………………...…...6                                          

2.2   Характеристика детей с тяжёлыми нарушениями речи, посещающих группу…………………………………………………………………………….…9

2.3 Основные направления коррекционно-развивающей работы. Содержание работы по образовательной области «Речевое развитие»  ..…………………...10

2.4 Ожидаемые результаты реализации рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»………………………….……………………..…………………….…12

2.5 Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей..  …………………………….………….13

  III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Система коррекционной и образовательной деятельности…………….…..15

3.2 Организация образовательной деятельности учителя-логопеда. ….……...16

3.3 Преемственность в планировании ООД логопеда и воспитателя….……...18

3.4 Содержание работы с родителями (законными представителями)...……...19

3.5. Распорядок дня, организация режимных моментов………………….…….21

Список литературы……………………………………………………………..…23

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                       

Годовой план работы учителя-логопеда на 2021-2022 учебный год

Перспективный план работы в старшей группе для детей с ТНР

Тематическое планирование организованной образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе для детей с ТНР на 2021-2022 учебный год

График работы учителя-логопеда

Циклограмма деятельности учителя-логопеда

Речевая карта

Примерный план индивидуальной работы по речевому развитию на учебный год

Структура индивидуально-подгруппового занятия

Паспорт кабинет

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами, регламентирующими функционирование системы дошкольного образования в РФ: с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева).

Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится в логопедической группе с 1 сентября по 1 июля.

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 5 до 6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи (в соответствии с возрастными нормами развития): 

Старший возраст (5 – 6 лет)

1. Развитие психомоторных функций;

2. Развитие познавательных компетентностей (тактильно-кинестетическое восприятие, зрительное и слуховое восприятие, пространственные представления, повышение общей осведомлённости дошкольников);

3. Коррекция и развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение);

4. Развитие произвольности психических процессов и самоконтроля детей с недостатками речевого развития;

5. Развитие тонкой и крупной моторики, межполушарного взаимодействия;

6. Формирование и развитие коммуникативных навыков.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

•        охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

•        осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

•        создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

•        обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

•        воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

•        взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

•        воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

•        развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

•        пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

•        особенности контингента детей и кадрового состава группы;

•        учет запросов родителей (законных представителей);

•        особенности региона.

1.2 Планируемые результаты.

 Старший дошкольный возраст (с 5 до 6 лет)

Ребёнок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребёнок эмоционально стабилен; пассивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме; ребёнок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определённой геометрической формы, обладающие определёнными свойствами; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребёнок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображённые на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображённых на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребёнок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детёнышей животных; уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов; объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная, сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребёнок употребляет основные виды интонации; ребёнок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжёлой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребёнка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что даёт возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как его целью является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

  1. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

2.1 Характеристика детей 5-6 года жизни с ТНР

Дошкольники с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) - это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).

У дошкольников с первым уровнем речевого развития речевые средства ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишённые флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

При втором уровне речевого развития речевая активность ребёнка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счёт обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребёнка уже есть простые нераспространённые предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращённой речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребёнка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребёнок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребёнок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причём замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребёнок может повторять трёх- и четырёхсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

Моторная (экспрессивная) алалия – это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное не сформированностью языковых операций процесса порождения речевого высказывания, при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

Ребёнок вовремя начинает понимать обращённую речь, но самостоятельно не говорит. Моторная алалия связана с нарушением речедвигательного анализатора центрального отдела.

Речевая симптоматика:

У детей с моторной алалией отмечается недоразвитие всех сторон речи (фонематическая, лексическая, морфологическая), всех видов речевой деятельности и всех форм устной речи. Дети характеризуются крайне низкой речевой активностью. При данной форме алалии у детей не формируются динамические речевые стереотипы. Со временем у детей формируется набор языковых средств, но они неспособны использовать их в своей речи, т.е. ведущее расстройство - это расстройство экспрессивной речи. В развитии таких детей может отсутствовать гуление, лепет звукоподражание. Ведущими расстройствами при данном виде алалии являются языковые расстройства.

