Маршрут для ребенка с СДВГ и ТНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Зайцева Мария Андреевна

Маршрут работы с ребенков с ТНР и СДВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iom_rebenka_s_sdvg_zaytseva.docx55.09 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Калининского района

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ДОШКОЛЬНИКА С СДВГ

Выполнила ЗАЙЦЕВА МАРИЯ АНДРЕЕВНА

Оглавление

Общие данные        3

Этапы работы        3

1. Диагностика        3

2. Определение целей и задач        5

3. Определение времени        5

4. Определение роли родителей        5

5. Разработка учебно-методического плана        7

6. Определение форм работы и методы работы        10

7. Интеграция с другими специалистами        10

8. Определение форм оценивания успехов        10

Литература        11

Приложения        12


Индивидуальный маршрут сопровождения образовательно-коррекционной работы ребенка с синдромом дефицита внимания

Общие данные

Ф.И.О. ребенка

Дата рождения

Сведения о семье,

Мать (образование, место работы)

Отец (образование, место работы)

Воспитатели (ФИО)

Специалисты:

Учитель-логопед:

Учитель-дефектолог:

Педагог-психолог:

Музыкальный руководитель:

Старшая медицинская сестра:

Группа здоровья

Режим пребывания ребенка в ДОУ

Заключение ПМПК

Рекомендации ПМПК

Долговременные цели

Цели на текущий период (год)

Этапы работы

1. Диагностика

Объект диагностики

Методика, автор

Источник

Дети

1. Внимание Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера)

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь,  2006.

2. Память: «10 слов», Лурия А.Р.

3. Мышление: "Предметная классификация"(вариант для детей 3-8 лет)

4. Эмоционально-личностные особенности, восприятие семейных отношений:

- «Рисунок семьи»,

- «Кинестетический рисунок семьи»,

- «Несуществующее животное»,

- «Дом. Дерево. Человек»

Венгер Психологические рисуночные тесты М. 2003.

Тест Тулуз –Пьеррона с 6 лет

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь,  2006. .

Родители и другие члены семьи

АСВ

Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский дом"Бахрах-М",2008

2. Диагностическое интервью

Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эфферктивного взаимодействия с детьми СПб. 2000

3. Анкета для родителей

Брязгунов И.П. Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок М. 2001

Педагоги

Анкета для педагога

Брязгунов И.П. Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок М. 2001

2. Определение целей и задач

Цель: Преодоление чрезмерной двигательной активности, мышечного напряжения

Задачи:

  1. Преодолевать психоэмоциональное напряжение, обучение  приемам  релаксации
  2. Учить приемам саморегуляции эмоций, Формировать способность к осознанию ребенком своих переживаний, их причин, особенностей проявления
  3. Развивать наблюдательность, умение  действовать  по  правилу,  волевую  регуляцию
  4. Развивать  умение  контролировать  импульсивные  действия
  5. Обогащать позитивный эмоциональный опыт, поведенческий репертуар
  6. Обучать родителей и педагогов эффективным приемам взаимодействия с ребенком имеющим диагноз СБВГ

3. Определение времени

Всего  будет  проведено  16  занятий. Занятия  проводятся  индивидуально  не  менее  2-х  раз  в  неделю, в  кабинете  психолога. Длительность   занятия до 30  минут.

4. Определение роли родителей

Цели работы

Формы взаимодействия

Содержание работы

Ответственный педагог/

специалист

Психологическая профилактика и просвещения родителей

Оформление папок-передвижек

1. Возрастные особенности детей 4-5,5-6 лет и 6-7.

2.Психлогическое здоровье ребенка и способы его укрепить

3. И.Т.д.  

Педагог-психолог

Помощь в поиске эффективных стратегий поведения в трудных воспитательных ситуациях.

Консультации

По запросу родителей

Педагог-психолог

Повышение компетенции родителей в вопросах взаимоотношений между родителями и ребенком. Обучение приемам активного слушания и выхода из трудных ситуаций в вопросах воспитания

Семинары-практикумы

Что такое СДВГ?

