Музыкотерапия - как нетрадиционный метод терапии в логопедической работе.
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Ольга Валерьевна Лобова

Еще одним нетрадиционным методом воздействия в работе логопеда при работе с детьми, имеющих нарушения речи, является музыкотерапия.

 

Цели:

·  Создавать положительный эмоциональный фон.

·  Стимулировать двигательные функции.

·  Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

·  Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx16.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия - как нетрадиционный метод терапии в логопедической работе.

Еще одним нетрадиционным методом воздействия в работе логопеда при работе с детьми, имеющих нарушения речи, является музыкотерапия.

Цели:

·  Создавать положительный эмоциональный фон.

·  Стимулировать двигательные функции.

·  Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.

·  Растормаживать речевую функцию.

Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.

Главными выразительными средствами музыки являются звуки.

Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.

Наиболее важным для детей является тренировка наблюдательности и чувства ритма, темпа и времени, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, общей тонкой и артикуляционной моторики.

У детей младшего школьного возраста, имеющих речевые нарушения, внимание неустойчивое, они с трудом задерживается на одном предмете длительное время. Их особенно затрудняет раздвоенность внимания. Часто ребенок забывает правильно дышать или останавливает дыхание на некоторое время при выполнении двигательных заданий. Поддержание правильного дыхания можно осуществить через организованное участие его в подражании звукам в речитативе или песне, которые должны так сочетаться, чтобы соответствовать совершаемым движениям и физическим упражнениям.

Музыкальное сопровождение игр ведёт к еще более эффективному развитию и закреплению полезных качеств и умений, полной согласованности движений по скорости, продолжительности, воспитывает чувство ритма, темпа, благоприятствует уравновешиванию нервных процессов, содействует лучшей координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Игра на детских инструментах также эффективна для развития чувства музыкального темпа и ритма, а, следовательно, и слоговой структуры слова. Использование методов музыкотерапии органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия педагога с другими участниками образовательного процесса.

Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:

·  Прослушивание музыкальных произведений,

·  Ритмические движения под музыку,

·  Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса,

·  Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,

Наибольшим возбуждающим воздействием обладает

  музыка Вагнера 

  оперетты Оффенбаха 

  «Болеро» Равеля 

  «Весна священная» Стравинского 

  «Каприз № 24» Никколо Паганини 

Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.

Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

  музыка Франсиса Гойи 

  «Времена года» Чайковского 

  «Лунная соната» Бетховена 

  фонограмма пения птиц. 

·  Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

·  Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.

·  Цель логопедических и логоритмических  занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального  фона реабилитации:

·   снятие фактора тревожности

·   стимуляция двигательных функций

·  развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей

·  растормаживание речевой функции

·  развитие чувства ритма, темпа, времени

·  развитие мыслительных способностей и фантазии

·  развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков 

·  Музыкальная ритмика используется при лечении

  тиков 

  заикания

  нарушений координации 

  расторможенности 

  моторных стереотипов 

  дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха) 

  брадилалии и тахилалии. 

Во время музыкального сеанса следует соблюдать такие принципы.

·  Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия.

·  Использовать только те произведения, которые нравятся абсолютно всем детям.

·  На занятии лучше использовать одно музыкальное произведение.

Использование музыки может быть не только этапом коррекционного воздействия, но и мягким, уютным, ненавязчивым фоном любого другого занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

В статье говорится о том, что нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения речи....

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Преодаление речевых трудностей у детей, при помощи нетрадиционныхметодов....

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных ср...

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Нетрадиционные методы воздействия логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающейся работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных ср...

Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе

Данная статья раскрывает некоторые нетрадиционные методы терапии, которые можно использовать в логопедической практике. Наибольшее внимание отводится описанию су-джок терапии, кинезиотерапии...

Хромотерапия и пескотерапия - как нетрадиционные методы терапии в логопедической работе.

Хромотерапия (цветотерапия, светотерапия).Цели:·  Нормализовать мышечный тонус,·  Нейтрализовать негативное состояние.Хромотерапия – это наука, изучающая свойст...

Музыкотерапия как нетрадиционный метод терапии в логопедической работе

Одним нетрадиционным методом воздействия в работе логопеда при работе с детьми, имеющих нарушения речи, является музыкотерапия. Цели: · Создавать положительный эмоциональный фон. · Стимулировать ...