При моторной алалии наблюдаются:

- лексические расстройства;

- нарушения грамматического строя речи (даже при коррекции они сохраняются длительное время);

- синтаксические нарушения;

- фонетические и фонематические нарушения;

- своеобразные нарушения артикуляторной моторики (дети с трудом усваивают сложные двигательные дифференцировки, не формируются динамические артикуляторные стереотипы и т.д.);

- нарушение просодической стороны речи (темп, ритм, интонация, мелодика и плавность речи);

- своеобразные нарушения восприятия речи (при моторной алалии наблюдается ослабление тонуса в коре головного мозга, это затрудняет восприятие тонких движений собственного артикуляторного аппарата, это влияет и на понимание речи);

- особенности коммуникативной деятельности (замены слов-жестами).

Дизартрия - нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. Дизартрия проявляется нарушением звукопроизношения и просодической стороны речи (темп, ритм речи, интонации, тембр голоса, речевое дыхание). Данные нарушения связаны с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. В детском же возрасте дизартрия приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, и часто к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция. Поскольку дизартрия не является самостоятельным заболеванием и может наблюдаться при многих расстройствах нервной системы, содержание и очерёдность лечебных мероприятий определяются врачом после установления клинического диагноза, с учётом возраста и состояния больного. Во многих случаях требуется комплексное (лечебное и логопедическое) воздействие. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении школьной программы.

Ринолалия (гнусавость) - изменение тембра голоса, искажение произношения звуков в результате нарушения нормального участия носовой полости в процессе речеобразования.

Во время фонации происходит патологическое изменение резонирования носовой полости. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи (открытая ринолалия), либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков (закрытая ринолалия).

2.2 Характеристика детей с тяжёлыми нарушениями речи,

посещающих группу

Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи I, II и III уровней речевого развития), дети с моторной алалией.

В 2021-2022 учебном году в старшей логопедической группе №10 общая численность детей в группе составляет 11 человек.

У большинства детей по-прежнему отмечаются нарушения грамматического строя речи, что проявляется аграмматизмами в речи при согласовании числительных 2 и 5 с существительными, при образовании относительных и притяжательных прилагательных, при образовании приставочных глаголов, при образовании названий детёнышей животных. Значительные трудности у детей вызывает пересказ и составление рассказа по серии сюжетных картин. Также у большинства детей недостаточно развито фонематическое восприятие: дети не могут определить место звука в слове, определить количество звуков в слове, придумать слово на заданный звук. У некоторых детей наблюдаются нарушения звуко-слоговой структуры слова. Навыки правильного звукопроизношения за период пандемии утрачены. Наряду с речевыми нарушениями у многих детей отмечается недоразвитие моторных функций, общей мелкой и артикуляционной моторики. Слабо развито слуховое внимание, слуховая память, конструктивный праксис.

В группе созданы оптимальные психолого-педагогические условия для усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программного материала, коррекции в отклонении развития речи, социальной адаптации, психологического развития воспитанников.

Логопедическое заключение воспитанников старшей группы

для детей с ТНР №10

ОНР III

ОНР I ур. по типу моторной алалии

ОНР I ур.

Ринолалия.

Тугоухость

ОНР II. по типу моторной алалии

ОНР II

Дислалия

ОНР II с дизартр. компонент.

ОНР III с дизартр. компонент

ОНР III

Дислалия

1 ребенок

1 ребенок

2 ребенок

3 ребенка

1ребенка

2 ребенка

1 ребенок

Вывод: таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ТНР носит многоспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

2.3 Основные направления коррекционно-развивающей работы. Содержание работы по образовательной области «Речевое развитие»  

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные цели и задачи.

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи, диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Содержание коррекционно-педагогической работы

Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый – снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун – озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно). Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательные с существительными. Знакомить с разными способами образования слов. Упражнять в образовании однокоренных слов, в том числе глаголов с приставками. Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Связная речь.

Развивать умение поддерживать беседу.

Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Художественная литература. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

2.4 Ожидаемые результаты реализации рабочей программы по образовательной области «Речевое развитие»

Компонент

Ожидаемые результаты

Артикуляционная

моторика

Точно и в полном объеме выполняет артикуляционные упражнения (объем движений, переключаемость и удерживание в заданной позе)

Звукопроизношение

и дифференциация звуков

-  правильно, отчетливо произносит все звуки.

-  различает на слух и в произношении: твердые и мягкие, глухие и

звонкие согласные, свистящие, шипящие, сонорные звуки.

Просодическая

сторона речи

-  имеет правильный длительный речевой выдох.

-  отчетливо произносит слова и фразы с разной высотой, громкостью и интонацией.