Отличие активного ребенка от гиперактивного.

Как родители могут помочь своему малышу.

Проигрывание ситуаций  

Педагог-психолог

Дефектолог

Получение ресурса

Круглый стол

Обсуждение ситуаций успеха в воспитательных моментах, деление опытом

Воспитатели группы, Педагог-психолог

5. Разработка учебно-методического плана

№ Занятия

Содержание занятия

Задачи

Материалы

  • Йоговская гимнастика для малышей (2)
  • Будь внимателен(6, стр.144)
  • Рисунки на крупе (6, стр.33)
  • Заключительный этап

Развитие навыков самоконтроля,

Снятие напряжения, развитие мелкой моторики

Поднос с крупой

  • Йоговская гимнастика для малышей (2)
  • Перехитри сторожа(6, стр.143)
  • Волшебный сундучок(6, стр.29)
  • Волшебное перо (10, стр.22)
  • Заключительный этап

Развитие навыков самоконтроля

Развитие внимания, мелкой моторики;

Релаксация

Шкатулка с небольшими предметами (бусины, пуговицы, счетные палочки); перо

  • "Колка дров" (10, стр.31)
  • Нарисуй настроение(6, стр.141)
  • Цветок (6, стр.145)
  • Я на солнышке лежу (1)
  • Заключительный этап

Снятие эмоционального напряжения;

Развитие навыков самоконтроля, Релаксация

Ватман, краски, кисти

  • "Колка дров" (10,стр.31)
  • Игра "Самолеты" (2)
  • Все под контролем(6)
  • Игры с прищепками(6)
  • Заключительный этап

Развитие навыков самоконтроля, произвольности

Развитие мелкой моторики, воображения, внимания, Релаксация

Прищепки, силуэты предметов

  • Падающее перо (10)
  • Игра с песком (6)
  • Заключительный этап

Развитие мелкой моторики, снятие нервного напряжения, Релаксация

Песочница с песком, маленькие игрушки; перо

  • Волшебное перо (10)
  • Скачу как мяч (1)
  • Сержусь, но улыбаюсь(1)
  • Заключительный этап

Релаксация, Формирование самоконтроля, Развитие произвольности, Релаксация

Медленная музыка, мячики, перо

  • Падающее перо (10)
  • Мое настроение (6)
  • Ползу как змея (1, стр.176)
  • Пальчиковый театр (проигрывание различных ситуаций)
  • Заключительный этап

Снятие эмоционального напряжения;

Формирование навыков общения

Развитие мелкой моторики Релаксация

Листы А4, краски, кисти, пальчиковый театр, перо

  • Волшебное перо (10, )
  • Проснуться и уснуть (10, стр.46)
  • Эмоциональное домино
  • Отреагирование негативных эмоций
  • Заключительный этап

Релаксация, Развитие самоконтроля, развитие умения слышать инструкцию, навыков конструктивного взаимодействия, умения понимать и вербализировать эмоциональное состояние окружающих

Перо, колокольчик, игра "Злой, веселый, грустный", газета,

  • Волшебное перо (10, стр.22)
  • Игра с песком(6)
  • Заключительный этап

Развитие мелкой моторики, снятие нервного напряжения, Релаксация

Песочница с песком, маленькие игрушки, перо

  • Волшебное перо (10, стр.22)
  • Беги, замри (10, стр.127)
  • Пальчиковый театр (проигрывание сказки на выбор ребенка)
  • Заключительный этап

Релаксация, Формирование навыков общения

Развитие мелкой моторики

Пальчиковый театр, перо

  • Волшебное перо (10, стр. 22)
  • Лото
  • Стоп, один! Стоп два! (10, стр. 108)
  • Сенсорные дорожки
  • Заключительный этап

Релаксация, Развитие самоконтроля, Умение понимать эмоции окружающих

Перо, игра "Злой, веселый, грустный", сенсорные дорожки, пальчиковые звери

  • Волшебное перо (10, стр.22)
  • Эмоциональное домино
  • Черепахи, кошки, птицы (10, стр. 113)
  • Рисование своего настроения
  • Заключительный этап

