Особенности формирования речевых коммуникаций детей с РАС
презентация по коррекционной педагогике

Овсянникова Марина Владимировна

В презентации раскрывается тема об особенностях формирования речи у детей с аутизмом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности формирования речевых коммуникаций детей с РАС А В Б Презентацию подготовила воспитатель первой категории ДОУ « Созвездие » корпус « Тополек » Овсянникова Марина Владимировна

Слайд 2

А В Б Г Д Е В большинстве случаев сложности с коммуникацией, которые ассоциируются с аутизмом, возникают очень рано, задолго до того, как начинает развиваться речь в обычном понимании. Последнее время стало больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Одной из серьезных проблем в системе современного образования является психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизмом (от греческого autos - сам) называют состояние психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира. Аутизм может быть, как вторичным симптомом шизофрении, так и самостоятельной нозологической единицей.

Слайд 3

А В Б Г Д Е Способность к коммуникации у детей с РАС развивается иначе, чем у нейротипичных сверстников: обычно начинается позже и происходит медленнее или неравномерно, с опережением или отставанием в разных аспектах. Поэтому возникают трудности в общении и поиск замещающих паттернов поведения. Иногда кажется, что ребенок «не слышит», когда к нему обращаются, реагирует только на часть высказывания, воспринимает все буквально. У некоторых детей с РАС слова и выражения звучат не для того, чтобы вступить в диалог, а являются повторением услышанных ранее фрагментов речи (например, высказываний других людей, фраз из рекламы, мультфильмов, знакомых стихов или рассказов). Это называется эхолалия, и она часто не является коммуникацией. Также могут возникать трудности в развитии невербальной коммуникации. Некоторые дети с аутизмом могут хорошо произносить звуки, но при этом говорят слишком тихо или слишком громко. Ребенку с аутизмом может быть крайне трудно начать диалог, продолжить общение, подобрать слова, сформулировать мысль, поделиться эмоциями.

Слайд 4

Серьезные дефициты в области коммуникации у детей с РАС приводят к фрустрации и нежелательному поведению (когда ребенок не может выразить свое желание или нежелание, он злится, может бросить предмет или ударить человека). Если не научить ребенка тому, как вежливо привлекать внимание других людей, он будет делать это доступными ему способами: капризами, протестом и истериками. Снизить уровень тревоги и фрустрации можно, обучив ребенка альтернативным способам коммуникации – при помощи картинок или жестов. Однако ребенку важно дать понять, что коммуникация должна быть взаимной, а для этого ему нужна дополнительная мотивация. А В Б Г Д Е У типично развивающихся детей формирование разных коммуникативных функций происходит в процессе общения. Детям с РАС для их развития нередко может понадобиться специальная помощь. Например, ребенок успешно просит объекты/активности, используя слова или картинки, но при этом для выражения протеста пока использует более незрелые формы общения – крик или плач. Другим примером могут быть трудности с ответами на вопросы, которые нередко возникают у людей с РАС (многие дети с большей вероятностью повторят вопрос, нежели ответят на него). У некоторых детей с аутизмом возникают значительные трудности с использованием местоимений и предлогов.

Слайд 5

Л.С. Лебединская, О.С. Никольская различают четыре варианта состояния речевой сферы у детей данной категории.

Слайд 6

Как эффективно общаться с ребенком с РАС Важнейшим условием для начала общения является наличие как минимум двух партнеров (отправителя сообщения и его получателя). Так как у ребенка с РАС наблюдаются трудности с инициацией и поддержанием диалога, а также с пониманием смысла сообщения, взрослому важно уметь адаптировать свою речь в соответствии с уровнем развития ребенка. Многие взрослые с аутизмом говорят, что им бывает трудно выделять отдельные слова в потоке речи. Непросто также бывает понять, к кому сейчас обращается собеседник (например, фраза «все идут мыть руки» может не восприниматься ребенком с РАС как имеющая отношение к нему тоже).