Слоговая структура

Произносит слова с 2, 3, 4 слогами со стечением согласных изолированно и во фразе

Фонематический слух

- Делит слова на слоги.

-  выделяет слова с заданным звуком из фразы, стихотворения.

- различает гласные и согласные, твердые – мягкие звуки.

Звуковой анализ

и синтез

- называет первый, последний звук, определяет место звука в слове (начало, середина, конец), определяет количество и последовательность звуков в слоге, в 3-4 звуковом слове, составляет графическую модель.

Словарь

- называет 5-6 предметов (по логическим группам)

- выделяет и называет части предметов;

- подбирает по 4-5 слов признаков и действий к предмету; предметы к признаку или действию;

- потребляет обобщающие слова;

- подбирает антонимы и синонимы к некоторым прилагательным и наречиям.

Грамматический строй

Словообразование:

- образует существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов, глаголы с помощью приставок (за, вы, у, на);

-  образует некоторые относительные прилагательные.

Словоизменение:

- употребляет существительные в И.П. и Р.П ед. и мн. числа и в других косвенных падежах;

- употребляет глаголы в настоящем, прошедшем времени ед. и мн.ч.

Согласование:

- правильно согласовывает слова во фразе;

- согласует прилагательные, местоимения с существительными в роде, числе;

- употребляет предложно-падежные конструкции (на под над за около к от по с из).

Фразовая речь:

- употребляет простое предложение, сложносочиненные (союзы и, а) и сложноподчиненные (союз потому что);

- распространяет предложения второстепенными, однородными членами.

Связная речь

- вступает в диалог и поддерживает его, объясняет правила игры; выражает свое мнение, отношение к чему-либо;

- связно, последовательно, выразительно пересказывает небольшие сказки;

- рассказывает по образцу, алгоритму: о предмете, по сюжетной картине, о событиях из личного опыта.

2.5         Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей

Цель - организация проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми и 5-6 лет (подготовительная группа) по образовательной области речевое развитие с интеграцией задач других образовательных направлений:

- физическое развитие;

- социально – коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- художественно-эстетическое развитие.

Образовательная

область

Задачи

Вид деятельности

Физическое

развитие

- Развивать координированность и точность действий.

- Формировать правильную осанку при посадке за столом.

- Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- пальчиковая гимнастика

- речь с движением

- физкультминутки

- беседа

- режимные моменты

Речевое

развитие

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

- игровые ситуации

- мини инсценировки

- автоматизация поставленных звуков

Познавательное

развитие

- учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку;

- продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов;

- развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами;

- совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике;

- расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых.

- составление описательных

рассказов

- автоматизация

поставленных звуков

- дидактические игры

на развитие слухового

и зрительного

восприятия

- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами

- пальчиковая гимнастика

художественно-

эстетическое

развитие

- развивать умение слышать и передавать ритмический рисунок;

- учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки;

- формировать прослеживающую функцию глаза и пальца;

- развивать графо-моторные навыки.

- дидактические игры и упражнения

- штриховка

социально-

коммуникативное

развитие;

- развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре;

- развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки;

- прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте;

- развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков;

- учить соблюдать технику безопасности;

- закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами;

- совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативность речи.

- настольно-печатные

дидактические игры,

- театрализованные игры;

- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи

- беседа

- поручения

- игры с мелкими предметами

    Распределение тематики занятий по неделям. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную табличную форму, могут планировать по своему усмотрению.

  1. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Система коррекционной и образовательной деятельности

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:

  1. I период - сентябрь, октябрь, ноябрь;
  2. II период - декабрь, январь, февраль;
  3. III период - март, апрель, май.

Сентябрь отводится педагогической диагностике индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составлению Рабочей программы.

Общей целью диагностики является – выявление особенностей развития детей и качественный анализ уровня психологического развития каждого ребенка для определения его индивидуальных особенностей и на этой основе создание идеальных условий для развития, обучения и коррекции отклонений у дошкольников с задержкой речевого развития.

             Задачи:

- обеспечить комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов;

- обеспечить оценку динамики достижений воспитанников.

     Установлена следующая периодичность проведения исследований – три раза в год:

Сентябрь - выявление уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы.

Январь (срезовая) - выявления уровня развития детей и дальнейшей корректировки содержания образовательной работы в процессе образовательной деятельности.

Май – с целью сравнения полученного и желаемого результата.