Релаксация, Развитие самоконтроля, развитие умения слышать инструкцию, навыков конструктивного взаимодействия, умения понимать и вербализировать эмоциональное состояние окружающих

Перо, игра "Злой, веселый, грустный", лист А 4, карандаши

  • Волшебное перо (10, стр 22)
  • Игра с песком
  • Заключительный этап

Развитие мелкой моторики, снятие нервного напряжения, Релаксация

Перо, Песочница с песком, маленькие игрушки

  • Падающее перо (10, стр. 24)
  • Девочки-мальчики
  • Перевертыши (1, стр. 176)
  • Сенсорные дорожки
  • Заключительный этап

Релаксация, развитие коммуникативных навыков, умения справляться с импульсивностью, управление своими эмоциями, умение достойно выигрывать и проигрывать, Развитие самоконтроля, коррекция импульсивности

Перо, игра "Злой, веселый, грустный", сенсорные дорожки, пальчиковые звери

  • Падающее перо (10, стр.24)
  • Девочки-мальчики
  • Море волнуется раз
  • Правила дружбы (1, стр.147)
  • Заключительный этап

Релаксация, развитие коммуникативных навыков, умения справляться с импульсивностью, управление своими эмоциями, умение достойно выигрывать и проигрывать, развитие волевых качеств,

Перо, игра "Злой, веселый, грустный

  • Падающее перо (10, стр.24)
  • Игра с песком
  • Заключительный этап

Развитие мелкой моторики, снятие нервного напряжения, Релаксация

Песочница с песком, маленькие игрушки; перо

6. Определение форм работы и методы работы

  • Упражнения для снятия мышечного напряжения
  • Игры на развитие произвольности
  • Упражнения  для  релаксации
  • Упражнения на развитие мелкой моторики рук

7. Интеграция с другими специалистами

Работа с гиперактивным ребенком проходит комплексно:

  • После первичной диагностики на ПМПК специалисты совместно с воспитателями принимают решение о необходимости сопровождения данного ребенка и его направлении.
  • Психолог проводит просветительские беседы с воспитателями, логопедами, и другими сотрудниками, взаимодействующими с ребенком, разъясняя особенности его поведения.
  • Психолог знакомит сотрудников со способами эффективного взаимодействия с ребенком, проводит индивидуальные занятия.
  • Разрабатывает рекомендации для специалистов направленные на закрепление, полученных на индивидуальном занятии с психологом, знаний; обучения работать в команде, развитие произвольности, обучение ожидать своей очереди и т.д.
  • Дефектолог проводит специальную коррекционную работу по коррекции дефицита внимания
  • Невропатолог назначает медикаментозную терапию.
  • Воспитатели и другие специалисты делятся наблюдениями за ребенком и удачными или не удачными способами взаимодействия с ним.

8. Определение форм оценивания успехов

  • Итоговая диагностика ребенка;
  • Беседы с родителями и педагогами группы

Литература

  1. Аралома М.А. Справочник психолога ДОУ.- М.ТЦ Сфера. 2007
  2. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. Изд. 2-е, доп. — М.: Книголюб, 2005.
  3. Брязгунов И.П. Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок М. 2001
  4. Венгер Психологические рисуночные тесты М. 2003.
  5. Карточки "Игры для гиперактивных детей" Е. Лютова-Робертс, Г. Монина
  6. Кузнецова  А.Е. Игры для гиперактивных детей.- Ростов-н/Д: Феникс, 2011.
  7. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми СПб. 2000
  8. Практикум для детского психолога/Г.А. Широкова, Е.Г.Жадько.-Изд.7-е.-Ростовн/Д:2010.
  9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь,  2006.
  10. Фопель К. С головы до пят. Подвижные игры для детей 3-6 лет. Пер. с нем. - 2-е изд.- М.: Генезис, 2010
  11. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский дом"Бахрах-М",2008

Приложения

Приложение 1

Анкета для педагога

В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребенка?