Слайд 7

Как можно улучшить взаимодействие с ребенком с РАС: Говорите с ребенком, используя простые и четкие фразы, – это позволит ребенку лучше понять ваше сообщение. Если ребенок использует только отдельные слова, постарайтесь сократить вашу фразу до двух слов. Например, вместо длинного предложения «Аня, пойдем быстрее кушать, но сначала надо убрать игрушки и помыть руки» произносим несколько коротких: «убери игрушки», после того, как это выполнено, – «помой руки», а затем уже – «идем есть»). Если ребенок пока не пользуется речью, используйте отдельные слова (например, вместо «пойдем есть» – только слово «есть»). Можно использовать речевую фразу «сначала – потом» (например, «сначала помой руки, потом есть»). Не превращайте инструкцию в вопрос, используйте утвердительную форму (вместо «пойдешь читать книгу?», «пойдешь есть?» «будешь спать?» говорим «идем читать», «идем есть», «спать»). Это существенно снизит вероятность того, что ребенок откажется выполнять то, что ему сейчас нужно сделать. Очень важно предоставлять ребенку время на обработку информации (обычно рекомендуют посчитать про себя от 5 до 15, в зависимости от навыков конкретного ребенка), прежде чем повторить вопрос или дать инструкцию. Чтобы ребенок обратил на вас внимание, встаньте напротив, поощряйте контакт глаз. Сопровождайте свою речь жестами или другими видами визуальной поддержки. Обращайтесь к ребенку, если хотите, чтобы он ответил вам или что-то сделал. Поощряйте действия по очереди («сначала ты, потом я», «моя очередь, твоя очередь»), это учит ребенка ждать, когда в конкретный момент не его время выполнять какое-то действие. Подкрепляйте попытки коммуникации приемлемым способом со стороны ребенка, используя игры, активности, игрушки. Коммуникация для ребенка с РАС – непростая задача.

Слайд 8

При всем разнообразии речевых расстройств, можно выделить основные особенности речи у детей с расстройствами аутистического спектра: 1.Мутизм (отсутствие речи) у значительной части детей. 2.Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время с отсрочкой. 3.Большое количество слов – штампов и фраз – фонографичность (« попугайность ») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи; 4.Отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо); автономность речи; 5.Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а других иногда «я»); 6.Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы; 7.Нарушения: грамматического строя речи; звукопроизношения; просодических компонентов речи

Слайд 10

Список литературы и источников : https://psy.su/feed/8615/ https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-rechi-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-3163446.html https://tpmpk7.ru/metodicheskie-materialy-1/stranichka-logopeda/osobennosti-rechevogo-razvitiya-u-detey-s-ras / « Особенности развития речи детей с расстройствами аутистического спектра» - Г.А . Баранова. ГОУДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула И.С. Белоус. МУДО «Центр сопровождения детей», г. Богородицк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование способов речевой коммуникации детей с дефектами речи"

Как сформировать способы речевой коммуникации?!...

Формирование речевой коммуникации у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы

Работа по активизации речи у неговорящих детей, имеющих эмоционально-волевые нарушения....

Формирование речевой коммуникации как средство социальной адаптации детей с задержкой психического развития

В данной презентации дается определение ЗПР. Раскрыты задачи первых направлений коррекционно-развивающей работы. Раскрыты основные принципы организации работы на начальном этапе...

Влияние правильного звукопроизношения на формирование речевой коммуникации у детей

Влияние правильного звукопроизношения на формирование речевой коммуникации у детей....

Особенности формирования речевых функций детей с расстройством аутистического спектра

Для аутизма характерно нарушение речевых функций. В современном мире социализация занимает одно из важнейших ступеней, но без сформированных навыков коммуникации она невозможна. Как невозможно и полно...

«Игровые приемы для формирования речевой коммуникации с аутичным ребенком»

В данной статье автор , основываясь на опыте работы с детьми с РАС, предлагает некоторые игровые приемы для формирования речевой коммуникации аутичного ребенка....