       Срезовая диагностика в январе проводится с детьми, у которых уровень развития речи ниже возрастной нормы и с детьми, которые редко посещают занятия и оцениваются по следующим критериям: положительная динамика, волнообразная, недостаточная.

     Логопедическое обследование детей направлено на проверку:

  • состояния уровня звукового анализ и синтеза,
  • сформированности фонематического слуха,
  • уровня развития словарного запаса,
  • состояния слоговой структуры,
  • умения строить связные высказывания,
  • уровня сформированности грамматического строя речи,
  • состояния артикуляционного аппарата и уровня звукопроизношения.

Основными методами диагностики являются наблюдение, беседа, тестовые задания.

 Результаты диагностического обследования заносятся в разработанные логопедами ДОУ речевые карты (Речевая карта для детей от 4 до 7 лет).

        Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учётом достижений детей в освоении программы.

С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми.

3.2. Организация образовательной деятельности учителя-логопеда

В старшей группе логопедом проводится подгрупповая работа (с подгруппами из 6-7 детей) 4 раза в неделю. Один день в неделю проводится только индивидуальная работа с детьми в первой половине дня или индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня.

На работу с одной подгруппой детей в старшей группе - 20 минут.

Сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в логопедической группе по сравнению с массовыми группами делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребёнка недопустимо.

  1. В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая - весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми.
  2. Индивидуальная работа с детьми направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:
  3. • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
  4.  • звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
  5. • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
  1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности:
  2.  1. Устранение и предупреждение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  3. 2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  4. 3. Развитие связной речи старших дошкольников.
  5. 4. Развитие коммуникативных навыков, успешности в общении.
  6. 3.3 Преемственность в планировании ООД учителя-логопеда
  7.  и воспитателя
  8.  Наиболее тесно логопед взаимодействует с воспитателем. Взаимная интеграция проходит через всю деятельность: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы, оформление рекомендаций для родителей (законных представителей). Воспитатель закрепляет навыки, полученных на логопедических занятиях в регламентированное время (вечерний час) и в нерегламентированное время (режимные моменты, прогулки, театрализованная и игровая деятельность). Ежедневно оформляется тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя группы. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения индивидуального образовательного маршрута, преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.
  9.     Функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.
  10.  Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед учителем- логопедом

Задачи, стоящие перед воспитателем

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2. Обследование речи детей.

2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4. Обсуждение результатов обследования.

5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей.

7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико- тематическим циклам.

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

10. Развитие фонематического восприятия детей.

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11. Обучение детей процессам звуко - слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13. Формирование навыков словообразования и словоизменения.

13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни.

14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.

14. Контроль над речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.

15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя.

16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.

3.4 Содержание работы с родителями (законными представителями)

        Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

       Задачи:

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;

- Повысить грамотность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка;

- Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умение делать правильные выводы из этих наблюдений;

- Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье;

- Воспитать у родителей привычки интересоваться у педагогов процессом развития ребенка в разных видах деятельности, обращаться за помощью в вопросах коррекции и воспитания.

   

Формы работы логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков.

  • Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
  • Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать.)
  • Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
  • Система методических рекомендаций (Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в логопедических группах детского сада лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста.)
  • Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)
  • Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год.)

Предполагаемый результат:

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  • Привлечение родителей (законных представителей) к участию в коррекционно-воспитательном процессе.
  • Заинтересованность в положительном конечном результате коррекционного процесса.

3.5 Распорядок дня, организация режимных моментов

  1. В соответствии с Программой максимально допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормативы САНПИН от 15 мая 2013 года № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013г, регистрационный № 28564).
  2. В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи с октября по май (включительно) проводится в неделю 17 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20 минут, по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребёнка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (6 часов 15 минут). Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.
  3. Режим дня на холодный период для детей старшей группы с нарушениями речи

Режимные моменты

Время

Приём детей. Самостоятельная игровая деятельность детей.  Коррекционная работа в индивидуальной форме.

08.00-08.10

Утренняя гимнастика, оздоровительные мероприятия, корригирующая гимнастика.

08.10-08.20

Подготовка к завтраку, завтрак. Воспитание культурно-гигиенических навыков.

08.20-08.50

Подготовка к организованной образовательной деятельности, дежурство.

08.50-09.00

Организованная образовательная деятельность.

09.00-09.20

Динамическая пауза.