Проставьте соответствующие цифры: 0 – отсутствие признака; 1 – присутствие в незначительной степени; 2 – присутствие в умеренной степени; 3 – присутствие в выраженной степени.

Признаки

Баллы

1.

Беспокоен, извивается, как уж

2.

Беспокоен, не может оставаться на одном месте

3.

Требования ребенка должны выполнятся немедленно

4.

Задевает, беспокоит других детей

5.

Возбудимый, импульсивный

6.

Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени

7.

Не заканчивает работу, которую начинает

8.

Поведение ребенка требует повышенного внимания учителей

9.

Не старателен в учебе

10.

Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив)

Общее количество баллов

Если результаты 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.

Приложение 2

Анкета для родителей

Появились ли у ребенка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только ответы «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов).

Признаки

Баллы

1.

Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается

2.

С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий

3.

Легко отвлекается на посторонние стимулы

4.

С трудом ожидает очереди для вступления в игру

5.

Отвечает на вопросы, подумав и раньше, чем вопрос закончен

6.

С трудом исполняет инструкции других

7.

С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях

8.

Часто переключается с одного незаконченного дела на другое

9.

Во время игр беспокоен

10.

Часто чрезмерно разговорчив

11.

В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью»

12.

Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей

13.

Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.)

14.

Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например. бежит по улице «без оглядки»

Общее количество баллов

Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать ребенка специалисту.

Приложение 3

"Взаимодействие родителей с гиперактивными детьми"

(синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гипердинамический синдром)

Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит активного внимания, импульсивность и повышенная двигательная активность. Причины появления данного синдрома в настоящее время окончательно не установлены.

В поведении ребенка данный синдром проявляется повышенной возбудимостью, непоседливостью, разбросанностью, расторможенностью, отсутствием сдерживающих начал, чувством вины и переживания. Про таких детей иногда говорят, что они «без тормозов».

Поскольку своевременно не выявленная гиперактивность в дальнейшем может стать причиной школьной неуспеваемости, проявления неадекватного поведения, нужно обращать особое внимание на детей раннего возраста, демонстрирующих признаки этого синдрома. Но диагноз гиперактивности имеет право поставить только врач.

В зависимости от особенностей ребенка врач может порекомендовать либо сбалансированное питание, либо витаминотерапию, либо медикаментозное лечение. Но только медикаментозная помощь не сможет адаптировать ребенка к окружающим условиям, привить ему социальные навыки. Поэтому в работе с гиперактивным ребенком необходим комплексный подход.

В. Оклендер в работе с гиперактивными детьми рекомендует использовать два основных приема: сглаживание напряжения и следование за интересами ребенка.

Снять напряжение ребенку помогают занятия с глиной, крупой, песком, водой, рисование с помощью пальцев. Кроме того, взрослый может следовать за интересами ребенка, наблюдая, что его увлекает в данный момент, что притягивает его интерес. Например, если ребенок подходит к окну, взрослый делает это вместе с ним и пытается определить, на каком предмете остановился взгляд ребенка, и старается удержать внимание малыша на этом предмете, подробно описывая детали предмета.

Р. Кэмпбелл считает, что основными ошибками взрослых при воспитании гиперактивного ребенка являются: - недостаток эмоционального внимания, подменяемого медицинским уходом; - недостаток твердости и контроля в воспитании; - неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.

Если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности» - В. Оклендер.

Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей. Например: «Выливать воду на пол нельзя, но если ты хочешь купать куклу, давай мы посадим ее в таз».

Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию малышом своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например, родитель вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, «борются». Если ребенок маленький, то родитель может положить ребенка себе на живот и выполнять произвольные движения и поглаживания. Дети быстро успокаиваются, ощущают безопасность, расслабляются и доверяют себя взрослому. Можно, сидя на ковре (родитель сидит позади ребенка), делать следующее упражнение: родитель берет попеременно руки и ноги ребенка и выполняет ими плавные движения. Можно таким образом играть в мячь, держа руки ребенка в своих руках. Таким образом развивается эмпатия, ребенок получает удовольствие от взаимодействия с родителем, доверяет ему, чувствует его поддержку.

Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.

Родители должны понять, что ребенок ни в чем не виноват и что бесконечные замечания и одергивания ребенка приведут не к послушанию, а к обострению поведенческих проявлений гиперактивности. Родителям нужно научиться сдерживать бесконечный поток замечаний.

Для этого родители и другие близкие люди, которые живут вместе с ребенком, в течение дня записывают все замечания, которые были сделаны ребенку. Вечером взрослые зачитывают список и обсуждают, какие из замечаний можно было не делать, отмечая те из них, которые привели к усилению деструктивного поведения ребенка.

Многие родители жалуются, что их дети – «с мотором», никогда не устают, чем бы они не занимались. Однако это не так: излишняя активность ребенка после эмоционального перенапряжения, непоседливость могут быть проявлением общей ослабленности мозга. Поэтому необходимо строить распорядок дня таким образом, чтобы не перегружать ребенка, и четко соблюдать этот распорядок дня. Чтобы предотвратить перевозбуждение, такой ребенок должен ложиться спать в сторого определенное время, как можно меньше смотреть телевизор, особенно перед сном. Поскольку гиперактивный ребенок спит мало и беспокойно, желательно вечером перед сном погулять с ним, или заняться чем-то спокойным.

В целях безопасности ребенка родители должны установить определенные запреты. Запретов должно быть немного, и они должны быть четко и кратко сформулированы. Запрет для детей раннего возраста может состоять из 2-3 слов, например «горячо, утюг». Для детей дошкольного и младшего школьного возраста запрет должен содержать не более 10 слов.

Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.

Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.

Гиперактивные дети не всегда адекватно воспринимают родительскую любовь, поэтому им в большей степени, чем другим, необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии.

Приложение 4

СПИСОК ВОПРОСОВ ДЛЯ БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ
ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

  1.  Характерны ли для ребенка нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
  2.  Каковы особенности протекания беременности родов?
  3.  Трудно ли ребенку выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую ему читает взрослый?
  4.  Каковы особенности раннего развития ребенка?
  5.  Верно ли то, что ребенок показывает в обучении результаты которые явно ниже его способностей?
  6.  Часто ли ребенок нарушает правила?
  7. Есть ли в семье другие дети?
  8. Является ли ребенок чрезмерно экспрессивным?
  9. Характерна ли для ребенка низкая переносимость огорчений?
  10. Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям?
  11. Бывают ли у ребенка депрессивные состояния?
  12.  Нравится ли ребенку, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
  13. Часто ли ребенок приходит в ярость?
  14. Легко ли ребенок приходит в состояние гнева?
  15.  Какая ведущая рука у ребенка?
  16.  Есть ли в семье родственники склонные к депрессиям, алкоголизму, к употреблению наркотиками?
  17.  Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?
  18. Часто ли меняется настроение ребенка?
  19.  Трудно ли ребенку справиться со своим гневом? Умеет ли он контролировать свой гнев?
  20.  Нет ли у ребенка склонности показывать успехи ниже, чем он способен?
  21. . Нет ли у ребенка привычки «перепрыгивать» с одной программы телевидения на другую?
  22.  Когда ребенок слушает, заняты ли чем-то его руки (играет в машинки, чертит линии)?
  23.  Любит ли ребенок смотреть телевизор?
  24.  Агрессивен ли ребенок? Какая агрессия проявляется чаще:
    вербальная или невербальная?
  25.  Насколько точно выполняет ребенок указания взрослых?
  26.  Насколько хорошо развита у ребенка координация движений?
  27.  Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
  28. Является ли ребенок аллергиком?
  29. Страдал ли кто-то из членов семьи ребенка синдромом дефицита внимания?
  30.  Беспокоен ЛИ ваш ребенок?
  31.  Умеет ли ребенок хранить секреты?
  32.  Часто ли ребенок отказывается выполнять просьбы, требования взрослых?
  33.  Имеет ли ребенок привычку лгать?
  34.  Каков уровень самооценки ребенка?
  35.  Способен ли ребенок длительное время ждать вознаграждения)
  36.  Есть ли в семье другие гиперактивные дети?
  37.  Как ребенок реагирует на замечания Взрослых?
  38.  Часто ли ребенок забывает выполнить поручения взрослых?
  39.  Характерна для ребенка роль «клоуна» в группе?
  40.  Страдает ли ребенок нарушением сна?
  41.  Как долго спит ребенок?
  42. Каков уровень развития мелкой моторики ребенка?
  43.  Умеет ли ребенок планировать последствия своего поведения?
  44.  Является ли полной семья ребенка?
  45.  Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
  46. . Часто ли в Семье происходят конфликты?
  47.  Трудно ли ребенку дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?
  48.  Часто ли ребенок задевает вещи, роняет их?
  49.  Часто ли ребенок является инициатором конфликтных ситуаций?
  50.  Часто ли ребенку приходится делать замечания дома, на прогулке, в детском саду?
  51.  Труднее ли Ребенку закончить задание в детском саду, чем дома?