09.20-09.30

Организованная образовательная деятельность.

09.30-09.55

Второй завтрак.

09.55-10.05

Игры по интересам, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, самостоятельная деятельность детей.

10.05-10.30

Подготовка к прогулке. Прогулка: спортивные, подвижные, дидактические игры, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность детей. Коррекционная работа в индивидуальной форме.

10.30-11.50

Возвращение с прогулки. Игры

11.50-12.00

Подготовка к обеду, воспитание культурно-гигиенических навыков. Обед. Обучение культуре приёма пищи

12.00-12.40

Подготовка ко сну. Дневной сон.

12.40-15.00

Подъем, гигиенические и закаливающие процедуры, гимнастика после сна, корригирующая гимнастика.

15.00-15.25

Коррекционная работа в индивидуальной форме по заданию учителя-логопеда и педагога-психолога /ООД/Самостоятельная игровая деятельность детей

15.25-15.50

Чтение художественной литературы

15.50-16.05

Подготовка к ужину. Ужин.

16.05-16.25

Подготовка к прогулке. Прогулка: подвижные, спортивные, дидактические игры, игры по желанию. Коррекционная работа в индивидуальной форме.

16.25-17.30

Возвращение с прогулки. Игры по интересам, сюжетно-ролевые игры, настольно-печатные, дидактические игры. Самостоятельная художественно-эстетическая, театрализованная деятельность детей.

17.30-17.45

Самостоятельная деятельность, игры. Работа с родителями. Уход детей домой.

17.45-18.00

  1. Режим дня на тёплый период для детей старшей группы с нарушениями речи

Режимные моменты

Время

Приём, осмотр, игры, ежедневная утренняя гимнастика

08.00-08.30

Подготовка к завтраку, завтрак

08.30-08.55

Игры, подготовка к занятиям

08.55-09.00

НОД. Беседы. Чтения.

09.00-09.25

Игры, самостоятельная деятельность

09.25-10.00

Второй завтрак

10.00-10.10

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.10-12.00

Возвращение с прогулки, игры

12.00-12.10

Подготовка к обеду, обед

12.10-12.40

Подготовка ко сну, дневной сон

12.40-15.00

Постепенный подъем, воздушные процедуры

15.00-15.25

Игры, самостоятельная деятельность, экспериментирование и труд

15.25-16.00

Подготовка к ужину, ужин

16.00-16.25

Игры, подготовка к прогулке

16.25-16.45

Прогулка, уход детей домой

16.45-18.00

  1. Примерное расписание работы учителя-логопеда
  2. 1-е подгрупповое занятие 09.00-09.20
  3. 2-е подгрупповое занятие 09.30-09.50
  4. Фронтальное занятие 09.00-09.20
  5. Индивидуальная работа с детьми 10.00-11.55
  6. Участие логопеда в режимных моментах 11.55-13.00

Список литературы

1. Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа, Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

  •  Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 № 26 от 15.05.2013 г.
  •  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г., № 1155

2. Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет». Комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» - М.: Сфера, 2007

3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников» – М., 1990.

4. Журнал «Логопед».

5. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1985.

6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. -М.: Владос, 2003

7. Кондратенко И. Ю. Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста //Дефектология. – 2003.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.

9. Миронова С.А. «Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи», М., «Профессиональное образование», 1993.

10. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб., 2005.

11. Поваляева М.А. «Справочник логопеда». Ростов-на-Дону, 2002.

12. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.

13. Ткаченко Т.А. «Учим говорить правильно: система коррекции ОНР у детей 6 лет», «Дневник воспитателя логопедической группы». М., 2002.

14. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей». — М., 2009.

15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Первый год обучения и второй год обучения, М., «Альфа», 1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Структура индивидуально-подгруппового занятия

1. Дыхательная гимнастика.

2. Пропевание гласных звуков.

3. Упражнение для губ.

4. Упражнение для языка.

5. Комплекс артикуляционной гимнастики, подобранный в соответствии с

отрабатываемым звуком.

6. Слоговая зарядка, чистоговорки, потешки.

7. Игра на развитие фонематического слуха.

8. Игры по лексической теме.

9. Игра на формирование грамматического строя речи.

10. Игра на развитие памяти, устойчивого внимания.

11. Игра на развитие связной речи.

12. Игра на развитие мелкой моторики.

13. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога

Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)

Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...

Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год

Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка          32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...