Приложение 5

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

  1.  Отвлечь ребенка от его капризов.
  2.  Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  3.  Задать неожиданный вопрос.
  4.  Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  5.  Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  6.  Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  7.  Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  8.  Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою    просьбу (нейтральным тоном).
  9.  Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  10.  Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
  11.  Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
  12.  Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит).

 Приложение 6

Картотека игр для воспитателей по СДВГ

(Карточки Игры для гиперактивных детей Е. Лютова-Робертс, Г. Монина)

Название игры

Возраст

Число участников

Цели

О рыбаке и рыбке (Фопель)

5

2

Развитие концентрации внимания, восстановление умственной и телесной работоспособности, пробуждение любознательности

Разведчики

4

1

Развитие произвольного внимания

Сказка про нас

5

6-7

Развитие слухового внимания, навыков коммуникации, саморегуляции

Стихотворение

5

1

Развитие произвольности поведения, управления телом, координации

Где мои тапочки

3

5

Развитие зрительного внимания, контроль над импульсивностью

Говори

4

2

Учить детей следовать групповым правилам

Ха-ха-ха (Басаргина Б.)

5

6-7

Формирование позитивной психологической атмосферы, снижение мышечного и эмоционального напряжения, развитие координации движений, навыков тактильного взаимодействия

Дождик

4

3

Учить детей работать в команде

Аплодисменты, или Спасибо тебе!

6

5

Создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие эмпатии, способности к СО-радости

Кто спрятался?

3

1

Развитие концентрации внимания, зрительного восприятия, умения дожидаться своей очереди

Занимательная математика

6

1

Развитие координации движений, умения действовать в команде, выполнять инструкцию взрослого

Снежинки

5

1

Развитие координации движений, произвольности поведения, активизация работы мозга

Давайте поздороваемся

6

5

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст возможность гиперактивному ребенку почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров поможет избавиться от ощущения отчужденности

Хвосты

3

5

Развитие координации движений

Африканская игра

6

8

Учить детей следовать групповым правилам

Рыба (Басаргина Б.)

6

1

Развитие координации движений, навыков взаимодействия в группе, слухового внимания, умения подчинятся инструкции

Дотронься до…

3

1

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции

Бродячие артисты

4

3

Развитие внимания в слуховой модальности

Танцевальное соло

6

1

Развитие слухового внимания, произвольности поведения, умения договариваться

Филин в карауле

4

5

Учить детей следовать групповым правилам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Портрет ребенка с СДВГ"

Характеристика ребенка с СДВг, рекомендации для родителей по взаимодействию...

КОНСПЕКТ тренинга личностного роста для педагогических сотрудников «Работа с ребенком с СДВГ в ДОУ ».

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – это расстройство, проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Таким детям тяжело контролировать свое поведение и/или концентрировать в...

Развивающие упражнения и занятия с ребенком с СДВГ

Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длитель...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ

Практические рекомендации педагогам гиперактивного ребенка. Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с ребенком с СДВГ...